marți, 1 martie 2016

в каких случаях повышение цен не является инфляцией

Инфляционные причины повышения цен

Важно, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары. Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен - инфляция, поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные процессы.

Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования "печатного станка", что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.

. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.

. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

. "Импортируемая" инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.

. Инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляции спроса и инфляции издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.

Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы), в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, и цены начинают расти.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Инфляция: понятие, виды и последствия

Инфляция: понятие, виды и последствия

ИНФЛЯЦИЯ- это долговременное, устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, поступающие на внутренний рынок данной страны.

В любом случае инфляция предполагает повышение цен. Но не всякое ли повышение цен является инфляцией?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим три случая повышения цен.

Во-первых, повышение цен может носить сезонный характер. Например, в преддверии рождественских, новогодних праздников возникает повышенный спрос на значительную группу потребительских товаров, связанных с подготовкой и проведением Рождества и Нового Года. Этот спрос вызывает общее повышение цен на потребительские товары. Но оно непродолжительно и уже в начале января наступившего года сменяется, как правило, общим снижением цен. Подобного рода кратковременное повышение цен. которое носит сезонный характер, не оказывает существенного влияния на экономику, не вызывает изменений в уровне реальных доходов подавляющей части населения, и его не следует относить к инфляции.

Во-вторых, в некоторых случаях наблюдается повышение цен на отдельный вид товара или услуги либо на небольшую группу товаров и услуг. Например, выпуск одежды из новой модной ткани нередко порождает повышенный и устойчивый спрос на эти изделия швейной промышленности, что приводит к длительному повышению цен. Напротив, происходит известное перераспределение спроса на различные виды одежды, что сопровождается снижением цен на те или иные виды платья. Повышение цен на один или на небольшую группу товаров, которое не приводит к общему повышению цен, также не может рассматриваться как инфляция даже в том случае, когда оно является длительным.

В-третьих, повышение цен может распространиться на все товары и услуги, производимые в стране, или на большую их часть; кроме того, оно не приобретает временный характер, а становится постоянным или, по меньшей мере, долговременным. Лишь в этом случае мы можем утверждать, что в экономике происходит инфляция.

В отличие от первых двух случаев, инфляционный рост цен оказывает влияние на состояние экономики и на её развитие, на динамику реальных доходов населения и их распределение.

В экономике может происходить и снижение общего уровня цен. В настоящее время оно наблюдается довольно редко и лишь в странах с высокоэффективной экономикой (Германия, Япония и США). Снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называют дефляцией.

Развитие инфляции может сопровождаться и постепенным замедлением роста цен. Например, если в течении первых трех месяцев какого-то года цены росли в среднем на 10%, в середине года они повышались в среднем на 65, затем- на 5%, то такое замедление темпа прироста цен называется дезинфляцией.

Общее повышение цен отнюдь не означает. что они растут одинаково на все виды продукции. Инфляция характерна именно тем. что вздорожание различных видов товаров и услуг происходит в разной степени. Например, за последние 8 лет цены на хлеб в нашей стране повысились приблизительно в 10 тысяч раз, на масло – в 5,5 тысяч раз, на телевизоры – в 1,5 тысячи раз и т.д. Для изучения экономики не редко большое значение имеет выяснение того. как повышается именно общий уровень цен.

Каким образом исчисляется повышение общего уровня цен? На этот вопрос ответить не трудно, если статистика исчислила показатели номинального и реального ВВП.

Наряду с дефлятором ВВП, в качестве показателя уровня цен и повышения этого уровня широко применяется и индекс потребительских цен на товары и услуги. От индекса-дефлятора ВВП он отличается тем, что, во-первых, при исчислении учитываются цены только на те товары и услуги. которые покупаются потребителями. А во-вторых. при его исчислении используются розничные цены. Применяя индекс потребительских цен, мы можем определить уровень и динамику таких показателей, как реальные личные потребительские расходы населения, реальный располагаемый личный доход и т.д. Этими показателями следует пользоваться, когда мы хотим выявить, как инфляция повлияла на уровень благосостояния населения той или иной страны.

Отношение прироста общего уровня цен в данном году к уровню цен в предыдущем году, выраженное в процентах, называется НОРМОЙ ИНФЛЯЦИИ.

Ключевой проблемой в теории инфляции является выяснение причин. Инфляция, не смотря на кажущуюся простоту и очевидность, представляет собой весьма сложное явление. Поэтому было бы неправомерно видеть причину инфляции в каком-либо одном явлении.

Избыточный спрос

одной из причин инфляции может выступать избыточный спрос, т.е. ситуация, при которой создается устойчивое и долговременное повышение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением товаров и услуг. Естественно, что пока существуют неполная занятость и неполная загрузка производственных мощностей экономики, инфляция спроса (по крайней мере, теоретически) невозможна. Увеличение спроса в этих условиях вызывает расширение производства за счет более полного использования факторов производства и, следовательно, адекватное увеличение предложения. Когда же будут достигнуты полная занятость и полная загрузка производственных мощностей, дальнейший рост спроса не может быть покрыт соответствующим расширением выпуска товаров и услуг и ростом их предложения. Когда экономика работает на пределе своих возможностей, а спрос продолжает расти, на рынках образуется хроническое повышение спроса над предложением, и все или большинство фирм регулярно повышают цены на свою продукцию. Такая ситуация предполагает наличие устойчивого неравновесия и повышения спроса над естественным (потенциальным) уровнем ВВП. Более того, повышение цен в этих условиях не уравнивает соотношение спроса и предложения. Такое повышение цен означало бы снижение реальных доходов и сокращение спроса до уровня предложения. Инфляция спроса предполагает, что всеобщий рост цен означает совокупное увеличение выручки, которую получают фирмы от продаж товаров и услуг. Это, в свою очередь, приносит фирмам большую прибыль, а рабочим при наличии полной занятости дает возможность добиться более высокой заработной платы.

Таким образом, инфляция спроса не знает верхнего предела: избыточный спрос ведет к росту цен, рост цен – к росту доходов, рост доходов – к новому повышению совокупного спроса…

Когда в 1992 г. российское правительство «отпустило» цены, оно надеялось, что имевшийся тогда избыточный спрос послужит импульсом приблизительно пятикратного повышения цен, после чего будет достигнут некий ценовой потолок. После этого инфляция войдет в рамки своего умеренного варианта. Однако надеждами на то, что устремившиеся вверх цены натолкнутся на потолок спроса, не суждено было сбыться. Вместе с ценами столь же быстро росли и доходы. Спираль «цены – доходы – спрос - цены», начав раскручиваться, не остановила своего движения и по сей день.

Источниками избыточного спроса являются:

1. дефицит государственного бюджета, который предполагает, что государство тратит, а следовательно, предъявляет спрос на сумму большую, чем его доходы. Оно «живет не по средствам», покрывая свои чрезмерные расходы за счет печатания (эмиссии) ничем не обеспеченных бумажных денег или за счет доходов эмиссии государственных облигаций, реализуемых на рынках ценных бумаг;

2. резкое расширение инвестиций, финансируемых за счет не только прибыли, полученной в текущем году, но и накопленных сбережений и банковских кредитов;

3. не соответствующее уровню национального дохода увеличение потребительских расходов населения за счет необоснованного повышения заработной платы и опять-таки накопленных сбережений и расширения потребительского кредита.

Информация о реферате «Инфляция: понятие, виды и последствия»

Инфляция: понятие, виды и последствия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

История возникновения денег, их основные функции. Факторы, влияющие на величину денежной массы. Понятие и виды инфляции как процесса повышения общего уровня цен в стране, ее виды, возможные последствия. Антиинфляционные меры, принимаемые государством.

презентация [243,7 K], добавлен 21.05.2015

Сущность понятия "инфляция". Основные виды инфляции: сбалансированная, несбалансированная, ожидаемая и неожидаемая. Главные особенности открытой и подавленной инфляции. Основные причины инфляции спроса. Социально-экономические последствия инфляции.

презентация [2,6 M], добавлен 01.04.2011

Инфляция как процесс в экономике, происходящий при переполнении сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного (по сравнению с предложением товаров) их выпуска. Инфляция спроса и предложения. Типы инфляции, антиинфляционные меры в 2008-2009 годах.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 24.05.2009

Инфляция как сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение функционирования финансового рынка; дисбаланс между совокупным спросом и предложением. Определение инфляции, ее причины и последствия, виды. Методы антиинфляционного регулирования.

курсовая работа [54,0 K], добавлен 06.12.2009

Инфляция: понятие, причины, типы и виды, факторы, на неё влияющие, последствия. Методология определения показателей инфляции как общая характеристика индексного метода. Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен на товары-представители.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 20.05.2011

Индекс потребительских цен по методу расчета или индекс Ласпейреса. Термин "уровень инфляции" и прирост индекса потребительских цен. Номинальные и реальные процентные ставки и ожидаемая инфляция. Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций.

реферат [27,9 K], добавлен 05.04.2009

Инфляция как многофакторный процесс. Сущность, типы и виды инфляции. Теории инфляции. Особенности инфляции в России. Инфляция и денежно-валютная политика. Подходы к управлению инфляцией. Оценка инфляционной ситуации в России 2004 года.

курсовая работа [218,2 K], добавлен 01.12.2006

Инфляция как экономическая категория: сущность и причины ее возникновения. Виды инфляции. Показатели измерения инфляции. Социально-экономические последствия инфляции, ее регулирование. Современное состояние инфляционных процессов в РФ (2006-2007гг.).

курсовая работа [64,3 K], добавлен 21.11.2007

Историческое возникновение явления инфляции. Причины, вызывающие обесценивание денег, их социально-экономические последствия. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции. Анализ потребительских цен, инфляционные процессы в республике Казахстан.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 17.05.2009

Инфляция: понятие, причины, виды. Экономические, социальные последствия инфляции. Содержание антиинфляционной политики, индексация доходов населения. Основные направления антиинфляционного регулирования в Беларуси, методы стабилизации денежного обращения.

реферат [23,1 K], добавлен 03.11.2013

Инфляция: понятие, виды и последствия

ИНФЛЯЦИЯ- это долговременное, устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, поступающие на внутренний рынок данной страны.

В любом случае инфляция предполагает повышение цен. Но не всякое ли повышение цен является инфляцией?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим три случая повышения цен.

Во-первых, повышение цен может носить сезонный характер. Например, в преддверии рождественских, новогодних праздников возникает повышенный спрос на значительную группу потребительских товаров, связанных с подготовкой и проведением Рождества и Нового Года. Этот спрос вызывает общее повышение цен на потребительские товары. Но оно непродолжительно и уже в начале января наступившего года сменяется, как правило, общим снижением цен. Подобного рода кратковременное повышение цен. которое носит сезонный характер, не оказывает существенного влияния на экономику, не вызывает изменений в уровне реальных доходов подавляющей части населения, и его не следует относить к инфляции.

Во-вторых, в некоторых случаях наблюдается повышение цен на отдельный вид товара или услуги либо на небольшую группу товаров и услуг. Например, выпуск одежды из новой модной ткани нередко порождает повышенный и устойчивый спрос на эти изделия швейной промышленности, что приводит к длительному повышению цен. Напротив, происходит известное перераспределение спроса на различные виды одежды, что сопровождается снижением цен на те или иные виды платья. Повышение цен на один или на небольшую группу товаров, которое не приводит к общему повышению цен, также не может рассматриваться как инфляция даже в том случае, когда оно является длительным.

В-третьих, повышение цен может распространиться на все товары и услуги, производимые в стране, или на большую их часть; кроме того, оно не приобретает временный характер, а становится постоянным или, по меньшей мере, долговременным. Лишь в этом случае мы можем утверждать, что в экономике происходит инфляция.

В отличие от первых двух случаев, инфляционный рост цен оказывает влияние на состояние экономики и на её развитие, на динамику реальных доходов населения и их распределение.

В экономике может происходить и снижение общего уровня цен. В настоящее время оно наблюдается довольно редко и лишь в странах с высокоэффективной экономикой (Германия, Япония и США). Снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называют дефляцией.

Развитие инфляции может сопровождаться и постепенным замедлением роста цен. Например, если в течении первых трех месяцев какого-то года цены росли в среднем на 10%, в середине года они повышались в среднем на 65, затем- на 5%, то такое замедление темпа прироста цен называется дезинфляцией.

Общее повышение цен отнюдь не означает. что они растут одинаково на все виды продукции. Инфляция характерна именно тем. что вздорожание различных видов товаров и услуг происходит в разной степени. Например, за последние 8 лет цены на хлеб в нашей стране повысились приблизительно в 10 тысяч раз, на масло - в 5,5 тысяч раз, на телевизоры - в 1,5 тысячи раз и т.д. Для изучения экономики не редко большое значение имеет выяснение того. как повышается именно общий уровень цен.

Каким образом исчисляется повышение общего уровня цен? На этот вопрос ответить не трудно, если статистика исчислила показатели номинального и реального ВВП.

Наряду с дефлятором ВВП, в качестве показателя уровня цен и повышения этого уровня широко применяется и индекс потребительских цен на товары и услуги. От индекса-дефлятора ВВП он отличается тем, что, во-первых, при исчислении учитываются цены только на те товары и услуги. которые покупаются потребителями. А во-вторых. при его исчислении используются розничные цены. Применяя индекс потребительских цен, мы можем определить уровень и динамику таких показателей, как реальные личные потребительские расходы населения, реальный располагаемый личный доход и т.д. Этими показателями следует пользоваться, когда мы хотим выявить, как инфляция повлияла на уровень благосостояния населения той или иной страны.

Отношение прироста общего уровня цен в данном году к уровню цен в предыдущем году, выраженное в процентах, называется НОРМОЙ ИНФЛЯЦИИ.

Ключевой проблемой в теории инфляции является выяснение причин. Инфляция, не смотря на кажущуюся простоту и очевидность, представляет собой весьма сложное явление. Поэтому было бы неправомерно видеть причину инфляции в каком-либо одном явлении.

Избыточный спрос

одной из причин инфляции может выступать избыточный спрос, т.е. ситуация, при которой создается устойчивое и долговременное повышение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением товаров и услуг. Естественно, что пока существуют неполная занятость и неполная загрузка производственных мощностей экономики, инфляция спроса (по крайней мере, теоретически) невозможна. Увеличение спроса в этих условиях вызывает расширение производства за счет более полного использования факторов производства и, следовательно, адекватное увеличение предложения. Когда же будут достигнуты полная занятость и полная загрузка производственных мощностей, дальнейший рост спроса не может быть покрыт соответствующим расширением выпуска товаров и услуг и ростом их предложения. Когда экономика работает на пределе своих возможностей, а спрос продолжает расти, на рынках образуется хроническое повышение спроса над предложением, и все или большинство фирм регулярно повышают цены на свою продукцию. Такая ситуация предполагает наличие устойчивого неравновесия и повышения спроса над естественным (потенциальным) уровнем ВВП. Более того, повышение цен в этих условиях не уравнивает соотношение спроса и предложения. Такое повышение цен означало бы снижение реальных доходов и сокращение спроса до уровня предложения. Инфляция спроса предполагает, что всеобщий рост цен означает совокупное увеличение выручки, которую получают фирмы от продаж товаров и услуг. Это, в свою очередь, приносит фирмам большую прибыль, а рабочим при наличии полной занятости дает возможность добиться более высокой заработной платы.

Таким образом, инфляция спроса не знает верхнего предела: избыточный спрос ведет к росту цен, рост цен - к росту доходов, рост доходов - к новому повышению совокупного спроса…

Когда в 1992 г. российское правительство «отпустило» цены, оно надеялось, что имевшийся тогда избыточный спрос послужит импульсом приблизительно пятикратного повышения цен, после чего будет достигнут некий ценовой потолок. После этого инфляция войдет в рамки своего умеренного варианта. Однако надеждами на то, что устремившиеся вверх цены натолкнутся на потолок спроса, не суждено было сбыться. Вместе с ценами столь же быстро росли и доходы. Спираль «цены - доходы - спрос - цены», начав раскручиваться, не остановила своего движения и по сей день.

Источниками избыточного спроса являются:

1. дефицит государственного бюджета, который предполагает, что государство тратит, а следовательно, предъявляет спрос на сумму большую, чем его доходы. Оно «живет не по средствам», покрывая свои чрезмерные расходы за счет печатания (эмиссии) ничем не обеспеченных бумажных денег или за счет доходов эмиссии государственных облигаций, реализуемых на рынках ценных бумаг;

2. резкое расширение инвестиций, финансируемых за счет не только прибыли, полученной в текущем году, но и накопленных сбережений и банковских кредитов;

3. не соответствующее уровню национального дохода увеличение потребительских расходов населения за счет необоснованного повышения заработной платы и опять-таки накопленных сбережений и расширения потребительского кредита.

Тема: Инфляция: понятие, виды и последствия

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Финансовый менеджмент, финансовая математика
  • Все доклады по финансовому менеджменту Скачать Читать текст оnline

Инфляция: понятие, виды и последствия

ИНФЛЯЦИЯ- это долговременное, устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, поступающие на внутренний рынок данной страны.

В любом случае инфляция предполагает повышение цен. Но не всякое ли повышение цен является инфляцией?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим три случая повышения цен.

Во-первых, повышение цен может носить сезонный характер. Например, в преддверии рождественских, новогодних праздников возникает повышенный спрос на значительную группу потребительских товаров, связанных с подготовкой и проведением Рождества и Нового Года. Этот спрос вызывает общее повышение цен на потребительские товары. Но оно непродолжительно и уже в начале января наступившего года сменяется, как правило, общим снижением цен. Подобного рода кратковременное повышение цен. которое носит сезонный характер, не оказывает существенного влияния на экономику, не вызывает изменений в уровне реальных доходов подавляющей части населения, и его не следует относить к инфляции.

Во-вторых, в некоторых случаях наблюдается повышение цен на отдельный вид товара или услуги либо на небольшую группу товаров и услуг. Например, выпуск одежды из новой модной ткани нередко порождает повышенный и устойчивый спрос на эти изделия швейной промышленности, что приводит к длительному повышению цен. Напротив, происходит известное перераспределение спроса на различные виды одежды, что сопровождается снижением цен на те или иные виды платья. Повышение цен на один или на небольшую группу товаров, которое не приводит к общему повышению цен, также не может рассматриваться как инфляция даже в том случае, когда оно является длительным.

В-третьих, повышение цен может распространиться на все товары и услуги, производимые в стране, или на большую их часть; кроме того, оно не приобретает временный характер, а становится постоянным или, по меньшей мере, долговременным. Лишь в этом случае мы можем утверждать, что в экономике происходит инфляция.

В отличие от первых двух случаев, инфляционный рост цен оказывает влияние на состояние экономики и на её развитие, на динамику реальных доходов населения и их распределение.

В экономике может происходить и снижение общего уровня цен. В настоящее время оно наблюдается довольно редко и лишь в странах с высокоэффективной экономикой (Германия, Япония и США). Снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называют дефляцией.

Развитие инфляции может сопровождаться и постепенным замедлением роста цен. Например, если в течении первых трех месяцев какого-то года цены росли в среднем на 10%, в середине года они повышались в среднем на 65, затем- на 5%, то такое замедление темпа прироста цен называется дезинфляцией.

Общее повышение цен отнюдь не означает. что они растут одинаково на все виды продукции. Инфляция характерна именно тем. что вздорожание различных видов товаров и услуг происходит в разной степени. Например, за последние 8 лет цены на хлеб в нашей стране повысились приблизительно в 10 тысяч раз, на масло – в 5,5 тысяч раз, на телевизоры – в 1,5 тысячи раз и т.д. Для изучения экономики не редко большое значение имеет выяснение того. как повышается именно общий уровень цен.

Каким образом исчисляется повышение общего уровня цен? На этот вопрос ответить не трудно, если статистика исчислила показатели номинального и реального ВВП.

Наряду с дефлятором ВВП, в качестве показателя уровня цен и повышения этого уровня широко применяется и индекс потребительских цен на товары и услуги. От индекса-дефлятора ВВП он отличается тем, что, во-первых, при исчислении учитываются цены только на те товары и услуги. которые покупаются потребителями. А во-вторых. при его исчислении используются розничные цены. Применяя индекс потребительских цен, мы можем определить уровень и динамику таких показателей, как реальные личные потребительские расходы населения, реальный располагаемый личный доход и т.д. Этими показателями следует пользоваться, когда мы хотим выявить, как инфляция повлияла на уровень благосостояния населения той или иной страны.

Отношение прироста общего уровня цен в данном году к уровню цен в предыдущем году, выраженное в процентах, называется НОРМОЙ ИНФЛЯЦИИ.

Ключевой проблемой в теории инфляции является выяснение причин. Инфляция, не смотря на кажущуюся простоту и очевидность, представляет собой весьма сложное явление. Поэтому было бы неправомерно видеть причину инфляции в каком-либо одном явлении.

Избыточный спрос

одной из причин инфляции может выступать избыточный спрос, т.е. ситуация, при которой создается устойчивое и долговременное повышение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением товаров и услуг. Естественно, что пока существуют неполная занятость и неполная загрузка производственных мощностей экономики, инфляция спроса (по крайней мере, теоретически) невозможна. Увеличение спроса в этих условиях вызывает расширение производства за счет более полного использования факторов производства и, следовательно, адекватное увеличение предложения. Когда же будут достигнуты полная занятость и полная загрузка производственных мощностей, дальнейший рост спроса не может быть покрыт соответствующим расширением выпуска товаров и услуг и ростом их предложения. Когда экономика работает на пределе своих возможностей, а спрос продолжает расти, на рынках образуется хроническое повышение спроса над предложением, и все или большинство фирм регулярно повышают цены на свою продукцию. Такая ситуация предполагает наличие устойчивого неравновесия и повышения спроса над естественным (потенциальным) уровнем ВВП. Более того, повышение цен в этих условиях не уравнивает соотношение спроса и предложения. Такое повышение цен означало бы снижение реальных доходов и сокращение спроса до уровня предложения. Инфляция спроса предполагает, что всеобщий рост цен означает совокупное увеличение выручки, которую получают фирмы от продаж товаров и услуг. Это, в свою очередь, приносит фирмам большую прибыль, а рабочим при наличии полной занятости дает возможность добиться более высокой заработной платы.

Таким образом, инфляция спроса не знает верхнего предела: избыточный спрос ведет к росту цен, рост цен – к росту доходов, рост доходов – к новому повышению совокупного спроса…

Когда в 1992 г. российское правительство «отпустило» цены, оно надеялось, что имевшийся тогда избыточный спрос послужит импульсом приблизительно пятикратного повышения цен, после чего будет достигнут некий ценовой потолок. После этого инфляция войдет в рамки своего умеренного варианта. Однако надеждами на то, что устремившиеся вверх цены натолкнутся на потолок спроса, не суждено было сбыться. Вместе с ценами столь же быстро росли и доходы. Спираль «цены – доходы – спрос - цены», начав раскручиваться, не остановила своего движения и по сей день.

Источниками избыточного спроса являются:

1. дефицит государственного бюджета, который предполагает, что государство тратит, а следовательно, предъявляет спрос на сумму большую, чем его доходы. Оно «живет не по средствам», покрывая свои чрезмерные расходы за счет печатания (эмиссии) ничем не обеспеченных бумажных денег или за счет доходов эмиссии государственных облигаций, реализуемых на рынках ценных бумаг;

2. резкое расширение инвестиций, финансируемых за счет не только прибыли, полученной в текущем году, но и накопленных сбережений и банковских кредитов;

3. не соответствующее уровню национального дохода увеличение потребительских расходов населения за счет необоснованного повышения заработной платы и опять-таки накопленных сбережений и расширения потребительского кредита.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu