Японская школа
Сообщений 1 страница 1 из 1
1 2012-02-19 23:10:28
- Автор: Kuroki Shinji [jinjabureddo tenshi]
23 дня 1 час Последний визит:
2015-07-19 19:10:55
Кратко обо всем.
Большинство из нас знакомы с японскими школами исключительно по аниме и манге.
Создатели аниме могут познакомить нас со школьницами, с японскими молодежными фестивалями, с советом учащихся, но основные реалии японской школы упущены. С помощью этого поста мы попробуем восполнить этот пробел.
В Японии действует три вида школ – младшие, средние и старшие. В младших школах учатся 6 лет, в средних и старших по 3 года. Стоит отметить, что это абсолютно три разных учреждения, но иногда можно встретить среднюю и старшую школу в объединении.
Обязательными для обучения являются младшие и средние школы, а старшая для тех, кто собирается в будущем поступить в ВУЗ. Все старшие школы платные. Основные отличия младших школ от средних заключаются в следующем:
- в младших школах, как правило, 3-4 урока в день,
- первые шесть лет ученики ходят без школьной формы,
- в младших классах отсутствуют кондиционеры,
- в последнее время в младших классах делают кабинеты открытого типа, то есть в них нет стен. Это сделано с целью уменьшить число издевательств среди учеников.
В японских школах функционируют различные художественные кружки: музыкальные, робототехнические, каллиграфии, химии, икебаны и др. Среди кружков различных школ зачастую проводятся соревнования.
Во время каникул школы не прекращают свою работу, а проводят различные экскурсии по стране и за ее пределами. Вид экскурсии зависит от класса. Так, к примеру, ученики средних школ ездят в Нагано в гости к ученикам местных школ. Совместно они с толком проводят время – плетут корзинки, изготавливают веера. Второгодки средней школы плавают по озеру на каноэ. Последний год в средней школе отличается поездкой в Киото, Нару или даже в Новую Зеландию. Там они практикуются по английскому языку.
Возвращение с таких экскурсий сопровождается созданием стенгазеты, где каждый ученик должен отразить то, как он провел каникулы. Стенгазеты выставляются на всеобщее обозрение с целью провести голосование за лучшую.
Школа в Японии делится на три ступени:
1. Начальная школа (1-6 классы) - сёгакко,
2. Средняя школа (7-9 классы) - тюгакко,
3. Старшая школа (10-12 классы) - котогакко.
Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя - "первый класс начальной школы", "второй класс средней школы" и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.
Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.
Учебный год в Японии начинается в апреле. Уроки продолжаются с понедельника по пятницу либо по субботу(каждая четная суббота - выходной), в зависимости от школы. Учебный год состоит из трёх семестров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.
Начальная и средняя школа являются обязательными. Старшую школу, несмотря на то, что она не является обязательной, заканчивают около 94 % японских школьников.
Начальная школа включает в себя первые 6 лет образования и является важной базовой его частью. Начальные школы посещают более 99 % японцев данной возрастной группы, около 99 % начальных школ — государственные, около 1 % — частные. Учебный план включает: японский язык, гуманитарные предметы, арифметику и науку. Неакадемические предметы могут включать: искусство и ремёсла (включая японскую каллиграфию), музыку, домоводство, физкультуру и нравственное образование. Особый акцент делается на японском языке, так как сложности письменности и разнообразие устных форм требуют этого внимания.
Средняя включает в себя 3 класса: седьмой, восьмой и девятый, и является последней ступенью обязательного образования. Возраст учащихся от 12 до 15 лет. Как и начальные школы, большая часть средних школ являются государственными, однако около 5 % — частные. В отличие от начальной школы, каждый учитель здесь специализируется на одном предмете. Учебный план включает в себя предметы начальной школы, а также некоторые новые, такие как иностранный язык (хотя с апреля 2011 года английский язык стал обязательным предметом в начальной школе). Большинство школьников посещают один или несколько из школьных кружков (клубов по интересам), которые занимают их время после уроков примерно до 18:00 в будни, а иногда и утро в выходные дни.
Несмотря на то, что старшая школа не является обязательной, её посещают более 94 % школьников (по данным на 2005 год). Число частных старших школ составляет около 55 %, тем не менее, и государственные, и частные старшие школы являются платными. Программа первого года старшей школы одинакова для всех, однако в последующие 2 года подразумевают выбор курса в зависимости от намерения получать высшее образование.
Каждый год школьники ездят на экскурсии по городам Японии и в другие страны, а после этого должны нарисовать стенгазету о своей поездке.
Одним из главных событий внеклассной жизни является сентябрьский фестиваль. Ученики каждого класса собираются и решают, что именно они будут представлять. Это может быть все что угодно - кафе, комната страха, и даже аттракцион “кинь тортом в лицо”.
Поскольку поступить в японский университет тем более на бюджетной основе очень и очень непросто, хотя бы потому, что экзаменационные вопросы значительно выходят за рамки школьной программы, многие дети, начиная со старшей школы, ходят в Дзюку. Это отдельное платное учебное заведение.
Программа преподавания варьируется от школы к школе, но основывается на стандартах, утвержденных Министерством Образования. Ответственность за финансирование, комплектацию учителями и школьную программу лежит на местных властях.
Учиться в школе начинают в Японии по достижении шести лет. До этого дети обычно ходят в детский сад. К моменту поступления в школу дети должны владеть основами арифметики и уметь читать хирагану и катакану.
В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство. К окончанию начальной школы дети должны, в частности, выучить 1006 символов кандзи из 1945 символов государственного перечня.
В средней школе к перечню предметов добавляется английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.
Наиболее сложными предметами считается математика и языки - японский (изучение кандзи) и английский.
Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.
Расписание уроков
Так же, как и в России, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5-10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности школа может быть и существенно дальше.
Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на "линейку", и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока.
Продолжительность уроков в начальной школе - 45 мин, в средней и старшей школах - 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед - около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.
В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники - самые занятые люди в стране.
Организация учебы
В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.
Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так.
Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах.
По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.
Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.
Как проходит урок
Всё начинается со звонка на урок, он довольно характерный, и вы, скорее всего, слышали этот звук в сериалах. В некоторых классах выделяется «старший по классу» или попросту староста. Выбирают старосту либо по желанию, либо ученика, сидящего на первой парте ближе к двери, так как ему проще увидеть учителя. Ассортимент уроков принципиально ничем не отличается от нашего. Тоже есть родной язык, английский, география, история и т. д. Но манера преподавания зачастую иная - монолог на заданную тему, затем опрос домашнего задания и, разумеется, тесты. Японские школьники куда более пассивны, чем наши, если кто и тянет руку, то только чтобы отпроситься в туалет. Опрос ведётся по списку, а не по алфавиту, потому что при этом учитель теоретически может выбирать учеников, которых спрашивает чаще, а кого-то реже. Например, тех, чьи имена в начале и конце списка. Но, как правило, используется некий случайный элемент, например дата: вызывают ученика, чей номер соответствует сегодняшнему дню, а потом спрашивают через некоторый интервал.
Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися. Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы "дедовщины", когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).
В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою "рекламу". Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.
Кружки теоретически являются добровольными, но на практике почти все ученики ходят в тот или иной кружок. Причём, в кружке идёт строгое разделение обязанностей, всегда присутствуют начальник кружка, заместитель начальника и так далее, вплоть до новичков-первогодок. При этом, чем больше кружок, тем больше поддержки и финансирования он получает со стороны администрации. Поскольку кружки, несмотря на то, что это вроде как внеклассная деятельность, зачастую определяют лицо школы. Кружки есть в университете, и там их немало, так что почти каждый может выбрать себе занятие по вкусу: от футбола до астрономии и полётов на планерах.
Кружки в японских школах бывают и спортивные, и художественные. Многие школы предоставляют ученикам всевозможные занятия спортом - начиная от тенниса, плавания и бейсбола, и заканчивая гольфом, кендо и кёрлингом. Поэтому, у учеников есть собственный бассейн, корты, футбольное поле, гимнастическим зал, гольф-площадка.
В художественных кружках школьники пробуют себя в качестве музыкантов разных стилей, изобретателей роботов, учатся каллиграфии, рисуют мангу, играют в Го, ставят эксперименты по химии, делают икебаны, изучают компьютеры.
Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников.
Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.
За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.
После средней школы
Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.
Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.
Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние "технические колледжи" - профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.
Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии (гакуэн), а также "национальные" школы - школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.
Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются "белыми воронами" и иногда становятся предметом издевательств однокашников.
В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.
Университеты и колледжи
Главный критерий при выборе университета - престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.
Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там "низовые" женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.
Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.
К числу наиболее престижных университетов относятся государственные университеты Токио, Киото, Осаки, Саппоро, Нагои, Фукуоки, Сэндая, а также частные университеты: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото.
Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них - иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают свое место в элите страны, два его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).
Те, кто не сдал экзамены в желаемый университет, могут сдавать экзамены и через год, и через два. В это время абитуриенты либо учатся на специальных курсах-ёбико, либо работают, либо совмещают первое со вторым.
В отличие от школы, обучение в университете - время относительной "халявы". Набор дисциплин подбирает себе сам студент, естественно, в определенных рамках. Больших курсовых и дипломных работ, как правило, не бывает - нужно лишь писать отчеты на несколько страниц. Поэтому студенты практически не привлекаются к серьезной научной работе. А если и привлекаются, то как помощники, но не как самостоятельные исследователи. Многие студенты посвящают время обучения поискам работы и живут разнообразными приработками.
После окончания вуза можно поступить в 2-3-годичную аспирантуру и получить после ее окончания ученую степень.
Взаимоотношения и путь школьника.
Старшие и младшие
Во многом отношения между японцами в школе регламентируются понятиями Старший (Семпаи) и Младший (Кохай). При этом, даже если разница составляет всего год, младшие обязаны подчинятся старшим, говорить с ними вежливо, относиться с подобострастием.
Младшая школа
Тут всё очень похоже на детский сад, особенно поначалу. С учителем можно разговаривать просто, уроки похожи на игры.
Средняя школа
Обычно с шестого класса формируется система отношений старший-младший, которая проходит впоследствии через всю жизнь. Активно идет и внеклассная работа в кружках. Отношения между учениками становятся куда более формальными. Так же каждому классу выделяется отдельный этаж. Дружба между учениками разных классов становится редкостью.
Старшая школа
Если до девятого класса всё достаточно просто, ведь девять классов образования являются обязательными и бесплатными для всех японцев, то старшая школа - вещь добровольная. Можно еще поучиться и поступить в университет или пойти в техникум, где куют кадры обслуживающего персонала. Обычно это удел бедных семей, в которых с самого начала ясно, что оплачивать университет не получится. Большинство идёт в старшую школу, с которой и приходит пора так называемому Нюгаку Дзигоку - Аду для поступающих в университет. Начинается он прямо с поступления в старшую школу для этого, в зависимости от школы, нужно сдать от трех до пяти экзаменов.
Из-за интенсивной учёбы многие японцы вынуждены оставлять кружки, которым в младшей и средней школе уделяли немало времени.
Школьные романы
Если в младшей и средней школе отношения между мальчиками и девочками напоминают этакую тихую войну полов с дёрганьем девочек за косички и мелкими проказами, то к старшей мальчики, в общем, разбираются, для чего вообще нужны девчонки. Над влюбленными порой смеются одноклассники. Идеальные условия для возникновения отношений это: один возраст, параллельные классы, один и тот же кружок и дорога домой. К слову, вот и ещё причина, по которой японцы в старшей школе стремятся в кружки, желательно в те, где побольше девочек. Соответственно, и руководители кружков стараются заманить девчонок, зная, что это залог роста популярности кружка.
О школьной форме.
В Японии школьная форма появилась в конце XIX века. В нынешнее время школьная форма есть в большинстве частных и государственных школ. Японским словом, обозначающим униформу, является сэйфуку.
В большинстве начальных школ ношение формы не является обязательным. Там же, где она есть, мальчики обычно носят белые рубашки, короткие белые, тёмно-синие или чёрные шорты и фуражки. Форма у девочек может включать в себя длинные серые юбки и белые блузки. Форма одежды может меняться в зависимости от сезона. Среди и мальчиков, и девочек распространены яркие головные уборы.
Униформа в средней и старшей школе традиционно состоит из формы в военном стиле для парней и матросок у девушек. Эта форма основана на военной одежде периода Мэйдзи, смоделированной на основе европейской морской формы. В то же время, многие школы переходят на школьную форму схожую с западной, носимой в приходских школах. Она включает в себя белую рубашку, галстук, свитер с гербом школы и штаны у юношей и белые блузки, галстуки, свитеры с гербом школы и клетчатые шерстяные юбки у девушек.
Форма различается в зависимости от школы с сохранением общих черт: пиджака и брюк для мальчиков и юбки для девочек. Отдельные школы позволяют учащимся свободный выбор каких-то отдельных элементов одежды, а наиболее либеральные и вовсе не требуют носить школьную форму, но таких меньшинство. Школьную форму нельзя переодеть, скажем, уже внутри здания школы на входе стоит дежурный, который проверяет насколько внешность учащихся соответствует нормам. Так что даже суровой японской зимой (а на Хоккайдо в районе Асахикава зимой температура опускается до минус двадцати) можно увидеть девочек в юбках и с синими коленками. Конечно, зимняя и летняя форма не идентичны, но ноги у девочек всё равно остаются голыми. Кстати, несмотря на убеждённость русских фанатов аниме, что японская форма называется Сейлор Фуку, на самом деле это - Сей-фуку, что на японском означает просто форменная одежда. Неправильное название укрепилось после аниме Сейлор Мун.
Гакуран (яп. 学らん?) или цумэ-эри (яп. 詰め襟?) — мужская униформа во многих средних и старших школах Японии. Обычно гакуран чёрного цвета, но в некоторых школах может быть и тёмно-синий.
Гакуран происходит от вида прусской военной формы. Слово является комбинацией иероглифов гаку (学), означающего «учиться» или «ученик», и ран (らん или 蘭), означающего Голландия или, исторически в Японии, вообще весь Запад; таким образом, гакуран переводится как «Западный ученик». Такую же одежду носят школьники в Южной Корее и носили в Китае до 1949 года.
Матроска (яп. セーラー服 сэ:ра:-фуку?) — распространённый вид формы, носимой девушками в средней и старшей школе и, иногда, в начальной. Впервые она была представлена в качестве школьной формы ректором университета Fukuoka Jo Gakuin (яп. 福岡女学院?) Элизабет Ли. Она была создана на основе формы британского Королевского флота того времени, когда Ли училась по обмену в Великобритании.
В отличие от гакурана, у матроски существует множество различных вариаций внешнего вида. Обычно форма состоит из блузки с матросским воротником и плиссированной юбки. В зависимости от сезона детали костюма могут изменяться: разная длина рукавов и материал. Спереди иногда завязывается лента, протянутая сквозь петлю на блузке. Взамен ленты могут использоваться галстук, бант или шейный платок. Наиболее распространёнными цветами для формы являются: тёмно-синий, белый, серый, светло-зелёный и чёрный.
Обувь, носки и другие аксессуары иногда тоже являются частью формы.Носки обычно тёмно-синие,белые или черные. Туфли — коричневые или чёрные.
За информацию спасибо http://anime.dvdspecial.ru и другим сайтам и форумам о Японии(гомен, но все ссылки не сохранил Т_Т)
Система образования Японии
Мало кто знает, что школьное образование в Японии длится целых 12 лет, более чем половина из которого уходит на начальную школу из-за черезмерной сложности изучения родного языка. Минимум каждый ученик должен освоить 1850 иероглифов (данные требования установило министерство образования Японии). Вы скажете – этого же так мало! Да, действительно, чтобы понять то, что написано в японских газетах нужно хотя бы знать порядка 3000 иероглифов. С другой стороны, неужели так сложно выучить всего 2 тысячи иероглифов за 12 лет? Конечно сложно, ведь каждый из них имеет по несколько значений и два варианта прочтения. Но не отчаивайтесь. это еще не все! Кроме иероглифов в японском языке используется две буквенные слоговые азбуки по 48 знаков в каждой и латинский алфавит.
На протяжении всего этого времени бедные дети изучают не только свой язык, очень много времени им приходится тратить на изучение истории родной страны (кстати говоря, официальное летоисчисление Японии ведется по годам правления императоров). Так что если вам повезет встретить малыша только идущего в школу и опять повстречаться с ним спустя 6 лет, то, маловероятно, что вы его узнаете J
После занятий в школе дети обычно не идут домой, они отправляются в дополнительные учебные заведения, знания из которых им понадобятся для поступления в среднюю школу и университет.
Эти дополнительные школы называются "дзюку", в переводе - "школа мастерства", но правильнее было бы сказать - "репетиторская школа". Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене.
Первые "дзюку" появились в Токио в XVII веке. Они были организованы мастерами каллиграфии. Детей в школе было не много, не более 10 человек.
Кстати, в японских классах обучается до 45 детей, что недопустимо для дзюку. Несколько лет назад в них учились для того, чтобы поступить в элитные университеты, а сейчас в них приходится учится даже для поступления в рядовые колледжи и ВУЗы.
Дзюку посещает где-то 15% учеников младших школ, 50% - средних, 99% старших. В них можно найти детей от трех лет и до восемнадцати!
Кстати японцы не жалеют деньги на учебу, например обучение ребенка в дзюку стоит 20 тысяч иен, при средней заработной плате в 300 тысяч. Таким образом дзюку за год получают несколько триллион иен (примерно столько же страна тратит на военные нужды).
Как говорил Голден Бой – «Учиться, учиться, учиться, учиться, учиться, учиться. » Правда он говорил слово Работать, но учиться бы из его уст звучало бы правдоподобнее.
Учебный год я Японии длинный, а может быть даже самый длинный во всем мире – целых 240 дней. А задают детям столько материала, что они тратят на его подготовку дома по 6 часов в день. А родители следят за детьми, что бы те все учили, дабы в последствие попасть в хороший университет.
«Попытаться ввести японских матерей в заблуждение - напрасный труд. Они не хуже самих школьников знают, что и сколько задано на дом, и не хуже учителей могут определить, полностью и правильно ли решена задача по физике или вызубрен параграф из курса географии. Нынешних мам недаром прозвали "кеику мама" - "мама, одержимая образованием". Такая мама не остановится перед тем, чтобы пойти в школу, когда заболел ребенок, сесть за его парту и дословно записать обьяснения учителей по всем предметам. Дома она заставит ребенка выучить все "назубок"."
Но как же можно учиться, когда вокруг тебя постоянная возня, играет телевизор, дерутся браться и сестры (ведь японцы живут очень тесно)? А выход прост. Одна компания разработала деревянный гробик с партой в рост сидящего человека, который как это ни парадоксально запирается снаружи. Вот посадят вас в такой без еды и воды и заставят выучить учебник по ядерной физике, и ведь не выпустят пока вы не сможете ответить на все вопросы вашей мамы…
Как говорится спрос рождает предложение. Не все родители готовы так издеваться над своими детьми. Так что имеют место частные школы, где вообще нету экзаменов. Правда мало кто ими пользуется. Ведь японца ленивого японца от увольнения не сможет спасти даже звонок министра. Такие вот они принципиальные и трудолюбивые люди.
А самые звери в системе образования это экзаменаторы. Только благодаря их усердному труду школьники и студенты не учатся, нет, что вы, неужели вы думали, что японцы учатся? Они учат, учат все досконально, даже слова в словаре начиная с первой страницы и до последней по порядку. Если кто то из студентов попробует высказать экзаменатору свои собственные предположения о причинах какого-либо события, то не видать ему заветного зачисления. Другое дело если абитуриент сможет процитировать на экзамене изречения Сократа наизусть.
«В 1985 году проводился опрос среди школьников. Оказалось, что 60 процентов из них никогда не чистили для себя даже яблока, не приготовили ужин и не накрыли на стол. Они зубрят по 10 часов в сутки. По самым скромным подсчетам, 200 тысяч маленьких японцев ненавидят школу. 30 тысяч из них даже отказываются в нее ходить. Сейчас ситуация изменилась ненамного.»
Учеба в японской школе это сущий ад. Ведь пока ребенок в школе он не просто должен учиться, он должен выбрать себе университет, а что бы туда поступить нужно за все обучение набрать максимальное количество баллов по определенным предметам.
Для девочек же, в отличие от мальчиков, двенадцать школьных лет становятся годами безоблачного счастья. После уроков, когда мальчишки сидят по домам над книжками или занимаются в "дзюку", школьницы выстраиваются у модных магазинов, подолгу засиживаются в кафе и чайных. Главное предназначение женщины, считают здесь, - это все-таки не служба, а материнство. Разумеется, девушка должна поработать несколько лет в коллективе, чтобы узнать жизнь, но только до замужества.
Для школьниц издают специальные книжки, выпускают кинофильмы. Главная тема одна - самоотверженная любовь, сбывшиеся мечты.
В старших классах для девушек отводится гораздо меньше вакансий, и у них еще меньше шансов поступить в престижные университеты. Правда, в Японии действует инициативная группа "За подлинное женское равноправие в школе", но, похоже, она совсем не обречена на успех, поскольку дело здесь в национальных традициях, которые в Японии священны. Традиции не подлежат изменению, как не подлежит перекрою фасон школьной формы, который существенно не изменялся уже более 100 лет. Для мальчиков это черные мундиры, в чем-то сходные с прусскими, для девочек - синие матроски.
В японской школе учителю традиционно отводится весьма почетная роль. В основе этого лежит конфуцианский культ почитания старейшин. Японское слово учитель ("сэнсэй") в дословном переводе означает "ранее рожденный". Школьный учитель не только передает знания, он предстает воспитателем, наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути.Как раз по этому в японских школах преобладают мужчины.
Чтобы поддержать высокую престижность учительской профессии, повысить качество преподавания, в Японии используются различные формы материального стимулирования труда учителей. Впервые приступая к работе, учитель, окончивший учительский колледж (2-3 года обучения), зарабатывает ежемесячно 165 тысяч иен (10 тысяч иен равняется 75 долларам США), а обладатель диплома университета (4 года обучения) в тех же условиях зарабатывает около 190 тысяч иен в месяц. Но это только начальная сумма, которая увеличивается по мере выплаты разнообразных пособий. В течение трудовой жизни учителя заработная плата увеличивается примерно в два с половиной раза.
Кстати учителя очень хорошо получают, несколько раз в год им выплачивают премии, размер каждой может доходить до половины годового жалования.
Помимо того, всем учителям, имеющим семью, выплачивается ежемесячное пособие: без детей - 15 тысяч иен, за 1-2 детей - по 4,5 тысячи иен и по 1 тысяче иен за каждого следующего ребенка. Если же учитель не состоит в браке, но содержит ребенка, он получает 10 тысяч иен.
Учителям, работающим в районах, где стоимость жизни наиболее высока, каждый месяц выплачивается компенсация. В малокомплектных школах удаленных районов каждый рабочий день оплачивается дополнительно.
Для тех учителей, которые имеют собственный дом или вынуждены снимать дорогую квартиру, выплачивается компенсация до 10 процентов месячной зарплаты.
Несмотря на существующую в японской школе обязательную систему повышения квалификации, здесь поощряется самообразование учителей. Тем, кто по собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно, выплачивается пособие в размере около 1/10 месячного заработка.
С одной стороны многие пойдут преподавать, правда и рабочий день учителей иногда длится до 14 часов.
Основной задачей системы образования стало воспитание неординарных личностей.
История современного образования может быть разделена на следующие 5 периодов:
1. Период основания (1868-1885). Был основан первоначальный корпус современного образования.
2. Период консолидации (1886-1916). Были изданы разнообразные школьные законы, была создана систематическая образовательная структура.
3. Период экспансии (1917-1936). Образовательная система базировалась на рекомендациях Чрезвычайного Совета по Образованию (1917-1919)
4. Военный период (1937-1945). Пик милитаристского образования.
5. Современный период (1945-наши дни). Образовательные реформы во время союзнической оккупации.
I период (1868 – 1885 года)
Начало периода реставрации Мэйдзи характеризует переход Японии от эпохи невежества к эпохе цивилизации и просвещения.
Первое что вспоминается, когда я говорю образование в эпоху Мэйдзи, это имя Фукудзава Юкити. Он был человеком, сподвигнувшим всю нацию вступить на путь образования и просвящения. Его кпубликация «Призыв к знаниям», где он критикует кофуцианские ценности и возносит в глазах западние идеи. Благодаря его трудам, в школьную программу того времени были включены занятия, посвященные Западу.
Но консерваторы не дремали даже в то время. Такая решительная реформа Фукудзава Юкити привела к расколу общества на два лагеря, каждый из которых отстаивал свои принципы и взгляды на систему образования. И, как обычно, японцы нашли компромисс даже в такой сложной ситуации. Они взяли все самое лучшее из обоих предложенных систем и сформировали что-то совсем новое, соединив ведущие мировые традиции образования и духовные ценности Японии.
Итогом всех этих преобразований явилось возникновения Министрества Просвящения, которое было создано в 1871 году, а уже в 1872 году провительство Мэйдзи разработало план феформы современной школы. Через некоторое время был принят Закон об образовании, цели которого были четко в Осейдасачешо (сопроводительный документ):
1. образование должно обеспечивать успешное продвижение человека по социальной лестнице
2. функция школ состоит в том, чтобы прививать патриотические чувства у каждого человека
3. все японцы должны обучиться практическим наукам, что, в конечном счете, принесёт пользу обществу и поможет построить современное государство.
Для этих целей была введена системы обязательного обучения, которая в те далекие года занимала всего 4 года (как не повезло современным японским детям с их 12 адским годам в школе). Не секрет, что это образование получали не все поголовно, а только правящие слои общества, на тот момент к ним относились самурайские семьи (своего рода феодалы Японии) и высшие слои общества. Кстати говоря, в этот период семьи буке (военный класс общества) получал самое достойное образование.
Правительство на этом не остановилось. Людям нужно было внушить идею, ради которой они пойдут учиться. Эта идея была сформирована как обучения для “личного благосостояния каждого, завоевания положения в обществе и процветания в делах ”. Считалось, что наука и образование поднимут волю народа. Но вместе с обязательным образованием в школы хлынул довольно-таки большое количество учеников и правительство решило отменить декрет об оплате образования из «казны».
За основу была взята классическая система образования Соединенных Штатов Америки (создали начальное, среднее образование и университеты), и небольшая доля системы образования была позаимствована у Франции. Невиданное распространение школьной сети, которой были охвачены даже самые отдалённые горные деревни, проходило под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала также и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа. Был установлен строгий государственный контроль над профессией учителя. С этого времени учитель приобретает статус государственного служащего, которому запрещается заниматься политикой.
Все это, в конечном итоге, привело к исчезновению классических княжеских школ, а частные школы были вынуждены получать разрешения на преподавание.
II период (1886 – 1916)
В 1885 г. была основана кабинетная система, и Мори Аринори стал первым министром образования. Он разработал основу школьной системы следующих периодов. Все компоненты системы – начальное, среднее, профессиональное, университетское образование – взаимосвязаны. Начальное образование было призвано формировать сознание большинства населения страны в соответствии с государственной политикой, определяющей взаимоотношения широких масс и правительства в духе лояльности, основой которой выступал национализм и милитаризм. Сформировалась образовательная система, сочетающая в себе лояльность монарху с приверженностью свободным научным изысканиям, необходимым для успешного становления и быстрого развития Японии как современного государства.
Иноуэ Коваши, человек, который стал министром образования после Мори, основал систему частных профессиональных школ для выпускников начальных школ. После 1899 г. большое распространение получили школы для девушек. В 1908 г. срок обязательного обучения был увеличен до 6 лет. Таким образом мы все ближе и ближе подбираемся к сегодняшним 12 годам J
III период (1917 - 1936)
Русская революция и распространенные во всем мире требования демократии оказали влияние на японскую политику и образовательную систему. В 1917 г. правительство создало чрезвычайный совет по образованию (Риндзи Кёику Кайги). До того, как он был распущен в 1919 г, совет издал несколько докладов, которые оформили основу для распространения образования в следующей декаде 20 века. Влияние совета было особенно значительным в области высшего образования. До 1918 г. существовали только имперские университеты (до 1897 г. существовал только один – Токийский Имперский Университет). Однако Университетский закон 1918 г. позволил появиться частным университетам. В соответствии с этим законом многие национальные, общественные и частные школы были повышены до статуса университетов.
IV период (1937 - 1945)
Правящий класс Японии в этот период активно возрождает идеологию “японизма”, проповедавшего ультранационализм и милитаризм. К началу 1930х фактически весь процесс обучения и образования контролировался правительством. Министерство образования, местные комитеты находились под прямым контролем Министерства внутренних дел, ведомства, контролировавшего всю нацию. Учебники по географии, истории, написанные и напечатанные самим Министерством образования, были заменены на новые. В конечном итоге школа стала эффективным инструментом подготовки милитаристски настроенной молодёжи. Со вступлением Японии во Вторую Мировую войну милитаристское образование лишь усилилось: в школах ещё сильнее стали навязывать фашистские идеи расового превосходства японцев и мораль средневековых самураев – преданность военному долгу, самопожертвование во имя “великой Японии ”.
V период (с 1945 г.)
На послевоенное время приходится вторая реформа образовательной системы. Основной целью, которую преследовали оккупационные власти, была демократизация, демилитаризация и децентрализация японского общества. “Милитаристическое довоенное образование было отменено, и была сформирована новая система образования, основанная на мирных демократических традициях”. Была демонтирована многоуровневая структура образования(при которой для поступления в университет нужно было окончить среднюю школу и подготовительную школу при университете). Была внедрена такая система - обязательное обучение в шестилетней начальной школе, в средней школе 1 степени (3 года) и второй степени (3 года), затем университет (4 года). Только учебный календарь по-прежнему остался специфически японским: начало учебного года, как в школах, так и вузах приходится на 1 апреля.
28 апреля 1952 г. после подписания Сан-Францисского мирного договора и возвращения суверенитета Японии, были переоценены недавние реформы, был сделан упор на сохранение традиционных японских ценностей. Например, был вновь введён курс морального обучения. Национальному образованию вернули духовную основу. Вот почему японская система образования, в основе которой лежит американская модель, не европеизировалась, а сохранила национальные особенности.
Школьное образование.
В Японии огромное внимание уделяется дошкольному образованию, по мнению психологов до 7 лет человек получает 70% знаний, а остальные 30% он получает за оставшуюся жизнь. Как известно, в детстве мы учимся контактировать с обществом, общаться, а это очень важно для общества Японии, которое построено на умении держаться коллектива. По традиции дошкольное образование начинается в семье. Как утверждают сами японцы, чтобы достичь «икигаи» - в переводе с японского означает «имеющая смысл» (подразумевается жизнь) им нужно обучить и воспитать своих детей.
И вот мы наконец то добрались до детских садов. В отличие от всего мира в Японии детей сбирают в маленькие группы, так называемые «хан». Этим детишкам выделяют свое собственное «рабочее место» в детском садике, они сами выбирают название своему хану и так далее. Таким образом с самого раннего детства их учить работать в коллективе. Существует определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю группу.
Такая система практикуется и в дальнейшем. В средней школе ханы уже не постоянные, их переформировывают раз в 5 месяцев, чтобы научить детей быстрее адаптироваться к новым условиям. Кстати стоит отметить, что когда идет обсуждение, какой-либо проблемы, то она чаще обсуждается не с одним учеником, а со всем ханом. По мнению Дена Бешоара, такая система “ помогает сохранить здоровье школьника, т. к. в гармоничных группах исключается дискриминация и связанные с нею стрессы”. Дети широко вовлекаются в управление классом. Первые классы выбирают из числа учащихся наставников (тобан), которые меняются каждый день и, таким образом, каждый ребёнок бывает им. Эта система учит детей управлять другими.
Кстати очень интересен подход к воспитанию личности ребенка. В Японских школах есть такой странный предмет, как самокритика. Не удивляйтесь, если побывав в школе, вы услышите рассуждение ученика о том, что ему не нравится, а что нравится, о том какой он плохой или хороший, и что он сделал не так.
В итоге стоит отдать должное учителям, они не просто учат детей в школах, а формируют их, воспитывают именно то, что требуется обществу. Не даром учителям, у которых нету своих детей выплачивается самая большая добавка к жалованию, на мой взгляд это делается для того чтобы учитель начал испытывать отцовские чувства к детям. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Оставлю это на ваш суд J
Высшее образование
Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:
университеты полного цикла (4 года);
университеты ускоренного цикла (2 года);
профессиональные колледжи;
технические институты.
В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах - 6 лет (впрочем как и у нас в стране, студенты медики и биологи учатся дольше всех). После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах - 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт "студента-исследователя" - кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 2 основных вида студентов-исследователей:
студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс;
студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет.
Университеты ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки. Эта ситуация с девушками связана с тем, что до сих пор женщине в Японии отводится роль матери детей и хозяйки в доме, а не преуспевающей сотруднице крупной корпорации.
Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.
Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.
Краткосрочное обучение
Такой тип образование скорее всего получился в результате наплыва большого количество иностранных студентов, стремящихся получить образование в Японии. Это образование называется «Момбусё». Студентам дается возможность учиться в стране до года. В настоящее время примерно 20 частных университетов Японии предоставляют такую возможность.
Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты-“краткосрочники” могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего обучения в вузах России.
Магистратура и аспирантура
Для получения звания магистра студент должен закончить 2-летнее образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок пребывания в аспирантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он представит докторскую диссертацию с положительной оценкой и сдаст экзамен по специальности.
P. S. Мне хотелось бы опять упомянуть про работу учителем. Если вы думаете, что любой желающий может занять этот почетный пост в обществе Японии, то вы ошибаетесь. Для этого нужно закончить специальные курсы, получить диплом учителя и сдать экзамен на допуск к профессии. Правда все эти сложности с лихвой окупаются зарплатой, ведь Япония это единственная страна мира, которая платит преподавателям больше, чем чиновникам.
Система образования Японии
Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.
Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый доход), образование детей - это единственное, в чем они могут соперничать.
К японской системе образования вполне применима поговорка - 'век живи - век учись'. В своей жизни японцы учатся почти четверть века, начиная с 3 - х летнего возраста, то есть с детского сада.
В начальной школе дети обучаются с 6 до 12 лет. Закончив шестой класс, юные японцы, освоив фонетическую азбуку, получают лишь базовые знания по иероглифическому письму. К концу занятий в начальной школе они осваивают около тысячи знаков. Это достаточно много, если учесть, что для чтения газет необходимо знать тысячу восемьсот иероглифов.
В средней школе первой ступени, где японцы проводят три года, багаж иероглифов увеличивается до двух тысяч. При этом школьники успевают освоить такие предметы, как иностранный язык, основы технологии, домоводство, музыкальную грамоту, получают первичные знания по искусствоведению. На этом обязательное образование завершается.
Следующая ступень - средняя школа второй ступени, в которой школьники учатся до 18 лет. Это платное образование. Можно выбрать по желанию общеобразовательное или специальное отделение. В общеобразовательном отделении есть потоки для тех, кто собирается поступать в вуз, и для тех, кто хочет ограничиться средним образованием.
Специализированные отделения распространены в малых городах и в деревнях. В зависимости от местных традиций, они могут иметь свой профиль: технологический, сельского хозяйства, морского промысла, коммерческий.
Высшее образование выпускники полной средней школы в Японии могут получить в университетах и институтах. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:
- Университеты полного цикла (4 года)
- Университеты ускоренного цикла (срок обучения - 2 года, студенты специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика)
- Профессиональные колледжи (срок обучения не более 3-х лет и ориентированны на тех, кто желает получить узкотехническое образование)
- Технические институты (срок обучения - 5 лет и дают широкую техническую подготовку)
На медицинском и ветеринарном факультетах обучение продолжается 6 лет. Это в основном частные учебные заведения. После окончания основного 4-летнего курса обучения выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре - 2 года, в докторантуре - 5 лет.
Условия приема иностранных студентов в Японии
Студент - иностранец, желающий поступить в один из университетов Японии, должен иметь 18 полных лет, аттестат об окончании средней школы у себя на родине, документ, подтверждающий, что он прошел как минимум, 2- семестровую подготовку по японскому или английскому языку у себя на родине. Подача заявления о приеме в университет происходит в период с июня по август каждого года. Преподавание в вузах Японии в основном ведется на японском языке, но некоторые университеты ведут преподавание и на английском.
Краткосрочное специальное обучение в Японии
В последние годы Министерство высшего образования Японии стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов - иностранцев. Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская литература и культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по эти направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке.
Японский язык считается одним из самых сложных в мире. Однако, не изучив его, вы не сможете ни понять обычаи и культуру Японии, ни проникнуть в суть менеджмента по-японски, ни учиться в японских университетах. Существует возможность выучить японский язык непосредственно в Японии.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Изматывающая японская система образования
Оставлен odi Вс, 11/20/2011 - 10:00
Япония – одна из самых развитых стран, с очень высоким уровнем жизни. Тут самая высокая продолжительность жизнь - она составляет около 82 лет. Страна занимает 10 место в мире по численности населения – 127 млн. человек. Япония - это страна больших возможностей и высоких технологий.
Система образования в Стране восходящего солнца, взявшая свои початки еще в 1947 год, полна традиций и выстроена достаточно жестким образом. И за время своего существования она несколько раз реформировалась, что позволило ей стать одной из ведущих в мире. Образовательная система Японии является как бы комбинированным вариантом, поскольку совмещает в себе черты британской, американской и французской образовательных систем.
Японцы чтят образование и ставят его во главу ценностей. Тут не жалеют денег на обучение, поскольку понимают, что инвестируя свои «кровные», может и большие деньги, в образование, они предопределяют собственное блестящее будущее. Хорошее образование – это дорогое образование, но зато, получив высшее образование, молодой японец уверен, что его ожидает хорошая высокооплачиваемая работа. А ведь в Японии практикуется система «пожизненного найма», а это означает, что тут устраиваются на работу на всю жизнь. Поэтому каждый японец мечтает работать в успешной корпорации типа «Мицубиси» или «Ямаха».
Итак, японская система образования – это дошкольное, начальное, неполное среднее, полное среднее и высшее образование. Учебный год в этой стране очень длинный, а может быть, даже самый длинный во всем мире – целых 240 дней в году. Считается, что японский пример образовательной системы самый изматывающий: японские студенты самые примерные, они зубрят по 10 часов в сутки. Даже если у учеников и остается свободное от обучения время, они его тратят в дополнительных учебных заведениях, знания из которых им очень пригодятся при поступлении в среднюю школу и университет.
Дошкольное образование - сёгакко: такое образование дает возможность ребенку научиться общению с одногодками и подготовится к дальнейшему обучению в школе. Японские детсады уникальны: тут детки самостоятельны, ценят собственное здоровье и любят окружающую среду. Родители могут отдать ребенка, как в государственный детский садик, так и в частный.
Начальная школа. Во-первых, школьное образование тут продолжается 12 лет. Начинается учеба в апреле и заканчивается в марте уже следующего года. Процесс обучения делится на три триместра: апрель-июль, сентябрь-декабрь, январь-март. Каникулы также как и у нас - зимой и летом. В начальную школу детки идут в 6 лет, и учатся там также 6 лет. Большинство ребят учатся в государственных школах, но те, чьи родители могут себе позволить, имеют шанс учиться в частных. Главные изучаемые предметы - родной язык, математика, естествознание, обществоведение, этика, музыка, физкультура, труд, рисование, английский язык. Также ребенок должен выучить 1850 иероглифов и именно, и обязательно овладеть навыками свободного чтения.
Неполная средняя школа. Тут придется просидеть три года. В каждом классе около 40 человек, которые в процессе обучения разделяются на 4 группы. Тут упор делается на изучение английского.
Полное среднее образование. Этот этап получения образования, в отличие от двух предыдущих, является необязательным. Продолжительность обучения тут составляет 3 года.
Колледжи. Следующая ступенька. 90% японских колледжей – частные. В Японии представлено достаточно много таких учебных заведений только для женщин. После окончания колледжа выпускник имеет право поступить в университет сразу на второй или третий курс.
Высшее образование. В Японии, приблизительно, 600 университетов, в том числе 425 частных. Общая численность учащихся ВУЗов превышает 2,5 млн. человек. Но чтобы получить высшее образование в Японии, надо будет закончить полную среднюю школу. Японское высшее образование имеет несколько составных: университеты полного цикла – 4 года обучения, университеты ускоренного цикла – срок обучения – 2 года и технические институты, в них учатся около 5 лет. Чтобы стать выпускником государственного японского ВУЗа надо сдать «общий тест достижений первой ступени» и вступительный экзамен в самом вузе. Топовыми японскими ВУЗами являются Токийский (основан в 1877 году, тут 11 факультетов и 15 тыс студентов ), университет Киото (год основания - 1897 год) и университет в Осаке (основан в 1931 году). Плюс, нельзя не отметить ВУЗы Хоккайдо и Тохоку. Из частных университетов следует отметить – университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Тут свои вступительные экзамены. Вступительные экзамены в ВУЗы Японии очень сложные, нужно на 100% выложить свои душевные и физические силы, чтобы победить в этой бешеной гонке за будущее. Интересно, но каждый поступающий имеет свой номер, поэтому списки поступивших студентов имеют вид простых номерных колонок. Обычно японские студенты учатся в Университетах около 4 лет. В течении первых двух лет изучаются общеобразовательные предметы (история, литература, философия, иностранный язык, обществоведение), а в течении второй половины – специализированные. Если вы решили выбрать медицинский, стоматологический или ветеринарный факультет, то это потребует еще дополнительных двух лет обучения. По итогу, студент, отучившись 4 года, становится бакалавром. Чтобы стать магистром понадобится еще 2 года (плюс, надо будет сдать экзамены и защитить диссертацию), а доктором наук – три года (также сдаются экзамены, и защищается диссертация).
Образовательная система Японии одна из самых лучших, но она настолько изматывает учащихся, что они потом вспоминают свои учебные годы, как сущий ад, лишенный свободы и радости подростковой жизни.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu