Как умер Моцарт?
Таки Тэн Ученик (96), закрыт 5 лет назад
Лана Искусственный Интеллект (223228) 5 лет назад
Смертельная болезнь 35-летнего Моцарта началась с отеков на руках и ногах, потом последовала рвота, выступила сыпь - композитор болел 15 дней и умер без пяти час ночи 5 декабря 1791 года.
В берлинской газете "Музикалишес Вохенблатт" 12 декабря пражским корреспондентом было написано: "Моцарт умер. Из Праги он вернулся больным, с тех пор все время хворал: предполагали, что у него водянка. После смерти его тело настолько вздулось, что считали, что он отравлен". В XVIII веке было принято каждую непредвиденную смерть выдающейся личности непременно связывать с неестественной причиной, и легенда об отравлении Моцарта начала все больше будоражить умы. Повод для этого дала и его вдова Констанца, неоднократно повторявшая слова Моцарта, сказанные им во время прогулки в Пратере: "Конечно, мне дали яд! "
За несколько недель до смерти он сказал Констанце, что его травят ядом: «Мне дали «акватофану» и рассчитали точное время моей смерти». «Акватофана». медленно действующий яд без запаха на основе мышьяка, назван по имени Джулии Тофины, итальянской колдуньи XVII века, которая изобрела этот состав. Моцарт решил, что «Реквием». заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначен для его собственных похорон.
31 декабря 1791 года берлинская газета сообщила о смерти композитора, выдвинув предположения относительно ее причины: «Поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». В записке без даты старший сын Моцарта Карл-Томас вспоминает, что тело его отца так вздулось и запах разложения был так силен, что вскрытие не производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.
Все медики, изучающие эту смерть, едины в том, что Моцарт умер в результате почечного заболевания инфекционной или токсической этиологии. Чем вызвано было это заболевание, остается тайной.
Остальные ответы
От чего умер Моцарт. Продолжение.
Вольфганг слег в постель 20 ноября, болел две недели: острое лихорадочное заболевание, воспаление вспухших суставов, неспособность к движению из-за мучительных болей, высокая температура, просовидная сыпь, сильные головные боли, рвота. Все эти симптомы соответствуют не только характеристике «ревматически-воспалительной лихорадки», изложенной в трудах Штолля и Саллабы, но и общим признакам ревматизма, описанным в трудах современных ученых.
У Вольфганга еще в детстве наблюдались явления суставного ревматизма. В октябре 1762 года, когда юный музыкант с отцом находились в Вене, шестилетний мальчик жаловался на боли в ногах; у него выступила сыпь, высоко поднялась температура. По возвращении в Зальцбург ребенок снова заболел: высокая температура, боли в суставах. В 1766 году, во время пребывания в Мюнхене, та же картина: явный артрит, жар, усиливающийся к ночи.
Известно, что за четыре месяца до смерти Моцарт уже испытывал серьезное недомогание. Он был болен, когда сочинял в Праге оперу «Милосердие Тита» (август — сентябрь), что отмечено в изданной в 1791 году в Праге хронике коронационных торжеств. Пражский корреспондент берлинского музыкального еженедельника сообщал через неделю после смерти Моцарта: «Он приехал из Праги домой в болезненном состоянии и с тех пор все время хворал». В биографических заметках, напечатанных в лейпцигской музыкальной газете в 1798 году, сказано: «Он приехал в Прагу в очень болезненном состоянии… Огромная работа снова возбудила силы его духа…
Но именно из-за этого напряжения еще более обессилев, возвратился он в Вену еще более больным…» В первой биографии Моцарта, появившейся в том же году в Праге, говорится: «Уже в Праге Моцарт был болен и усердно лечился. Его лицо было бледно и имело печальное выражение, хотя его юмор еще часто давал себя знать в обществе друзей». Автор биографии Франц Немечек дополняет: после некоторого улучшения самочувствия Вольфганг впал в меланхолию, становился все более слабым и вялым, пока, наконец, не слег в постель, «с которой, увы, он никогда больше не поднялся».
Свидетели отмечают, что у Моцарта были воспалены суставы. При суставном ревматизме, как и при любом другом виде ревматизма, подвергается обязательному поражению сердечная мышца. Мы не знаем, в каком состоянии было сердце Моцарта. Дело не только в том, что в то время не было таких точных методов исследования, как кардиограмма, и что не прибегли к вскрытию тела, а в том, что медики XVIII века, даже самые передовые, недооценивали главенствующую роль сердца в человеческом организме. В XVIII веке болезни сердца вообще почти не были изучены. Показательно, что среди 656 просмотренных в венских архивах свидетельств о смерти, относящихся к двум последним месяцам 1791 года не встретилось ни одного, где причиной смерти было бы названо заболевание сердца. Разумеется, и тогда люди умирали от сердечной недостаточности, порока сердца и инфаркта миокарда, но распознавать эти заболевания врачи не умели.
Гульденер называет в качестве непосредственной причины смерти Моцарта — un deposito alla testa («отложение в голове», или «прилив к голове»). Согласно Штоллю, ревматическая лихорадка — заболевание желчного происхождения. При этом появляется «дурное вещество» в желудке и мишках, которое отравляет кровь и лимфу и возбуждает лихорадку. Разумеется, что с точки зрения современной медицины такое объяснение несостоятельно. Однако оно вытекало из диагностики того времени. Можно допустить, что наблюдавшиеся у композитора в последний период его жизни обмороки резкое падение сил были связаны как с нарушением нормальной деятельности сердца, так и, возможно, с заболеванием щитовидной железы (характерна выпуклость глаз на портретах Моцарта).
Современная ревматология насчитывает много форм ревматизма. Чтобы решить, к какой форме активной фазы ревматизма следует отнести болезнь Моцарта, дошедших до нас сведений недостаточно. Твердо обоснованным может считаться только общий диагноз: ревматическое заболевание. Что касается un deposito alla testa, то за этой формулировкой могло скрываться не обязательно мозговое заболевание, но и поражение сердечной мышцы.
Можно не сомневаться, что столь опытный, образованный и искусный врач, как Клоссет, неослабно следил за самочувствием больного. Один из обычных методов терапии XVIII века — обильное кровопускание и очищение внутренностей от «дурного вещества» рвотой. Такой метод лечения рекомендовал в своих трудах, в частности, Саллаба. Он описывал случаи из собственной практики, когда у больного на протяжении первой недели брали кровь из вен до восьми раз (от 350 до 420 граммов за один прием). То, что Моцарта лечили именно так, по науке и практике его времени, хотя и не обязательно в такой крайней дозировке, доказывают свидетельства свояченицы больного Зофи Хайбель (судя по ее словам, кровопускания доводили больного до изнеможения и потери сознания). А биограф композитора Г. Н. Ниссен упоминает о внезапных рвотах, изматывавших больного. Естественно, что ослабевший организм Моцарта мог не вынести подобного лечения, и не исключено, что именно оно и приблизило смерть.
К ВОПРОСУ ОБ ОТРАВЛЕНИИ
Доктор Гульденер рассказывал о последних днях Моцарта: «Столько людей видели его, столько людей осведомлялись о нем, его семья ухаживала за ним с такой заботливостью, его врач, всеми высоко ценимый, одаренный и опытный Клоссет лечил его со всем вниманием добросовестнейшего медика и с участием долголетнего друга, так что от него наверняка ничто не ускользнуло бы, что могло бы навести хотя бы на малейший след отравления. Болезнь шла обычным ходом и длилась обычное время».
Слухи об отравлении распространились сразу же после смерти Моцарта, а если верить вдове Моцарта, то сам композитор высказывал подозрение, что ему дали яду (еще за полгода до смерти!). Могли ли эти толки не дойти до лечащих врачей и не привлечь внимания лиц, освидетельствовавших тело? Гульденер сообщает, что «точный осмотр тела не показал ничего необычного». Тот факт, что не было произведено вскрытие, доказывает, что ни у кого из лиц, причастных к лечению и медицинскому осмотру, не возникло сомнений, что Моцарт умер естественной смертью.
Симптомы болезни Моцарта не напоминали отравление известными в то время ядами, но тем не менее разоблачители мнимого преступления апеллируют к сулеме. Факты опровергают это предположение. У Моцарта был очень сильный жар, в то время как сулема вызывает резкое понижение температуры тела. Заметим, что как раз в XVIII веке в моде было лечение двухлористой ртутью (сулемой) некоторых болезней, и нередко чрезмерная дозировка вызывала отравление. Доктор Клоссет хорошо разбирался в признаках отравления ртутью. В своем медицинском труде он перечисляет эти симптомы. Мог ли он, столь сведущий врач, не обратить внимания на соответствующие симптомы у своего подопечного?
Отравлениями в ту пору интересовался и Саллаба, привлеченный к консилиуму. В год смерти Моцарта по его инициативе была учреждена кафедра судебной медицины. «И вот как раз он, консультант Клоссета у одра болезни Моцарта, как будто мог не распознать заурядное отравление». Это цитата из книги швейцарского врача и моцартоведа Карла Бера «Моцарт. Болезнь — смерть — погребение». Книга выпущена в 1966 году Центральным институтом моцартоведения в Зальцбурге.
Принципиальная важность этого труда состоит в том, что его автор в отличие от многих своих предшественников не отвергает данные, которые исходят от врачей, лечивших Моцарта, а, напротив, отталкивается от них, рассматривая их в связи с теорией и практикой венской медицинской школы XVIII века и в то же время пересматривая их с позиций медицины наших дней.
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Как ни серьезна была болезнь, как ни рискованны были методы лечения, катастрофа, возможно, не наступила бы так рано, если бы иначе сложилась жизнь композитора. Триумфальные поездки чудо-ребенка по городам Европы имели свои теневые стороны. Для здоровья маленького артиста не могли пройти бесследно переезды по тяжелым дорогам, нередко в сырую и холодную погоду, ночлеги в неблагоустроенных гостиницах, нерегулярный режим дня, суета визитов и концертов, непомерная трудовая нагрузка. И в последующие годы на физическом состоянии рано созревшего мастера не могло не отразиться напряжение его интенсивной творческой, исполнительской, педагогической работы. Но, пожалуй, больше всего подрывала здоровье Моцарта непрерывная борьба за существование, с каждым годом становившаяся все более тягостной.
Известно весьма сдержанное отношение императорского двора, столичной аристократии к оперным шедеврам Моцарта — «Свадьбе Фигаро», «Дон-Жуану». Последняя опера Моцарта — «Волшебная флейта» — увидела свет не на казенной сцене, а в пригородном театре. Симфония «Юпитер» не была исполнена при жизни автора. Больше пяти лет дожидался гениальный мастер назначения на придворную службу. Но оклад ему определили ничтожный. Еще меньше устраивала Моцарта его должность в творческом плане. Только один раз за четыре года Вольфганг добился заказа на произведение для придворного музыкального театра.
Летом 1789 года композитор хотел дать концерт по подписке, он бегал с подписным листом по знатным домам четырнадцать дней, но мог заполучить всего лишь одну подпись. Неудачи преследовали композитора и в сборах подписки на сочинения. Крайняя нужда заставляла Вольфганга вступать в сделки с ростовщиками.
В 1790 году Моцарт часто страдал головной болью. Нужда увеличивалась. Во время пребывания композитора в 1791 году в Праге, его измученный и удрученный вид внушал тревогу друзьям. В болезненном состоянии продолжал он в Вене лихорадочно работать над «Волшебной флейтой» и «Реквиемом».
Моцарт просил зачислить его бесплатным помощником соборного капельмейстера в Вене с тем, чтобы в случае смерти капельмейстера занять освободившееся место. Эту милость Моцарту оказали весной 1791 года. Однако престарелый музыкальный руководитель собора святого Стефана пережил своего возможного преемника на два года. Письма Вольфганга, умолявшего друзей ссудить его деньгами, отсрочить долги, прийти на помощь, — потрясающие человеческие документы.
Продолжение следует.
Автор: Б. Штейнпресс.
P. S. Старинные летописи рассказывают: Все-таки жаль, что великий композитор умер так рано, а ведь сколько еще гениальных произведений мог он создать, проживи он дольше. К слову, недавно удивительную музыку Моцарта стали играть на не совсем обычных для такой музыки инструментах, например на гуцулских трембитах. Увидеть, как выглядит гуцулская карпатская трембита можно на сайте vurobukarpat.com.ua. а теперь представьте, как будет звучать музыка гениального австрийца на этом украинском инструменте.
Странная смерть Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный чудо-ребенок, начал давать концерты для европейской знати и сочинять первые произведения в шесть лет. Через тридцать лет, в зените славы, он умер после недолгой болезни.
Даже через несколько десятков лет Софи Хайбль, младшая сестра жены Моцарта Констанцы, прекрасно помнила зловещее предзнаменование. В первое воскресенье декабря 1791 года она на кухне готовила кофе для матери. Накануне Софи была в Вене в гостях у заболевшего шурина и вернулась домой с известием о том, что ему стало лучше. Теперь, ожидая, пока закипит кофе, Софи задумчиво смотрела на яркое пламя лампады и думала о занемогшем муже Констанцы. Внезапно пламя погасло, «полностью, словно лампа никогда не горела», позже написала она. «На фитиле не осталось ни искорки, хотя не было ни малейшего сквозняка — за это я могу поручиться». Охваченная ужасным предчувствием, она бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно вернуться в дом Моцарта.
Констанца встретила сестру с облегчением. Она сообщила, что Моцарт провел беспокойную ночь, и попросила ее остаться. «Ах, дорогая Софи, как я рад, что ты пришла, — сказал композитор. — Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать’ при моей смерти». С Моцартом был его ассистент Зуссмайер, которому композитор давал указания относительно завершения его последнего сочинения — заупокойной мессы. Вызвали священника, а затем врача, который велел прикладывать к пылавщему лбу больного холодные компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание; он умер 5 декабря 1791 года в 0.55. Бывший вундеркинд и плодовитый композитор не дожил двух месяцев до своего 36-летия.
Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт большую часть года лихорадочно работал над завершением важных заказов. Друзьям и родным он казался нервным и изнуренным чрезмерной работой. Тем не менее, когда 20 ноября он слег, никому не пришло в голову, что эта болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссе перечислил симптомы недуга в биографии композитора, опубликованно в 1828 году: «Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полна невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой». Диагноз был подтвержден в официальной книге регистрации умерших Вены.
Сам Моцарт подозревал, что дело нечисто. За несколько недель до смерти он сказал Констанце, что его травят ядом: «Мне дали „аква-тофану“ и рассчитали точное время моей смерти». «Аква-тофана», медленно действующий яд без запаха на основе мышьяка, назван по имени Джулии Тофины, итальянской колдуньи XVII века, которая изобрела этот состав. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначен для его собственных похорон.
31 декабря 1791 года берлинская газета сообщила о смерти композитора, выдвинув предположения относительно ее причины: «Поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». В записи без даты старший сын Моцарта Карл-Томас вспоминает, что тело его отца так вздулось и запах разложения был так силен, что вскрытие не производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.
Но кому понадобилась смерть Моцарта? Вдова не придавала особого значения слухам об отравлении и никого не подозревала. Антонио Сальери, который был старше Моцарта всего на пять лeт был назначен придворным композитором императора Иосифа II в 1774 году. Ему было 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальянец был ведущим музыкантом австрийской столицы, высоко ценившимся apистократами, и фаворитом требовательных венских поклонников музыки. Сальери писал много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховея, Шуберт и Ференц Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника и гения, с талантом которого ему никогда не удастся сравниться. В музыкальных кругах Вены мало кто сомневался, что Сальери завидовал Моцарту, а Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворному композитору.
Сальери дожил до того дня, когда в 1824 году вся Вена праздновав пятидесятую годовщину его назначения придворным композитором. Однако за год до этого он сделал поразительное заявление. В октябре 1823 года один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил престарелого Сальери в одной из пригородных клиник.
Сальери, который мог говорить только отрывочными предложениями и был занят мыслью о грядущей смерти, поклялся честью в том, что «в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта». Это гнусная клевета, заявил он потрясенному Москелесу, «передайте миру… старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это». Через месяц Сальери попытался покончить жизнь самоубийством. Посещавшие его люди сообщали, что у него галлюцинации, связанные с виной в смерти Моцарта, и он хочет признаться в своем грехе. Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался.
Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани постарался спасти честь своего соотечественника. Он нашел врача, к которому обращались во время последней болезни Моцарта, и узнал от него диагноз: суставный ревматизм. Если Моцарт был отравлен, где доказательство? — задавал вопрос Карпани. «Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти их невозможно».
После смерти мужа Констанца послала младшего сына брать уроки у Сальери. Когда его спросили о слухах относительно того, что придворный композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери не убивал Моцарта, «но поистине отравил ему жизнь интригами». Сам Сальери якобы сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других композиторов это к лучшему: проживи он подольше, «ни одна живая душа не дала бы и корки хлеба за нашу работу».
Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофдемель, брат масонской ложи, в которой состоял композитор. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у Моцарта фортепьянные уроки. Через несколько дней после смерти Моцарта Хофдемель яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, искалечив и изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт.
Старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что ее брат давал уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен. А щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Моцарта отказался играть в присутствии Магдалены, потому что «между нею и Моцартом существовала слишком тесная близость». Однако наблюдения современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он был глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила личное участие к трагедии Магдалены, что она вряд ли сделала бы если бы в историях об отцовстве младенца содержалась хоть капля правды.
Вскоре после смерти Моцарта появился и еще один слух: композитор заслужил кару за то, что раскрыл секреты франкмасонов в опере «Волшебная флейта». Премьера аллегорической оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года. Дирижировал сам Моцарт, и опера имела огромный успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников бы Антонио Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спектакль и заявил — о чем Моцарт с гордостью писал Констанце, — что oн никогда не видел «более прекрасной постановки».
Несмотря на то что «Волшебная флейта» могла поразить некоторых членов масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн-Эмануэл Шиканедер использовали оперу для распространения идей тайного общества о мужестве, любви и братстве среди широкой публики. Эта тема трактовалась с симпатией, уважением и толикой доброго юмора.
Венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату, которую он набросал за несколько дней между премьерой «Волшебной флейты» и своей смертельной болезнью. Через несколько дней после смерти Моцарта великий магистр его ложи воздал ему должное как «наиболее любимому и достойному» из ее членов и назвал кончину композитора «невосполнимой потерей». В 1792 году венские франкмасоны организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарта и его сыновей.
Поскольку Констанца в момент смерти мужа испытывала денежные затруднения, она выбрала наиболее дешевые похороны, стоимость которых можно оценить в 30 долларов. 7 декабря 1791 года в 14.30 тело перевезли в собор Святого Стефана, где несколько провожавших — включая как полагают, Сальери — выслушали в боковом приделе благословение священника. Считается, что дождь со снегом помешал присутствующим проводить катафалк на кладбище Святого Марка, находившееся примерно в часе ходьбы от собора. Вот почему никто не отметил места, где тело было захоронено в общей могиле. В действительности один из современников записал в дневнике, что 7 декабря было теплым, хотя и туманный днем. Позднее, ссылаясь на то, что церковь должна была поставить на могиле ее мужа крест или плиту, Констанца не стала ставить памятник Моцарту. Только в 1859 году на кладбище Святого Марка был воздвигнут мраморный монумент, о точности местоположения которого можно было только догадываться.
Медицинское расследование, таинственная смерть и поспешные похороны Моцарта служили объектом острых споров и спекуляций в течение двух веков. В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз «острой сыпной лихорадки» любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что у него был суставный ревматизм, острое неинфекционное заболевание, сопровождающееся болезненным воспалением суставов. В 1984 году другой врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта и его последнего недуга.
В 1762 году, когда шестилетний музыкант-вундеркинд начал давать концерты и сочинять музыку, он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей. Последствия такой инфекции могут проявиться через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик страдал приступами тонзиллита, болел тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой, или гепатитом А. В 1784 году, через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую рвоту и острый суставный ревматизм.
Доктор Девис закончил анализ болезней Моцарта выводом о том, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии. Доктор Девис отметил, что признаки почечной недостаточности включают в себя депрессию, изменение личности и бредовые состояния. Этим может объясняться убеждение Моцарта в том, что его отравили и что незаконченный «Реквием» предназначен для его похорон.
Страницы истории
ПОСМЕРТНАЯ ТАЙНА МОЦАРТА
Весной 1986 г. Международный фонд Моцартеум проводил очередную выставку, названную «Моцарт в XIX веке». Среди экспонатов, отобранных для нее, был и загадочно обретенный череп композитора. Его выставили в нише, заботливо укрыв стеклянным колпаком, который обвивал плющ. Впрочем, у посетителей этот мрачный экспонат не вызвал особого внимания.
«Однако на презентации, устроенной в честь выставки, - вспоминал ее устроитель, профессор Рудольф Ангермюллер, - ко мне обратился доктор Целлер, представлявший Кельтский музей. Ему хотелось, чтобы их художник Райнер сфотографировал череп. Позднее по этому снимку он мог бы нарисовать портрет Моцарта».
Вскоре Ангермюллер разоткровенничался. «Вы знаете, мы, между прочим, до сих пор не знаем, подлинный ли это череп Моцарта. У вас в музее нет специалистов, которые могли бы это проверить?»
«Пожалуй, что есть. Вот, например, профессор Тихи».
Так Готфрид Тихи, профессор Института геологии и палеонтологии при Зальцбургском университете, был неожиданно приглашен осмотреть загадочный череп.
Генеральный секретарь фонда Рудольф Ангермюллер торжественно вручил ему реликвию, надеясь на его порядочность и щепетильность.
Вскоре Тихи сообщил, что череп Моцарта подлинный. А потом, к ужасу сотрудников фонда, на первой полосе «Пари-матч» появился снимок, сделанный в одном из местных кафе. Взорам читателей предстал профессор Тихи, позирующий с черепом Моцарта в руках.
«Очень скандально и непорядочно с его стороны». Вдобавок профессор так и не вынес никакого научного заключения, ограничившись лишь подробным описанием черепа.
Вольфганг Амадей Моцарт В нем говорилось следующее: маленькая голова, очень женственная; крутой лоб; тонкая скуловая кость; облик типичен для жителя Южной Германии.
Очевидно, череп принадлежал человеку маленького роста - что верно: рост Моцарта был чуть больше 1,50 м. Возраст покойного: от 30 до 40 лет (Моцарт умер в 35 лет). Кости черепа носят следы рахита, перенесенного вследствие недостатка витамина D: Моцарт был «зимним ребенком»; он почти не гулял на солнце. Один из коренных зубов был сильно поражен кариесом и, очевидно, часто причинял композитору боль - тоже известный факт. Обе лобные кости рано срослись, поэтому глаза выдавались вперед - вот почему, наверное, поэт Людвиг Тик назвал глаза Моцарта «дурацкими». Удивление вызвали следы заживленной трещины черепа. Как могла эта травма ускользнуть от внимания биографов Моцарта? Ведь в литературе мы нигде не найдем сообщения о том, что композитор когда-либо сильно ударился головой. Следствием этого удара, по словам Тихи, была «сильная гематома», причинявшая покойному острые головные боли.
Затем профессор спроецировал рентгеновский снимок черепа на увеличенную копию портрета Моцарта работы Доротеи Шток (1789). На нем композитор был показан в профиль. Череп «совершенно точно укладывался в портрет», заявил Готфрид Тихи.
Впрочем, если сравнить профиль черепа с другими «достоверными» картинами и рисунками, на которых запечатлен Моцарт, то и здесь обнаружится поразительное сходство. Однако сам облик композитора на этих портретах довольно сильно разнится. Как же в действительности выглядел Моцарт? «От него не осталось ничего, кроме жалких портретов, из которых ни один не похож на Другой», - заявил его биограф Альфред Эйнштейн.
И все-таки профессор Тихи настаивал: «Череп Моцарта аутентичен». Сотрудники Международного фонда не хотели доверять поспешному выводу Нужно было раз и навсегда решить, что за реликвию они хранят. 9 февраля 1989 г. они обратились к двум ученым из Вены - Иоганну Шилвасси и Херберту Кричеру - с просьбой еще раз исследовать череп.
Профессор Шилвасси представлял Судебно-медицинский институт, а доктор Кричер - Естественно-исторический музей. Первым делом они заявили, что «все проведенные прежде экспертизы так называемого черепа Моцарта на предмет его подлинности не имеют никакого значения». По их словам, «единственный метод, дающий неоспоримые доказательства, - а именно реконструкция мягких частей - до сих пор не применялся».
Сделав гипсовый отпечаток черепа, Шилвасси и Кричер сформировали на нем лицо, вылепив его из пластилина. Этот метод применяется в криминалистике, чтобы восстановить внешность покойных, подлежащих опознанию.
Однако венские специалисты не подозревали, что до них подобную попытку все же предпринял их французский коллега Пьер-Франсуа Пуэх из Нима.
Очевидно, он воспользовался копией черепа, изготовленной профессором Тихи.
С тех пор этот бюст Моцарта хранится в Марселе.
Шилвасси и Кричер, как и профессор Тихи, сравнили пластилиновую голову Моцарта с портретом Доротеи Шток. Их вывод таков: контуры черепа и облик мягких частей лица во многом совпадают с рисунком - такое возможно лишь, «когда речь идет об одной и той же персоне». И, наконец, заключение:
«Что касается черепа, предоставленного в распоряжение ученых, то речь идет о черепе Вольфганга Амадея Моцарта».
Однако этот бодрый рапорт привел сотрудников фонда в замешательство, ведь такое однозначное заключение - факт скорее необычный для мира ученых. Вообще же за последние полтора десятка лет был выслушан целый ряд противоречивых оценок. Раскритиковали и Шилвасси с Кричером. Семь немецких и швейцарских экспертов подчеркнули, в каком затруднительном положении те оказались, ведь череп сохранился не полностью. У него отсутствуют нижняя челюсть и основание. Обе этих части исследователи заменили, воссоздав их форму по аналогии. Однако профессор Рихард Хельмер, тоже занимавшийся восстановлением облика людей по их черепам, заявил, что «невозможно доказать идентичность, проводя сравнительные исследования черепа и изображений человека, если у черепа отсутствует нижняя челюсть».
Менеджеры фонда Моцартеум констатировали: «Принимая во внимание современный уровень исследований, нельзя привести строгое научное доказательство того, что речь идет о черепе Моцарта».
Тем временем профессор Тихи написал книгу «Невольное завещание Моцарта». В ней он настаивает на своем: «Я не сомневаюсь ни на одну минуту том, что это подлинный череп композитора».
Таково положение дел на сегодняшней день. Прежние методы исчерпали себя. Лишь генетический анализ может, наверное, сказать, что за реликвия хранится в одном из залов фонда Моцартеум. И реликвия ли это? И могут ли генетики решить посмертную тайну композитора? Прежде чем ответить на последний вопрос, вспомним, каким образом «череп Моцарта» совершил путешествие с венского кладбища на музейную полку.
Эта детективная история начинается сразу после смерти Моцарта. По Вене поползли мрачные слухи: «Маэстро убит! Он отравлен!» Разве не сам Моцарт жаловался своей Констанции: «Я долго не протяну Наверняка кто-то дал мне яд!»
Назывались даже имена возможных убийц. Что, если это - Франц Ксавер Зюсмайер, которого Моцарт как-то назвал «говном»? (Справедливости ради отметим, что именно Зюсмайеру в последние часы перед смертью Моцарт указал, как окончить партитуру «Реквиема».) Или его соперник на музыкальной стезе - Антонио Сальери, этот «итальяшка», который впоследствии сам как будто признался в убийстве? «Тяжкий совершил он долг!» - таким убийственным бюрократизмом заклеймил его поэт. (Еще одно замечание справедливости ради: из трех последних симфоний, написанных Моцартом, на сцене при его жизни была исполнена всего одна; она прозвучала в 1791 г. в благотворительном концерте, причем произошло это при содействии А. Сальери.) А если это была сама Констанция, беспечная женушка поэта?
Все эти версии давно исследованы историками и опровергнуты. Наука оправдала всех - и Сальери, и Франца Ксавера, и спутницу жизни и смерти.
Моцарт умер от ревматически-воспалительной лихорадки. В последние годы он был измучен бедностью и лишениями. После смерти императора Иосифа II, последовавшей в 1790 г. положение Моцарта стало вовсе безвыходным. На какое-то время ему пришлось уехать из Вены, спасаясь от преследования кредиторов. Незадолго до смерти его зачислили наконец на службу, назначив «бесплатным помощником капельмейстера собора святого Стефана». После смерти капельмейстера Моцарт имел право занять его место, но первым умер он сам. 20 ноября он слег и после двухнедельной болезни скончался 5 декабря 1791 г.
Давно разоблачена и другая легенда - о том, что Моцарта похоронили в общей могиле, как последнего нищего, и холм, увенчавший безвестный прах, даже не украсила табличка: «Здесь покоится великий австрийский…». Не все в этой легенде лживо, но события тех печальных дней требуют иной оценки. Надо знать реалии тогдашней Вены.
Барон Готфрид ван Свитен, занявшийся похоронами, заказал для своего друга «погребение по третьему разряду». Стоимость: восемь гульденов, 56 крейцеров; сверх того три гульдена за катафалк. В то время это были самые обычные похороны, подобающие человеку, достойному во всех отношениях. В последнем ритуале, причитавшемся Моцарту, были строго соблюдены все регламенты похорон, принятые в Австрийской империи и привычные ее жителям, но, может быть, удивительные для иностранцев, которые были готовы счесть соблюдение порядка за пренебрежение к останкам Моцарта.
Так, в этом регламенте, например, говорилось: «В могилах покойных, погребенных в гробах, предписано хоронить четверых взрослых и двух детей; за неимением же детей класть пять взрослых трупов». Обычные могилы были в самом деле общими, рассчитанными на нескольких человек, но так полагалось всем. Это не пренебрежение, это - правила.
Точно были определены даже размеры могилы. «Предписано копать ямы длиной в шесть футов, шириной в четыре фута и глубиной в шесть футов» (один фут соответствовал в Австрии примерно 32 см).
Вечером 6 декабря 1791 г. а быть может, днем позже, катафалк с гробом Моцарта покинул его последний приют и двинулся в сторону кладбища Св. Марка, находившегося в 4 км от города. В черте города в ту пору запрещались похороны. Могильщики оставили гроб до утра в мертвецкой, а потом, опустив его в землю, посыпали крышку негашеной известью.
Через семь-восемь лет могилы обретали новых постояльцев. Естественно, над этими холмиками не возводили никаких пышных надгробий. К Богу большинство жителей Вены являлись без всяких прикрас. Один металлический крест служил напоминанием об останках усопшего, но над могилой Моцарта не было и его. Не было никакой таблички (тут уж вопросы к жене, так и не посетившей ни разу могилу). Поэтому место, где был похоронен Моцарт, вскоре забыли. …После смерти композитора минуло полвека. Предположительно в 1843 г. гравер из Вены Якоб Хиртль получил некий череп. Как гласит легенда, это «вместилище ума» подарил ему приятель - могильщик с кладбища Св. Марка.
По словам дарителя, это был череп Моцарта. Реликвию сей «пролетарий последней лопаты» унаследовал от своего предшественника - Йозефа Ротмайера.
Тот якобы откопал череп еще в 1801 г. а может быть, и раньше, когда «могилу Моцарта» наполнили новой партией бренных останков, ведь конвейер похорон работал вовсю. Во время этой процедуры могильщик утаил череп. Так начиналась легенда.
Конечно, вполне может быть, что могильщик точно запомнил, где и в каком гробу похоронили Вольфганга Амадея, а освобождая общую могилу от прежних постояльцев, тихонько умыкнул интересовавший его череп. В то время охотники за реликвиями добывали на продажу останки знаменитых людей, совершая иногда настоящее надругательство над покойными. Так, в июне 1809 г. всего через четыре дня после смерти Франца Йозефа Гайдна, венский могильщик Якоб Демут за соответствующую «мзду» раскопал могилу композитора и обезглавил его тело. 15 октября 1868 г. умер неисправимый холостяк Якоб Хиртль. Его брат, Йозеф (он был моложе на одиннадцать лет), навестив пенаты покойного, обнаружил череп Моцарта, завернутый в пожелтелую, засаленную бумагу Йозеф Хиртль (1811-1894) был человеком видным. Гофрат и профессор анатомии, снискавший европейскую славу С 1833 г. - прозектор Венского анатомического музея; в 1837-1845 гг. - профессор анатомии в Праге, с 1845 по 1874 гг. - профессор описательной, топографической и сравнительной анатомии в Вене и основатель Музея сравнительной анатомии. В «Энциклопедии Брокгауза» он назван «знаменитейшим из германских анатомов; сочинения его отличаются блестящим изложением в соединении с научной строгостью». Его учебник анатомии был переведен на многие европейские языки, в том числе многократно издан на русском. Кроме того, Хиртль наладил бойкую торговлю анатомическими препаратами и зарабатывал на этом неплохие деньги. Через несколько недель он уже показывал реликвию своему коллеге - доктору Людвигу Августу Франклю.
Тот сел и дотошно описал увиденное: «Он (череп) покоился на деревянном, черном полированном овале, под стеклянным колпаком, защищавшем его. Нижняя челюсть была подвязана проволокой. В верхней челюсти с правой стороны виднелись пять коренных зубов, а слева - два коренных зуба. В нижней челюсти справа было два, а слева - три коренных зуба…» Через несколько дней гофрат Хиртль посмотрел этот манускрипт, в чем и расписался: «Прочитал с умилением и радостью. 22 ноября 1868 г. Хиртль».
Почти 24 года рукопись Франкля пролежала в ящике стола. Лишь 8 января 1892 г. она была опубликована в «Нойе фрайе прессе» под заголовком «Череп Моцарта найден». Статья заканчивалась строками Гете, впрочем, адресованными черепу Шиллера: «Тайный сосуд! Оракула речи даривший…»
Строки Франкля впоследствии посеяли нескончаемые споры среди тех, кто пытался оценить подлинность черепа. По словам этого очевидца, в верхней челюсти Моцарта имелось семь зубов, а в нижней - пять зубов. Однако череп, хранящийся в «Моцартеуме», вообще остался без нижней челюсти (что объяснимо, ведь она и прежде была подвязана проволокой), и, самое главное, в верхней челюсти у него было одиннадцать (!) зубов, т.е. со времени первого дотошного осмотра у покойного выросли четыре новых зуба.
Это расхождение ничем не сгладить. Какими только доводами не пытались объяснить авторы различных гипотез странное превращение черепа! «Что ж, всякое бывает, - успокаивал профессор Тихи. - После любого несчастного случая сколько людей, столько и мнений. Все говорят абсолютно разное». В общем, стоит ли доверять одной-единственной записи, которую и напечаталито четверть века спустя? К тому же «старый Хиртль тогда уже почти ничего не видел». Оба медика «были чересчур взволнованы», - таким психологизмом в 1906 г. объяснял избыток зубов Иоганн Энгль, биограф Моцарта. Хочется добавить: они были взволнованы и забыли устный счет.
Но почему разволновался «старый Хиртль»? Ведь удивительный череп лежал у него в квартире уже несколько недель, и за это время профессор анатомии вполне мог заметить, сколько зубов у его реликвии. Кроме того, Хиртль хоть и был человеком «старым» (в тот год ему исполнилось 67 лет), но здоровье имел недюжинное. Ему суждено было прожить еще 26 лет. Йозеф Хиртль умер 17 июля 1894 г. Свою коллекцию черепов он завещал сиротскому приюту, основанному им в Медлинге, под Веной. Однако черепа Моцарта в ней не было; он загадочно исчез. Семь лет спустя он внезапно вновь был обретен. Его нашли в ящике с бумагами и другими вещами, оставшимися от профессора Хиртля (ящик долго пылился на чердаке приюта). Первыми увидели его господа из Венского антропологического общества. 12 мая 1901 г. они сделали вылазку в Медлинг.
Йозеф Шеффел, куратор сиротского приюта, продемонстрировал им чудесно обретенную «голову Моцарта». Тогда череп был еще с нижней челюстью. Таким он запечатлен на рисунке художника Йозефа Майерхофера, одного из участников той поездки. Пять дней спустя его рисунок появился на страницах одного из венских еженедельников.
Однако в последующие восемь недель с черепом произошла странная метаморфоза. 14 июля 1901 г. Хуго Шеппль на страницах «Естеррайхише иллюстрирте цайтунг» рассказал о том, каким он видел череп Вольфганга Амадея: «Мне тотчас бросилось в глаза, что у черепа не было нижней челюсти. На мой вопрос господин Шеффел самолично указал, что гофрат Хиртль, по-видимому… намучился с ней и потом вовсе ее удалил. Число зубов в верхней челюсти составляет… шесть справа, пять слева».
Однако разве не сам Шеффел не далее как 12 мая 1901 г демонстрировал гостям вполне достойно выглядевший череп, у которого все еще сохранялась нижняя челюсть, «мучавшая старого, подслеповатого Хиртля, разучившегося считать до пяти»? Научное расследование превращается в детектив. Или в тот день куратора подменили и кто-то другой показывал приезжим светилам череп? Или подменили сам череп? Или, сводим гипотезы воедино, куратор подменил череп? Что? Зачем? Почему? 30 октября 1907 г. Йозеф Шеффел писал Иоганну Энглю в Зальцбург, что он «как и вдова Хиртля, сомневается в легенде о черепе». Однако Августина Хиртль была вот уже шесть лет как мертва. Вспомнил ли Шеффел ее давнюю реплику или попросту присочинил - не известно.
Тем временем с черепом, благополучно пролежавшим в ящиках, в свертках, да под колпаками почти целое столетие, теперь происходят и другие перемены.
На лобную кость черепа наклеивают оранжевый бумажный ярлык. На нем черными чернилами написаны шесть строк, в которые уместилась судьба реликвии: «От могильщика Йоз. Ротмайера, заметившего, где он закопал гроб Моцарта, и спасшего его (череп) в 1801 г. когда опустошали общее захоронение, и от его преемника Йоз. Радшопфа подарен моему брату Якобу в 1842 г. Хиртль».
Нижняя правая половина черепа украшена лирой. Под ней тянется надпись: «Вольфганг Амадей Моцарт f 1791, родился 1756». На правой височной кости приведено сокращенное изречение из оды римского поэта Горация: «Musa vetat mori!» - «Муза, не дай ему умереть!»
Откуда появились эти надписи и бумажки? Неужели Шеффел развил такую бурную деятельность? Нет, ученики Хиртля - Франц Минних и Йозеф Поллак - заявили, что надписал бумагу и череп сам их учитель. Анализ почерка подтвердил их слова. Значит, именно этот череп с его одиннадцатью зубами находился во владении Хиртля и его описывал Франкль? Его никто не подменял? Выходит, да. Но эти неточности и несовпадения… Как с ними быть? Все же в этой истории очень много неясного, чтобы доверять давно сделанным выводам. Нужна точная экспертиза. …Профессор Хиртль относился к черепу Моцарта, как к святыне. Выполняя последнюю волю Хиртля, череп - после его повторного «обретения» - отвезли в Зальцбург. С 1902 по 1940 г. череп был выставлен для обозрения в доме, где родился Моцарт, на Гетрайдегассе, 9. Потом реликвию, вызвавшую так много споров, перевезли в библиотеку фонда Моцартеума на Шварцштрассе. Выяснить настоящую историю черепа так и не удалось.
«Единственное, на что мы можем надеяться, - говорит австрийский врач Ханс-Петер Казерер, - на анализ ДНК. Быть может, это разрешит, наконец, давнюю тайну, волнующую весь музыкальный мир». С помощью современной техники можно безошибочно установить личность человека, умершего много лет назад. Почему бы не применить ее? Надо взять для анализа образцы тканей у кого-то из близких родственников композитора, например, у прямых потомков Вольфганга Амадея Моцарта, а также у потомков его сестры Марии Анны Вальбурги по прозвищу Наннерль. Можно ли это сделать? Какова судьба близких Моцарта?
Из шести детей композитора четверо умерли в детстве. Выросли лишь два сына. Оба остались холостяками; детей у них не было. Карл Томас Моцарт, родившийся в 1784 г. умер в 1858 г. в Милане и был похоронен 2 ноября 1858 г. на кладбище Мояццо (теперь оно закрыто). Позднее труп Карла Томаса Моцарта был эксгумирован и перезахоронен на другом кладбище. Если его могила указана точно и можно найти останки покойного, то следует провести экспертизу.
Младший брат Карла - Франц Ксавер Вольфганг, родившийся летом 1791 г. - умер в Карлсбаде 29 июля 1844 г. Его жизнь была связана с музыкой.
Он учился ей, в том числе, у Сальери. Почти четверть века он прожил в Галиции - особенно долго во Львове: учил музыке шляхтичей, концертировал, организовал хор. Похоронили Франца Ксавера на кладбище при церкви святого Андреаса. «Позднее его бренные останки были перевезены на общее коммунальное кладбище, - сообщает Казерер. - Потом их снова отправили на старое кладбище. Мы поехали туда, чтобы отыскать их, но нашли только жестянку, наполненную землей. Никаких костей в ней не было».
Мать Моцарта, Анна Мария Вальбурга, урожденная Пертль, скончалась 3 июля 1778 г. в Париже, по-видимому, от тифа. На следующий день ее похоронили на кладбище Сен-Есташ. Оно уже не существует Иоганн Георг Леопольд Моцарт был похоронен 29 мая 1787 г. в Зальцбурге.
Здесь, в так называемом семейном склепе Моцартов, покоится также его внучка Иоганна Мария Анна Элизабет Берхтольд фон Зонненберг, дочка Наннерль.
Она умерла в шестнадцать лет - 1 сентября 1805 г. Бабушка Моцарта по материнской линии тоже обрела свой последний покой в этом семейном склепе:
Мария Эуфросина Пертль была погребена здесь первой - в декабре 1755 г.
Склеп несколько раз переносился; сюда не раз забирались грабители. «Там едва ли что можно найти», - полагает профессор Тихи. Следы самой Наннерль также теряются на зальцбургском' кладбище. Она умерла 29 октября 1829 г. в 78 лет.
В отличие от брата ее похоронили в самой настоящей «общей могиле».
Если останки родственников так и не удастся найти, то можно прибегнуть лишь к исследованию волос композитора. В фонде Моцартеум хранятся четыре образчика волос, переданных когда-то самой вдовой Моцарта. Еще одна прядь волос хранится в Мемориальном музее Моцарта в Праге. Зальцбургский маэстро часто бывал в этом городе. Кроме того, Казерер может назвать имена немецких коллекционеров, у которых также припасено несколько локонов, срезанных пару столетий назад. Весь вопрос в том, что ни в одном из этих случаев нельзя точно сказать, что мы имеем дело с подлинными волосами Моцарта.
Доктор Казерер полагает, что о подделке речь может идти лишь в отдельных случаях и большинство локонов в самом деле подлинные. Поэтому он предложил провести генетическую экспертизу всех волос Моцарта. «Если ДНК нескольких проб совпадет с ДНК костей черепа, то велика вероятность, что это - части тела одного и того же человека, а именно Моцарта». Остается лишь терпеливо проводить опыты и надеяться на успех. Однако ученые пока не затевают этот эксперимент, оставляя публику теряться в догадках.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu