duminică, 21 februarie 2016

не запрещено использование космоса в каких целях

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в "прокрустово ложе" международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил повлекли за собой необратимую милитаризацию околоземного пространства в интересах решения задач разведки, связи, навигационного и метеорологического обеспечения,предупреждения о ракетно-ядерном нападении. Распространенным считается мнение, что такие функции космических средств носят стабилизирующий характер и находятся в соответствии со статьей 51 Устава ООН, обеспечивая право государств на самооборону.

Военный аспект современной космонавтики проявляется, таким образом, в осуществлении военно-космической деятельности (ВКД), под которой принято понимать любую деятельность, связанную с проведением работ по исследованию и использованию космического пространства в целях обеспечения и поддержания обороноспособности и безопасности. К ВКД могут быть отнесены: военно-прикладные космические исследования и разработки; космическая связь, разведка,стратегическое предупреждение, навигационное, топогеодезическое и метеообеспечение из космоса; решение отдельных задач противоспутниковой борьбы и противоракетной обороны, а также другие виды деятельности, осуществляемой в интересах военных и околовоенных ведомств. Современная военно-космическая деятельность, строго говоря, весьма слабо регламентируется международным правом. Это обус-ловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, относительно недавнее и ограниченное использование космического пространства в сугубо военных целях пока еще не обусловило признанной всеми необходимости развития исчерпывающих правовых норм военнокосмической деятельности,да и реальные перспективы их появления в ближайшем будущем оста-ются весьма туманными. Во-вторых, до настоящего времени термин "военно-космическая деятельность" юридически не определен и в международном праве не закреплен (приведенная выше формулировка этого понятия является одной из многих, имеющих практическое "хождение"). Многообразие толкований этого термина объясняется тем, что такая деятельность,особенно осуществляемая в мирное время, может рассматриваться как обеспечивающая интересы человечества (с точки зрения поддержания стратегической стабильности и международной безопасности). В то же время ее дестабилизирующие функции способны вывести международное сообщество на качественно новый виток гонки вооружений со всеми вытекающими отсюда негативными военно-стратегическими, политическими, техникоэкономическими и прочими последствиями.

В-третьих,в международном космическом праве отсутствует однозначная и исчерпывающая интерпретация понятия "деятельность в мирных целях". Наиболее распространенным, но юридически не закрепленным является понятие "средства двойного назначения" (предназначенные для решения в космосе и из космоса как сугубо мирных, так и военно-прикладных задач). Таким образом, существующий некодифицированный режим военно-космической деятельности зиждется на одном из основных принципов международного права - "что не запрещено - то разрешено". И несмотря на это ВКД можно с той или иной степенью условности категоризировать на запрещенную, разрешенную и не оговоренную меж-дународным правом.

Положения международного права по контролю над космическими вооружениями и военной деятельностью в космосе обеспечивают хотя и весьма слабый,но логически последовательный правовой режим. В его основе - уже упоминавшиеся выше два договора: многосторонний международный "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства,включая Луну и другие небесные тела" (1967 г.) и двусторонний (Россия - США) "Договор об ограничении систем противоракетной обороны" (1972 г.). При этом вопросом первостепенной важности является постоянное и добросовестное соблюдение существующих норм "поведения в космосе",что требует периодической актуализации этих двух договоров. Сегодня первый из них в силу появления в космосе систем неядерного, но достаточно эффективного оружия, во многом утрачивает свой сдерживающий потенциал. Второй - из-за головокружительного необратимого прогресса в области современных технологий, по существу, снял сдерживающие начала с гонки космических вооружений в ее противоракетном и противоспутниковом вариантах.

Организация Объединенных Наций сыграла весьма значительную роль в создании международного режима контроля над вооружениями особенности в том,что касается космического пространства. Она располагает системой форумов и процедур,позволяющих содействовать этой важной работе. Тому же способствовала и более чем десятилетняя деятельность космического спецкомитета в рамках Конференции по разоружению. Общность ключевых направлений развития военно-космических средств России и США позволяет подойти к вопросу развития международно-правового регулирования ВКД с общих позиций: на что могут рассчитывать оборонные ведомства двух ведущих в военном и космическом отношении держав в деле реализации своих замыслов и планов с точки зрения исключения политических и дипломатических конфликтов,вызываемых их несоответствием принципам и нормам международного права?

Проблемы, возникающие в ходе дальнейшего развития военно-космической деятельности стабилизирующего характера, - использование систем связи и управления в глобальном масштабе, разведка в космосе и из космоса, предупреждение о потенциально опасных (кризисных) ситуациях на Земле и в околоземном пространстве, будут носить преимущественно политический и экономический, а не правовой характер. Политическая окраска будет связана с эскалацией требований стран третьего мира относительно неограниченного распространения ракетно-космической техники и технологии, а также информации, получаемой со спутников (в том числе и военных) для решения своих внутренних (также зачастую военных) задач. Экономический аспект интенсификации военно-космической деятельности стабилизирующего характера связан с общим сокращением военных расходов и необходимостью решения вопросов самоокупаемости и конверсии военных производств. Таким образом,международно-правового регулирования ВКД стабилизирующей (сугубо информационной) направленности в обозримом будущем ожидать не следует.

Одним из направлений военно-космической деятельности, которое может потребовать правового регулирования, является неблагоприятное антропогенное воздействие на космическую среду. Такое воздействие может быть обусловлено причинами как традиционного (возрастание масштабов проведения космических операций), так и военно-стратегического характера (стремление предупредить и предотвратить реализацию чьих-либо агрессивных намерений в околоземном космическом пространстве).

Многолетний практический опыт переговоров по космосу показывает, что в обозримом будущем реальные возможности для достижения каких-либо новых ограничений военно-космической деятельности отсутствуют. Несмотря на готовность многих государств вести дело по крайней мере к согласованию "пакета" мер доверия и предсказуемости в космосе - по типу стокгольмских договоренностей любые попытки продвижения инициатив в этом направлении наталкиваются на безразличие основных участников военно-космической деятельности, готовых в лучшем случае вести речь о выработке не "запретительных", а, скорее, "разрешительных" мер, которые давали бы известную свободу в создании и развертывании противоспутниковых систем,а также противоракетных компонентов космического базирования.

Что касается идей, смысл которых заключался бы в международном обмене информацией, получаемой с помощью средств космического базирования, то США не намерены "делиться" такими данными. Опыт боевых действий в Персидском заливе продемонстрировал достаточность американского космического потенциала для решения этих задач, под тверд ив заинтересованность США в получении дополнительной информации такого рода извне. Реальные перспективы международно-правового регулирования космической деятельности в ее военном аспекте могут быть связаны с приложением дипломатических усилий исключительно на двустороннем уровне.

Среди возможных направлений правотворчества можно выделить:

достижение договоренности о выработке критериальных основ деятельности по предотвращению и парированию преднамеренных и естественных стратегических угроз в космосе и из космоса на уровне как количественных, так и качественных параметров;

заключение международного соглашения о порядке применения силы в космическом пространстве (сертификация такого порядка в отношении естественных либо преднамеренных угроз) в развитие статьи 51 Устава ООН и правовых основ ведения боевых действий в свете конкретизации понятия "принуждение к миру", правомерность которого определяется статьей 42;

выработку условий совместного (международного) контроля из космоса за процессами разоружения и нераспространения;

Читайте далее:

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально.

В докладе Правительству в 1954 г. о возможности разработки ИСЗ С.П. Королев писал: "По вашему указанию представляю докладную записку тов. Тихонравова М.К. "Об искусственном спутнике Земли. ". В отчете о научной деятельности за 1954 г. С.П. Королев отмечал: "Мы полагали бы возможным провести эскизную.

Одним из первых космических экспериментов было фотографирование Земли, показавшее, как много могут дать наблюдения из космоса для открытия и разумного использования природных ресурсов. Задачи по разработке комплексов фото- и оптикоэлектронного зондирования земли, картографирования, исследования природных.

Вывод Советским Союзом 4 октября 1957 г. искусственного спутника на орбиту вокруг Земли положил начало космической гонке, которая к настоящему времени достигла небывалых масштабов. На начальном ее этапе, проходившем в условиях "холодной" войны, главные побудительные причины, задававшие тон в этом марафоне.

Орбитальные средства в зависимости от их принадлежности условно могут быть разделены на несколько больших групп: гражданские КА, коммерческие КА и военные КА. Эти группы, в свою очередь, можно разбить на подгруппы КА по целевому назначению: КА связи, КА дистанционного зондирования Земли, КА навигационного.

§ 1. Частичная демилитаризация околоземного космического пространства

С самых первых шагов в освоении космического пространства, в военных кругах космос стал рассматриваться как новая пространственная сфера как для ведения агрессивных действий, так и для размещения в нем оружия различных видов, в том числе и оружия массового уничтожения.

В связи с этим международным сообществом были предприняты усилия, направленные на предотвращение того, чтобы космическое пространство стало новым театром военных действий, а Земля — мишенью для размещенного в космосе оружия массового поражения. В основном такие усилия заключались в формировании международным сообществом договорной базы, содержащей общеобязательные положения об ограничении милитаризации космоса.

5 августа 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Значение этого Договора состоит в том, что он, применительно к космическому пространству, запрещает производство каких-либо ядерных взрывов в этом пространстве. Запрет — весьма значительный шаг на пути к полной демилитаризации космоса: он содействовал предотвращению распространения гонки ядерных вооружений на космическое пространство и устранил опасность для нормального функционирования на околоземных орбитах космических аппаратов, в том числе и пилотируемых. Кроме этого, Договор 1963 г. предотвратил радиационное заражение космического пространства.

Вместе с тем, Договор 1963 г. не содержал запрета на размещение в космосе ядерного оружия.

Данное положение было коренным образом изменено заключением 27 января 1967 г. Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Часть 1 ст. IV Договора по космосу 1967 г. обязывает участников Договора «не выводить на орбиту вокруг Земли объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом».

Под оружием массового уничтожения при этом понимаются такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое, и другие, сравнимые с ними по разрушительному поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем.

Запрет на размещение в космосе указанных видов оружия распространяется также на объекты, совершающие частично орбитальный полет.

Использование в боевых целях средств воздействия на космическое пространство, а также на природную среду Земли исключено Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. (вступила в силу 5 октября 1978 г.).

Она направлена, в частности, на предотвращение угрозы «геофизической войны», включая проекты нарушения озонового слоя атмосферы с помощью химических соединений, распыляемых со спутников.

Таким образом, международным сообществом уже предприняты вполне определенные меры, направленные на установление режима демилитаризации космического пространства. Однако на настоящий момент в околоземном космическом пространстве действует международно-правовой режим лишь его частичной демилитаризации.

В частности, не запрещено размещение на космических аппаратах ударных систем, которые не являются оружием массового уничтожения.

С чисто прагматической стороны космическая сфера привлекает многие страны мира в связи с большими перспективами, которые открывает космическая деятельность. Во-первых, космическое пространство – это широкое поле для размещения всевозможных спутников, зондов и прочего оборудования для отслеживания процессов, происходящих на поверхности земли (погода, сейсмическая активность, зоны социальной нестабильности и т.д.). Во-вторых, космические проекты несут в себе коммерческую прибыль (спутниковое теле-, радиовещание; навигационные системы). В-третьих, растёт вероятность использования космического пространства в военных целях.

В данной статье рассматриваются правовые основы и форматы взаимодействия стран АТР в космической сфере. Для более эффективного анализа регион представлен в широком толковании, так как при этом будут охвачены государства, чья активность в космосе наиболее высока. В основе работы лежат источники, которые могут быть разделены на следующие группы: международные договоры; официальные данные о деятельности ряда международных организаций.

Большинство стран региона имеют свои космические программы. Исходя из активности космической деятельности этих стран, их можно разделить на следующие группы:

1) Наиболее активные (имеют опыт пилотируемых космических полётов, запуска ракет-носителей и спутников). К этой группе относятся – КНР, США, РФ.

2) Страны способные самостоятельно запускать ракеты-носители и создавать спутники. Это – Индия, Япония.

3) Страны, имеющие только спутники. Это – Австралия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Тайвань.

4) Страны, выделяющие средства на развитие космических программ, но не имеющие практики вывода объектов в космическое пространство – Таиланд, КНДР, Бангладеш.

В космических исследованиях заинтересовано значительное число стран региона и, во избежание конфликтных ситуаций и взаимных претензий, их деятельность должна регулироваться правом. На мировом уровне договоры по космосу появляются с 1960-х годов, в связи с активной деятельностью в этом направлении СССР и США. Первый из них, был принят в 1967 г. Это Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу). Он заключает, что космическое пространство является всеобщим достоянием и запрещает присвоение небесных тел каким-либо государством. В соответствии с договором, космическая деятельность может осуществляться только в мирных целях, страны должны сотрудничать в деле освоения космоса и предоставлять информацию о достижениях в этой сфере 1. Среди стран региона договор не подписали Бутан, Камбоджа и Восточный Тимор. Малайзия и Филиппины подписали, но не ратифицировали 2.

Следующее соглашение относится к 1968 г. – Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (Соглашение о спасании). Его суть состоит в том, что подписавшиеся страны должны информировать запускавшую сторону об известных им авариях в космическом пространстве, оказывать посильную помощь потерпевшим бедствие на их территории космонавтам, а также возвращать космические объекты запускавшей стороне, если они по какой-либо причине окажутся на их территории 3. Не подписали договор Бангладеш, Бутан, Камбоджа, КНДР и Восточный Тимор. Подписали, но не ратифицировали Малайзия, Филиппины, Вьетнам 4.

В 1972 г. была подписана Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (Конвенция об ответственности). Она определяет случаи и условия выплаты компенсаций стороне потерпевшей от космической деятельности другого государства 5. Не подписали Бангладеш, Бутан, КНДР, Малайзия, Таиланд, Восточный Тимор, Вьетнам. Подписали, но не ратифицировали Камбоджа, Непал, Филиппины 6.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Конвенция о регистрации) 1975-го года предписывает государствам создавать регистры, в которых будут записываться все запущенные в космос объекты и, помимо этого, сообщать о запусках Генеральному Секретарю ООН с целью создания им доступного для просмотра всеми странами сводного реестра 7. Не подписали Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Непал, Новая Зеландия, Филиппины, Таиланд, Восточный Тимор, Вьетнам. Не ратифицировал Сингапур 8.

Пятый международный договор о космической деятельности – это Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Соглашение о Луне) 1979-го года. Договор запрещает ведение военной и иной деятельности в космосе, способной нанести вред человечеству и окружающей среде; призывает к сотрудничеству и обмену информацией; провозглашает использование космоса на принципе равенства, а также свободу научных исследований 9. Не подписали Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Канада, КНДР, Индонезия, Япония, Лаос, Малайзия, Монголия, Непал, Новая Зеландия, Республика Корея, Российская Федерация, Сингапур, Таиланд, Восточный Тимор, Вьетнам. Не ратифицировала Индия 10.

Причины, по которым в данных соглашениях не приняли активного участия Бутан, Восточный Тимор и Непал, ясны, и заключаются они в низком уровне развития экономик этих стран, и отсутствии потенциала для разработки космических проектов. Те же причины, плюс ориентированность экономики на другие сферы (сельское хозяйство, туризм) обосновывают низкую активность в этом вопросе Бангладеш, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда и Филиппин. Отказ большого числа стран от подписания Соглашения о Луне 1979-го года вызван несогласием этих государств считать Луну общим наследием человечества. В связи с крайне узким кругом подписавших сторон (16), данный договор фактически не имеет смысла. Таким образом, государства придерживаются Договора по космосу 1967-го года, который не запрещает частного присвоения небесных тел (в тексте договора запрещено только «национальное присвоение»). В начале 2000-х годов интерес к развитию космической программы проявила Малайзия. Страна отправляет специалистов для участия в комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Подписание ей договоров и их ратификация сейчас в процессе. Нежелание КНДР связывать себя обязанностями по договорам соотносится с общей изоляционистской политикой государства.

Добиться значительных успехов в космической деятельности в одиночку практически невозможно, поэтому страны стремятся сотрудничать друг с другом в этой сфере. На глобальном уровне сотрудничество выражается в создании международных организаций. Одна из них действует под эгидой ООН – это Управление по вопросам космического пространства. Управление было создано ещё в 1958 г. и претерпело множество преобразований. В настоящее время организация способствует мирному освоению космоса, следит за соблюдением правовых норм, содействует развитию стран за счёт космических технологий. В организации могут принимать участие все члены ООН. Обмен информацией проходит в формате Всемирной конференции по космосу (ЮНИСПЕЙС) 11.

Помимо платформ для обмена информацией и сотрудничества в мире существуют организации, предоставляющие услуги спутниковой связи, навигации и телеметрии. В 1971 г. была создана Международная организация космической связи «ИНТЕРСПУТНИК», объединяющая 26 государств, среди которых страны Юго-Восточной Азии Вьетнам и Лаос, а также Индия, КНДР, Монголия и РФ. Деятельность организации заключается в предоставлении в аренду телекоммуникационным и вещательным компаниям, а также корпоративным клиентам спутниковой емкости в рамках соответствующих соглашений с операторами спутниковых систем 12. Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), созданная в 1979 г и в 1999 г. ставшая частной компанией, на сегодняшний день предоставляет услуги мобильной спутниковой связи по всему миру 13. В 1964 г. была основана международная организация связи через искусственные спутники земли (ИНТЕЛСАТ), задачей которой является создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи. Страны региона активно пользуются услугами представленных организаций, а также активно участвуют в их деятельности.

Более тесное взаимодействие стран АТР в космосе происходит на региональном уровне. В 1993 г. для укрепления связей по космической деятельности был создан Азиатско-Тихоокеанский региональный форум космических агентств (APRSAF). Членами форума могут быть космические агентства и правительства следующих стран региона: Австралии, Бангладеш, Бутана, Вьетнама, Индии, Индонезии, Канады, Камбоджи, Китая, Лаоса, Малайзии, Монголии, Мьянмы, Новой Зеландии, России, Сингапура, США, Таиланда, Тайваня, Филиппин, Японии. Кроме того, в обсуждениях форума могут принимать участие международные организации 14. Сотрудничество в сфере мирного применения космической науки, космических исследований, создания аппаратов, обучения специалистов, обмена опытом осуществляется в рамках Азиатско-Тихоокеанской организации по космическому сотрудничеству (APSCO), созданной в 2005 г. В ней участвуют Бангладеш, КНР, Иран, Монголия, Пакистан, Перу, Таиланд, Турция 15.

Кооперация космической деятельности осуществляется и на уровне дву- и многосторонних соглашений между странами АТР. В качестве примера можно привести соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях между правительством РФ и правительствами Индии (2004 г.), Республики Корея (2004 г.) и Индонезии (2006 г.). Целью документов стало содействие взаимовыгодному научно-техническому, промышленному, экономическому и иному сотрудничеству, относящемуся к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.

Как можно отметить, регион принимает активное участие в освоении космического пространства. Это связано с определёнными выгодами, которые несёт за собой космическая деятельность. Явными лидерами по достижениям в этой сфере являются США, РФ и КНР, чьи программы характеризуются высокой степенью развития технологий, а также значительным финансированием. Несмотря на самостоятельные успехи в космосе, для этих стран большое значение имеет сотрудничество, так как оно позволяет достичь более весомых результатов, чем изолированная деятельность в этом направлении. Помимо этого, странам необходимо координировать свои действия во избежание возникновения спорных ситуаций и причинения ущерба другой стороне. Для этого были заключены международные договоры по космосу, которые, однако, относятся ещё к 1960-70-м годам, а значит, космическое право на современном этапе требует доработки.

1 2222 (XXI). Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_21_2222.html (дата обращения: 22.02.2015).

2 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014 [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.unoosa.org/pdf/limited/c2/AC105_C2_2014_CRP07E.pdf (дата обращения: 24.02.2015).

3 Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_22_2345.html (дата обращения: 22.02.2015).

4 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014.

5 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_26_2777.html (дата обращения: 22.02.2015).

6 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014.

7 Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство [Электрон-ный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_29_3235.html (дата обращения: 22.02.2015).

8 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014.

9 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_34_0068.html (дата обращения: 22.02.2015).

10 Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2014.

11 United Nations Office for Outer Space Affairs (UNOOSA) [Электронный ресурс] // UNOOSA. 2015. URL: http://www.unoosa.org/oosa/OOSA/index.html (дата обращения: 22.02.2015).

12 Об Организации [Электронный ресурс] // INTERSPUTNIK. 2015. URL: http://intersputnik.ru/intersputnik/about (дата обращения: 24.02.2015).

13 About us [Электронный ресурс] // INMARSAT. 2015. URL: http://www.inmarsat.com/about-us (дата обращения: 24.02.2015).

14 About APRSAF [Электронный ресурс] // APRSAF. 2015. URL: http://www.aprsaf.org/about (дата обращения: 24.02.2015).

15 Convention of the Asia-Pacific space cooperation organization (APSCO) [Электронный ресурс] // APSCO. 2015. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.apsco.int/apscon/apSCO-AD/imapic/201261315125947542.pdf (дата обращения: 24.02.2015).

Перейти к обсуждению работы

XVI МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

4 октября 1957 г. впервые в истории человечества в космос был запущен советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту впервые поднялся человек – гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Наступила новая эра человеческой деятельности – эра исследования и использования космического пространства.

С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права.

Международное космическое право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу осуществления ими космической деятельности и определяющих правовой режим космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.[198] Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является «вещью, изъятой из оборота», т. е. не подлежащей присвоению ни одним государством.

Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в ряде международных договоров, основными из которых являются: Договор о космосе;[199] Соглашение о спасании космонавтов;[200] Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972);[201] Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976);[202] Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979);[203] Принципы дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986),[204] а также другие многосторонние и двусторонние международные соглашения.

Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств – участников Договора о космосе (ст. VI). Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.

П р и н ц и п ы международного космического права сводятся к следующему: во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях[205] предусмотрена ст. I Договора о космосе: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Исследование и использование космического пространства открыты для всех государств без какой-либо дискриминации и в соответствии с принципами международного права.

Запрет на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты являются res extra commercium – «вещью вне оборота». Вселенная находится вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Ст. II Договора о космосе и п. 3 ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. На космическое пространство, Луну и небесные тела государства не могут распространять свой суверенитет Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство сохраняет юрисдикцию и контроль (Договор о космосе, ст. VIII).

Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ—1 и СНВ—2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Оказание помощи космонавтам в случае аварии возлагается на все государства. В Конвенции о спасании космонавтов закреплено следующее:

- если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то оно принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; информирует власти государства, запустившего космический объект, Генерального секретаря ООН (ст. 2);

- если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, ему оказывают помощь государства, которые в состоянии это сделать; они также информируют запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст. 3);

- государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, которому этот корабль принадлежит (ст. 4);

- все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществившими запуск корабля (ст. 5).

Международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства (Договор о космосе, ст. I, III, IX) может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, а также в рамках международных организаций. Это сотрудничество предполагает: соблюдение норм и принципов Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств (Договор о космосе, ст. IX); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); информирование всех стран о характере, ходе, месте и результатах деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др.

Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности (2001) предусматривают развитие программ сотрудничества в мирном освоении космоса. Среди них – запуски иностранных спутников российскими ракетами-носителями; предоставление в аренду на геостационарной орбите спутников связи, выведенных в точку, зарегистрированную потребителями; осуществление на борту международных космических станций дистанционного зондирования Земли и проведение работ на российской технологической аппаратуре или предоставление российских космических аппаратов для установки оборудования и др. Эти проекты реализуются в рамках Межправительственного соглашения Канады, государств – членов Европейского космического агентства, Японии, России и США о сотрудничестве по международной космической станции гражданского назначения (1998).[206]

Наиболее распространено двустороннее сотрудничество. Так, в соответствии с соглашениями между Россией и Индией, российскими ракетами-носителями выводятся на околоземную орбиту индийские искусственные спутники. Успешно развивается сотрудничество России с Францией; в состав международных космических экипажей входят французские космонавты; французская аппаратура использовалась на российских космических аппаратах.

В 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, во исполнение которого в 1975 г. состоялись совместный полет и стыковка советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». В 1977 г. в связи с истечением срока действия этого соглашения стороны подписали новое Соглашение о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях, которое закрепляет обязательства сторон развивать сотрудничество в областях космической метеорологии, изучения окружающей природной среды, исследования околоземного космического пространства, Луны и планет, а также в сфере совместных разработок спутниковых поисково-спасательных систем (ст. 1) и др. Стороны взяли на себя обязательство, направленное на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства в мирных целях во имя укрепления правопорядка в космосе и дальнейшего развития международного космического права (ст. 4).

При исследовании и использовании космического пространства наибольший эффект приносит многостороннее сотрудничество. Так, в 1967 г. была принята программа сотрудничества в области исследования и использования космического пространства («Интеркосмос»). Многостороннее сотрудничество осуществляется в рамках: Европейского космического агентства, созданного в 1975 г. с которым Россией заключено соглашение (1995),[207] а также «Интелсата» – Международной организации спутников связи, созданной в 1971 г. к которой Россия присоединилась в 1993 г..[208]

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяет ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Наша страна поддерживает идею об учреждении всемирной космической организации, что позволит поднять международное сотрудничество в мирном освоении космоса на более высокий уровень. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распределением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений. Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – для связи и навигации воздушного транспорта.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976),[209] когда космический объект выводится на околоземную орбиту или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН об учреждении такого регистра.

Международная ответственность государств за деятельность в космическом пространстве предусмотрена Договором о космосе (ст. VI). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта, так и то государство, в интересах которого осуществляется запуск (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной. Противоправны в космосе такие действия государств, как ядерные взрывы, размещение ядерного оружия, враждебная пропаганда из космоса. Если ущерб причинен в результате иных правомерных действий, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности, за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), запускающее государство несет абсолютную ответственность по вопросу выплаты компенсации за ущерб (ст. II). Кроме того, нарушение космического права влечет политическую ответственность государств.

В рамках СНГ заключены соглашения, направленные на мирное освоение космоса, например Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1991).[210] Осуществляется сотрудничество стран СНГ по соглашению о создании систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (1992), в рамках двусторонних соглашений с Украиной (1997) и Белоруссией (1995) и др. В СНГ реализацию межгосударственных программ исследования и использования космического пространства координирует Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств.[211]

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu