joi, 25 februarie 2016

в каких фильмах снималась ирина муравьёва

Родилась 08.02.1949, Москва

Народная артистка России (1994)

Лауреат Государственной премии СССР (1981, за роль в фильме «Москва слезам не верит»)

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006)

Кавалер ордена Почета

Родители Ирины Муравьевой познакомились на войне. Вадим Сергеевич, освободил из фашистского плена белорусскую девушку Лиду. После войны они вернулись в Москву, поженились, а в 1949 году у них родилась дочка Ирина.

Школу Ирина окончила в Москве. В начальных классах, была отличницей, да и потом хорошо училась. Впрочем, как и у всех детей, бывало всякое. Будучи ребенком озорным и жизнерадостным, она порой доводила своими шутками учителей, убегала с другими ребятами с уроков. Но это было, скорее, исключением, потому как, родители воспитывали ее в строгости, и росла Ирина послушным и очень домашним ребенком. Актриса вспоминает: «Мама воспитывала нас дома. Порядок и чистота в доме были идеальные, мы с сестрой всегда были очень красиво одеты - мама шила для нас. Учились мы хорошо, потому что нас ругали даже за четверки. Школа была недалеко от дома, уроки заканчивались в час пятнадцать, а в половине второго я уже должна была сидеть за столом с вымытыми руками - мы все вместе обедали. Нельзя было задержаться около школы ни на секунду, я никуда не ходила, никаких танцев-шманцев. Зимой мама водила нас на каток в Лужники. Мы с сестрой ехали по ледяной дорожке, а мама бежала рядом по сугробам и отгоняла от нас мальчишек. Глаз у нее был зоркий…»

В детстве Ирина мечтала стать учительницей младших классов. Об актерской профессии она всерьез задумалась лишь в 15 лет. Это было, как озарение. С того момента поступление в театральный стало для нее целью. Много лет спустя, в одном из интервью у нее спросили: «А что, если бы стали не актрисой?». Ирина Вадимовна призналась: «Вдалеке от театра я была бы несчастным человеком».

В 1966 году, после окончания школы, Ирина Муравьева подала заявления во все столичные театральные вузы, и везде провалилась. Девушка не стала отчаиваться, проработав год, она повторила попытку. И снова везде ее ожидала неудача. Пришлось довольствоваться драматической студией при Центральном детском театре, - конкурс там был меньше и брали лишь москвичей.

Отучившись, Ирина в 1970 году, была принята в труппу Центрального детского театра. Хотя она никогда не считала себя красавицей, но всегда мечтала о романтических героинях. Здесь же ей пришлось играть совсем другие роли. На сцене Ирина Муравьева дебютировала ролью мальчика Феди Дружинина в спектакле «2001-й год» по пьесе Сергея Михалкова. В последующие годы ею был создан ряд разноплановых образов: Любка Шевцова («Молодая гвардия» А.Фадеева), Виола («Двенадцатая ночь» У.Шекспира), Ворона («Снежная королева» Е.Шварца), Шура Тычинкин («Сомбреро» С.Михалкова).

В стенах ЦДТ Ирина Муравьева обрела и семейное счастье. В 1973 году она вышла замуж за режиссера этого театра Леонида Эйдлина. В этом браке у них родились двое сыновей – Даниил и Евгений. Обычно актерские дети растут за кулисами театров. Но Ирина Вадимовна считает, что все это от нищеты. У нее была возможность оградить своих сыновей от этого и дать им полноценное воспитание.

Дебют на экране

Кинематограф долгое время не обращал внимания на эту неординарную актрису. На экране она периодически появлялась лишь в телеспектаклях («Страница жизни», «Сказка о четырех близнецах», «Московские каникулы»). Тогда Ирине казалось, что в кино ей так и не пробиться, и она подумывала даже уехать в какой-нибудь провинциальный городок, устроиться в местный театр и стать там примой, на спектакли которой будет ходить весь город.

И все-таки яркий талант, огромное обаяние и заразительный темперамент молодой актрисы не могли остаться незамеченными. В 1973 году она сыграла роль Зинаиды Багляевой, бойкой девочки-маляра, в телевизионном сериале «Разные люди». А затем состоялся дебют и в полнометражном кино. Ее первой большой работой стала роль Сюзанны в фильме детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (1974). Примечательно то, что на пробах она не понравилась никому, кроме самого режиссера. Самсонов сумел убедить худсовет, что, кроме Муравьевой, эту роль никто не сыграет. Так она стала киноактрисой

Театр Моссовета

Со временем Ирина Муравьева стала чувствовать, что переросла рамки детского театра. Пришло время уходить. В 1977 году она перешла в театр им. Моссовета. Здесь она проработала до 1991 года, сыграв немало центральных ролей в самых разных спектаклях, среди которых: «Комната» Э.Брагинского, «Превышение власти» В. Черных, «Цитата» Л.Зорина. Творческой удачей актрисы стало исполнение роли Грушеньки в спектакле «Братья Карамазовы» по Ф.М.Достоевскому.

Чувствуя необходимость в дополнительном актерском образовании, Ирина Муравьева параллельно с работой в театре в 1978-1982 годах училась в Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского на курсе у Оскара Яковлевича Ремиза.

«Москва слезам не верит»

Когда Владимир Меньшов пригласил Ирину Муравьеву на роль Людмилы Свиридовой в свою картину «Москва слезам не верит», актриса отнеслась к сценарию с большими сомнениями. Впрочем, тогда никто не предполагал, что эту мелодраму ждет ошеломляющий зрительский успех во многих странах мира, а также престижнейший приз американской киноакадемии – «Оскар» за лучший иностранный фильм.

Ее героиня, неугомонная авантюристка Людмила, стремящаяся получить все и сразу, не понравилась актрисе. Наверное, потому, что сама Ирина такой никогда не была. Она даже немного расплакалась, когда впервые посмотрела картину. «Все, что мне было противно в жизни, все вылезло на экран; моя героиня получилась назойливая, вульгарная», - вспоминала впоследствии Муравьева. Как бы то ни было, но именно эта роль сделала Ирину Муравьеву суперпопулярной среди миллионов зрителей.

Самая обаятельная и привлекательная

После успеха фильма «Москва слезам не верит» Ирине Муравьевой посыпались предложения от режиссеров. Роль Людмилы словно закрепила за актрисой амплуа энергичной, провинциальной девушки, умеющей добиваться своего. Ее героини не всегда были на сто процентов положительными, но при этом всегда оставались своеобразными, непосредственными и очень обаятельными.

Такой обаятельной и непосредственной была ее Нина Соломатина во всенародно любимой мелодраматической комедии «Карнавал». Муравьева блестяще, с присущим ей озорством, сыграла 17-летнюю провинциалку, приезжающую в столицу поступать в театральное училище. А ее песенный монолог у телефона-автомата «Позвони мне, позвони!» стал хитом на многие-многие годы.

Не меньший успех ожидал и другую роль актрисы – Надю Клюеву в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная». При этом сама Муравьева очень стеснялась сниматься в этой картине. Стеснялась самого названия, - ведь она то себя, почему-то, «самой обаятельной и привлекательной» не считала. Она вообще всегда удивлялась, почему ее приглашают на такие роли. «Я не похожа на этих героинь, - признавалась она, - наверное, шутя, играючи, я - такая. Когда я шучу, смеюсь и у меня хорошее настроение, наверное, я похожа на этих героинь. А вообще, в жизни я - серьезная, тихая, спокойная. Такой шустрости у меня нет».

Ирина Муравьева продолжала активно сниматься до 90-х. Зрителям запомнились ее веселая и оптимистичная Галина Владимировна Кадетова из мелодрамы Леонида Квинихидзе «Артистка из Грибова», Вера из фильма Дмитрия Долинина «Мы странно встретились» (блестящий дуэт с Александром Калягиным), доярка Людмила Никитина в драме Владимира Попкова «Год теленка».

В 90-е годы Ирина Муравьева стала появляться на экранах все реже и реже. Российский кинематограф поразил глубокий кризис, а в некачественном кино сниматься ей не хотелось

Малый театр

В 1993 году Ирина Муравьева стала актрисой прославленного Малого театра. Здесь, на этой сцене наиболее полно раскрылся ее талант драматической актрисы. Раневская в «Вишневом саде» и Аркадина в «Чайке»Чехова, Купавина в «Волках и овцах», Гурмыжская в «Лесе» и Мамаева в «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, Матрена во «Власти тьмы» Толстого, - эти работы открыли зрителю «новую» Муравьеву.

Вот как о ней писали критики: «Актрисе одинаково доступны и лиризм, и острая характерность вплоть до гротеска. Легкомысленная наивная Мамаева, молодящаяся развратница Гурмыжская, тонко чувствующая и непрактичная Раневская, самовлюблённая и жадная Аркадина - все эти характеры артистка блестяще раскрывает и привносит в них черты своей творческой индивидуальности - яркий темперамент и фантазию, умение радоваться жизни и способность к остроумной шутке. Талант и виртуозное мастерство артистки, проявившиеся в исполнении этих сложнейших ролей, в сочетании с огромной работоспособностью, трудолюбием, безупречно добросовестным отношением к своей работе и преданностью искусству Малого театра позволяют говорить о том, что И.В.Муравьёва является ведущей артисткой старейшей драматической сцены».

Окружающие отмечают, что в последнее десятилетие Ирина Муравьева изменилась, стала более серьезной, строгой дамой. Отмечают и то, что она стала набожной, всегда соблюдает посты, советуется с духовным отцом и старается не появляться часто на экранах. На это сама актриса говорит, что верующей была всегда. «Меня еще в детстве крестили, сразу после войны, в Новодевичьем монастыре – моя семья жила там неподалеку. Сейчас у меня квартира в другом районе, но иногда я возвращаюсь туда. Когда мой папа уходил на фронт, бабушка в подкладку гимнастерки вшила молитву «Живые помощи» (ее читают при бедствии и нападении врагов). Так папа вернулся с войны без единого ранения! Бабушкина молитва его сохранила. А вы говорите: приметы. Я и когда в театральный поступала, тоже молилась».

На вопрос, как же она сочетает веру и актерство, она говорит: «В древности были запрещены скоморохи, которые высмеивали, «кривляли» Божьи создания. Но сейчас мы играем по-другому. Я борюсь и с пороками, и с честолюбием. Пока меня благословили работать, я работаю».

Кино в новом веке

В кино Ирина Муравьева появляется редко, если только считает, что ей эта роль интересна. Так в 2003 году она снялась у своего мужа в картине «Спас под березами», создав образ прихожанки Тимофеевны. Эта картина стала третей их совместной работой (ранее Ирина Вадимовна снималась в его фильмах «Эта женщина в окне» и «С новым счастьем»). «Спас под березами» - это история старинного московского храма, заложенного в ХVI веке. Картина состоит из 12 житейских новелл о разных людях, объединенных приходом этого храма.

Режиссеры помнят об этой уникальной актрисе и нередко зовут ее в фильмы и сериалы. Но она обычно отказывается. Хотя бывают и исключения. Так она огласилась сняться в роли Елены Пушкаревой, мамы главной героини сериала «Не родись красивой». Ирина Муравьева признается: «Мне эта роль сразу понравилась. Она во многом похожа на меня: я так же частенько звоню своим взрослым сыновьям, так же запрещаю им гулять по ночам. Но в жизни я не такая идеальная мамаша, как в сериале. На своих детей мне всегда не хватало времени». Что же касается нового для себя жанра сериала, то актриса говорит: «Это не театр, не кино. Мы играем зарисовки. Драматических сцен там нет. От зарисовочки к зарисовочке». Многие актеры сетуют, на то, что сериалы – это конвейер, который их выматывает. А Ирина Вадимовна признавалась, что работала не торопясь, и получала от съемок удовольствие.

В 2008 году актриса снялась еще в одном сериале - «Одна ночь любви». Многочисленные поклонники ждут новых работ этой великой актрисы.

Использованные материалы:

«Ирина Муравьёва. Главное - в Малом!», «АиФ», № 6 (651), 04.02.2009;

Ирина Муравьёва на сайте http://www.maly.ru;

Наталия Хоменко, «Ирина Муравьева: «Все это - игра!», «Вечерний Нью-Йорк», http://www.vechny.com;

Марина Суранова, «Ирина Муравьева: «Борюсь с пороками и честолюбием», «Собеседник», http://www.sobesednik.ru;

Анна Велигжанина, «Муравьева ушла в религию?», «Комсомольская правда», 24.07.2003;

Радиостанция «Эхо Москвы», «25-й кадр», прямой эфир от 03.08.2003, интервью с Ириной Муравьевой и Леонидом Эйдлиным, ведущие Ксения Ларина, Вита Рамм

В каких фильмах снималась Ирина Муравьёва? Какие роли ваши любимые? Почему?

Не могу назвать ни одной роли Ирины Муравьёвой, пусть даже и эпизодичной, в которой бы она мне не нравилась, не говоря уже об её главных ролях. Впервые актриса появилась на экранах ТВ в эпизоде фильма Дети Дон Кихота (1965 год ), сыграв пациентку в очереди к косметическому хирургу. А далее последовало более 70 ролей в кино и телеспектаклях. Вот только некоторые из них:

  • Сказка о четырёх близнецах - 1972
  • Письмо из юности - 1973
  • Чисто английское убийство - 1974
  • Хочу быть министром - 1976
  • Доктор философии - 1976
  • Дальше - тишина - 1978
  • Дуэнья - 1978
  • Мораль пани Дульской - 1978
  • Москва слезам не верит - 1979
  • Охота на лис - 1979
  • Мы, нижеподписавшиеся - 1980
  • Карнавал - 1981
  • Руки вверх! - 1981
  • Самая обаятельная и привлекательная - 1985
  • Голубые города - 1985
  • Год телёнка - 1986
  • Артистка из Грибова - 1988
  • Руфь - 1989
  • Мы странно встретились - 1990
  • Бабник - 1990
  • Когда опаздывают в ЗАГС - 1991
  • Тартюф - 1991
  • Кто вы, мадам Блаватская? - 1991
  • Новый Одеон - 1992
  • Эта женщина в окне - 1993
  • С новым счастьем! - 1999
  • Спас под берёзами (телесериал) - 2003
  • Не родись красивой - 2005-2006
  • Завещание Ленина - 2007
  • Одна ночь любви - 2008
  • Самая лучшая бабушка - 2009
  • Китайская бабушка - 2009

Ирина Муравьева, биография Ирины Муравьевой

Дата рождения 08.12.1949. Родилась Ира в Москве. Отец ее, Вадим Сергеевич — военный, освободил из плена девушку Лиду. Так и познакомили будущие папа и мама Ирины.

Ирина Муравьева. Кадр из фильма "Карнавал"

Биография Ирины Муравьевой богатая и интересная. Училась Ира очень хорошо, почти отличница, дома ругали даже за четверки. Конечно, она не была занудой, так же и с уроков убегала и над учителями подшучивала, но в целом была домашней и послушной. Домой возвращалась строго после уроков. В доме всегда чистота идеальная, девочки (Ирина и сестра) всегда были хорошо и красиво одеты — мама сама шила.  В детстве, Ирина Муравьева всегда мечтала стать учительницей начальных классов, мечтала она вплоть до 15 лет, а вот потом она загорелась быть артисткой, это стало не просто мечтой, а целью.

Два года подряд Муравьева подавала заявления во все театральные вузы Москвы, но оба раза ей отказывали. Тогда в 1970 году она отправилась в Центральный детский театр, куда и была принята в труппу. Ею были сыграны разноплановые персонажи и в разных спектаклях. Началось все с Феди Дружинина в картине «2001-й год», затем Виола в спектакле «Двенадцатая ночь»,  Шура Тычинкин в постановке «Сомбреро», Любка Шевцова в «Молодой гвардии», Ворона в «Снежной королеве». Тут же в театре она и нашла свое счастье. В 1973 году Ира вышла замуж за Леонида Эйдлина, режиссера ЦДТ. И вскоре родились Даниил и Евгений.  Ирина Вадимовна постаралась обеспечить детей всем и сделать им настоящее детство, а не закулисное, как у многих детей актёров.

Муравьева решила пробоваться в кино. Первое время актрису никуда не брали. Кроме второстепенных ролей, например «Страница жизни», «Московские каникулы» «Сказка о четырех близнецах». Надежда медленно начала угасать. Но наконец, в 1973 году она играет Зинаиду Бегляеву в сериале «Разные люди». Самое интересное то, что актрису кроме самого режиссера никто брать не хотел.  Так началась ее карьера в кинематографе.

Постепенно Ирина Муравьева поняла, что детский театр — это мало, и в 1977 году ушла в театр им. Моссовета. Здесь ей тоже не сразу достались главные роли. Она сыграла в «Комнате», «Превышение власти», «Цитате», «Братья Карамазовы». Параллельно с театральной работой актриса стала учиться в  институте театрального искусства имени А. Луначарского, и попала к Оскару Яковлевичу Ремиза.

Ирина Муравьева. Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Биография Ирины Муравьевой и события в ней только набирают обороты. Первая грандиозная роль Муравьевой была Людмила Свиридова в картине «Москва слезам не верит». Режиссер Владимир Меньшов. Ирина с сомнением отнеслась к своей роли. Но кто же знал, что этот фильм ждет грандиозный успех? Он получил самую престижную премию – «Оскар» за самый лучший иностранный фильм. Роль, Ирина Муравьева. не любит до сих пор. Как говорит сама актриса, все те недостатки, которые она не терпит и ни в коей мере не принимает не в себе не в других, она показала на экране.

После грандиозного успеха посыпались предложения сниматься в кино. Самыми запоминающимися картинами стали «Карнавал» и «Самая обаятельная и привлекательная». Но сама Ирина всегда боялась этих названий, по жизни она спокойная и серьезная, только когда очень хорошее настроение, он возможно похожа на этих героинь, но только тогда. Ирина и сама удивляется, почему звали на такие роли. Активно снималась Муравьева вплоть до 90-х: «Артистка из Грибова» Галина Владимировна Кадетова, «Мы странно встретились» Вера, «Год теленка» Людмила Никитина, «Артистка из Грибова» Галина Владимировна Кадетова и др. В 90-е она совсем перестала сниматься — наступил кризис в кино, да, в общем-то, и не только в кино. А в плохих фильмах сниматься совсем не хотелось. И тогда она отдала себя Малому театру.

В 1993 году Ирина Вадимовна стала актрисой Малого театра. На сцене раскрылся весь ее талант. Купавина в «Волках и овцах», Аркадина в «Чайке», Раневская в «Вишневом саде», Гурмыжская в «Лесе», Матрена во «Власти тьмы» и др. Критики очень хорошо относились к ее перевоплощениям, и ей это удавалось с завидной легкостью, ее называли ведущей артисткой Малого театра.

Всю жизнь с Муравьевой была вера. Особенно в последние десятилетия она стала более набожной, соблюдает посты, постоянно разговаривает с духовным отцом. Сама артистка признается, что верила всю жизнь, покрестили еще в младенчестве, так и живет с верой в сердце. Ирина верит, что именно молитва вернула ее отца домой, с фронта без ранений.

Сейчас Ирина Муравьева редко снимается в кино, предложений, конечно же, много, но соглашается он достаточно редко. В 2003 году она сыграла прихожанку Тимофеевну, в фильме «Спас под березами». Так же она снялась в фильме « Не родись красивой» и сериале «Одна ночь любви». Все зрители ее любит, ценят и ждут новых ролей.

Ирина Муравьева: биография, фильмография и личная жизнь (фото)

Народная артистка России Муравьева Ирина Вадимовна известна миллионам кинозрителей как неунывающая авантюристка Людмила Свиридова, провинциалка Нина Соломатина и как воспарившая над обыденностью инженер Надя Клюева. Судьбой ей была уготована творческая стезя. В театре Ирине Вадимовне посчастливилось играть с Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Варварой Сошальской. Она снималась в фильмах с Кларой Лучко и Юрием Яковлевым. За роль Людмилы в кинофильме «Москва слезам не верит», полюбившаяся советскому зрителю актриса в 1981 году была награждена Государственной премией. Россия высоко оценила ее труд, она награждена многими правительственными наградами - Орденами: «Почета», «Дружбы», «Знак почета», «За заслуги перед Отечеством».

Рассказывая о себе, Ирина Вадимовна всегда подчеркивает, что главным в ее жизни все-таки является не кинематограф, а театр.

Детство, юность

Ирина Муравьева, «самая обаятельная» женщина, родилась в Москве 8 февраля 1949 года. Ее отец, военный инженер Вадим Сергеевич, познакомился с мамой Лидией Георгиевной во время Великой Отечественной войны, освобождая ее из плена. В семье Муравьевых было две дочери (Ирина младше сестры на два года).

Несмотря на вынужденную публичность, наша героиня, по своей сущности – очень скромный человек. Биография Ирины Муравьевой содержит много недосказанностей. Чувствуется, что актриса с уважением и любовью относится к своим близким людям и уважает их желания. К примеру, имя ее родной сестры нам так и не удалось найти ни в одном источнике информации. Это говорит о деликатности и воспитанности нашей героини.

Во время обучения в хамовницкой средней школе № 589 (информация случайно попала в интернет) у девушки родилась мечта – стать преподавательницей младших классов. Учиться нравилось, мотивация к учебе присутствовала. В семье царило строгое воспитание, созвучное с домостроем: сестер приучали уважать труд, нести ответственность за близких людей и за свои поступки, всячески поддерживался культ знаний.

Мама Лидия Георгиевна, как вспоминает актриса, была не только замечательной хозяйкой, «обшивающей» дочерей, она внимательно следила за их «моральным обликом», старалась, чтобы они всегда были «под присмотром». В частности, если сестры отправлялись на каток в Лужники, то мама была рядом, чтоб препятствовать «приставаниям» посторонних людей к своим девочкам.

Выбор профессии

Впрочем, уже в 15 лет Ирина Муравьева была вынуждена «подкорректировать» мечту: гуманитарная направленность взяла верх над общеобразовательным старанием (хотя училась прилежно), проснулась творческая натура, сначала сказалось «притяжение» литературы, а затем – театра. Путеводителем Ирины в неведомый мир сцены стала «Моя жизнь в искусстве» Станиславского - ее настольная книга. Девушка активно участвовала в спектаклях школьного драмкружка.

Драматическая студия ЦДТ

Актерская стезя встретила выпускницу школы терниями. Дважды (в 1966 и 1967 годах) Ирина пыталась поступить в московские театральные вузы, и два года подряд ей это не удавалось.

В Щукинском же училище будущей звезде рекомендовали «забыть об искусстве». (Кстати, тогда в «Щуку» поступила Наталья Гундарева, которую Ирина, как театрал, видела ранее в спектаклях.)

Возможно, кого-то бы такие провалы и сломили, но только не героиню нашей статьи. Могла ли биография Ирины Муравьевой не быть связанной с театром? Сама актриса отвечает на это: «Нет!» Она знала и чувствовала, что будет-таки актрисой и что справится с этим.

Осмыслив последнюю неудачу, она решила «набраться мастерства», остановив свой выбор на драматической студии при Центральном театре для детей. Здесь конкурс был не так высок, и к тому же набирали преимущественно московскую молодежь.

Центральный детский театр

После четырехлетнего обучения девушку в 1970 году приняли в театральную труппу.

Ирина Муравьева дебютировала на сцене в роли мальчишки Феди Дружинина, персонажа спектакля «2001 год» (по пьесе С. Михалкова). Репертуар актрисы ЦДТ был достаточно обширным и разнообразным: Любовь Шевцова из Фадеевской «Молодой гвардии», Виола из Шекспировской «Двенадцатой ночи», Шура Тычинкин из «Сомбреро» Сергея Михалкова, образ Вороны из Андерсеновской «Снежной королевы». Вот так, на ролях говорящих птичек, сорванцов-школьников и романтичных школьниц как на дрожжах возрастал творческий потенциал актрисы.

Через несколько лет театральной работы окружающим стало заметно, что на сцене с педантично тактичной и глубоко интеллигентной Ириной неизменно происходит метаморфоза: она превращается в поток живой энергии.

Но при этом в ней всегда присутствовало свое особое, трепетное отношение к юному зрителю. Глубоко индивидуально заканчивая очередной спектакль, актриса всегда прощалась со своими юными зрителями по-своему. Она просто просила их, чтобы те запомнили ее.

И так действительно случалось. Юные зрители, ставшие уже взрослыми людьми, через много лет, приветствуя ее, напоминали об этом.

Семейная жизнь

Семейная биография Ирины Муравьевой не похожа на биографические бестселлеры многих отечественных деятелей искусства, по которым, как полосы на уличном переходе, проходят: свадьба, развод, свадьба, развод…

В 1973 году она вышла замуж за режиссера ЦДТ Леонида Эйдлина, с которым впоследствии прожила в «согласии и в любви» 40 лет, воспитав двух сыновей: Даниила (1975 г. р.) и Евгения (1983 г. р.) Остается только недоумевать, как, несмотря на творческую работу, обеспечивала детям и уют, и воспитание, и должный присмотр Муравьева Ирина. Муж Леонид Данилович, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, шутя, хвастал: «Главное - уметь выбрать жену!» Их семью, где всегда царило взаимоуважение, можно назвать февральской: Леонид Эйдлин родился 2 февраля, сын Евгений – 6, Ирина Вадимовна - 8, сын Даниил - 15.

Смерть мужа

Повествуя об их тесном круге, к сожалению, приходится говорить в прошедшем времени: не так давно лишилась мужа Ирина Муравьева (смерть супруга наступила внезапно 16 феврвля 2014 года в возрасте 77 лет по причине инсульта).

Их дети выросли в теплой творческой семейной обстановке и пошли стопами родителей. Наверное, так и должно быть. Старший сын Даниил Эйдлин окончил Школу искусств (Блуа, Франция). Он - актер одной из парижских театральных студий и параллельно снимается в сериалах. Женат, воспитывает сына.

За плечами младшего - Евгения - продюсерский факультет ГИТИСа. Дети Муравьевой Ирины ее любят и с большим уважением относятся к ней. Они единодушны в том, что самая лучшая ее роль – это роль мамы. Ирина поддерживает теплые родственные отношения со своей сестрой. Они очень дружны и помогают друг другу.

Первая кинороль

Однако вернемся к творчеству. С чего началась фильмография Ирины Муравьевой? Условимся, что в целях «чистоты жанра» не будем при ответе на данный вопрос брать во внимание телеспектакли 1972-1973 гг. где Ирина Вадимовна сыграла немало ролей: Наташи в социальной драме Константина Худякова «Страница жизни», Бонки в музыкальной Сказке Панчо Панчева «Сказка о четырех близнецах, шестнадцатилетней девушки в спектакле о старшеклассниках, «Московских каникулах» Андрея Кузнецова.

Впрочем, «ключик» к ролям кинообразов, которые принесут ей всесоюзную кинематографическую славу, актриса Ирина Муравьева отыскала в телесериале. Мы имеем в виду подобную будущим киноролям по своей внутренней сути роль начинающего маляра Зинаиды Багляевой из телесериала «Разные люди».

Отметим, первым полнометражным фильмом с ее участием стал детектив Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» (в котором актриса сыграла роль Сюзанны Бриггс). Премьера фильма состоялась в декабре 1974 г.

Работа в театре Моссовета

Проработав 7 лет в ЦДТ, Ирина Вадимовна, конечно же, ощущала рамки детского репертуара, поэтому в 1977 года она перешла в театр Моссовета. Вместе с тем, работая в нем, актриса на следующий год поступила, а через пять лет закончила курс О. Я. Ремиза в Государственном театральном институте им. Луначарского.

Актриса Ирина Муравьева в театре на ул. Большой Садовой сыграла ряд запоминающихся ролей, одна из них - Грушенька в драме, поставленной по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Также она играла в комедии Эмиля Брагинского «Комната», пьесе Валентина Черных «Превышение власти», комедии Павла Хоменского «На полпути к вершине», пьесе Рустама Ибрагимбекова «Дом на песке».

«Москва слезам не верит»

Приглашение Владимира Меньшова сниматься в художественном фильме «Москва слезам не верит» было редкой удачей. Это же надо, чтобы режиссеру, когда тот смотрел телевизор, запомнилась в телеспектакле игра Ирины Вадимовны! Попасть сниматься на «крутой» фильм с достойным бюджетом… Но когда Ирина Муравьева впервые увидела снятый фильм, то засомневалась, расстроилась и расплакалась. Ей казалось, что все, что делала на экране ее героиня Людмила, – это ужасно, вульгарно. (Естественная реакция действительно талантливого человека – сомневаться.)

Фильму Меньшова была уготована большая слава, а героиня нашей статьи, пожалуй, переиграла в нем всех (это наше субъективное мнение). Мало того, фильм признали и оценили в мире. В 1980 г. американцы наградили режиссера «Оскаром» (правда, заочно). А президент США Рональд Рейган, по рекомендации своих советников, перед первой встречей с Михаилом Горбачевым просмотрел его раз восемь, чтобы понять «загадочную русскую душу».

Фильмография Ирины Муравьевой

Сразу же после оглушительного успеха «Москвы…» у Ирины Вадимовны началась работа в музыкальной мелодраме «Карнавал» Татьяны Лиозновой. В 1981 г. миллионы зрителей увидели его премьеру.

Главная роль, бешеная нагрузка. Практически от одной лишь Ирины зависело, в какой степени «вдохнется жизнь» в этот фильм. Получилось. Срослось. Зрители увидели: эта актриса может все. 17-летняя провинциальная девушка Нина Соломатина, сыгранная 31-летней актрисой, была более чем убедительна.

А через четыре года последовал новый взлет - фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» и роль Нади Клюевой. Наконец-то она практически сравнялась в возрасте со своей героиней (той также тридцать лет). Мелодраматический сюжет, замечательный актерский ансамбль (Александр Ширвиндт, Татьяна Васильева, Владимир Носик) обеспечили картине успех. Однако ключевую роль в нем все-таки сыграла Муравьева Ирина.

Фильмы далее следовали один за одним (Ирина активно снималась вплоть до 90-х годов (в те годы в стране царил кризис и в киноиндустрии - также). По иронии судьбы, это случилось именно тогда, когда потенциал актрисы достиг наивысшей точки. Впрочем, невзирая ни на что, режиссеры ее приглашали сниматься и в те нелегкие времена. Среди ее работ в 90-е можно выделить следующие роли: Евгении (мелодрама «Эта женщина в окне», режиссер Леонид Эйдлин), Галины Кадетовой (мелодрама Л. Квинихидзе «Артистка из Грибова»), роль мамы Ксюши (комедия Александра Павловского «Зефир в шоколаде»), медсестры Веры (сериал «С новым счастьем!», режиссер Л. Эйдлин).

Сейчас Ирина Вадимовна снимается редко и избирательно. Достаточно критически относится к сценариям и современному кинематографу Муравьева Ирина. Фильмы она выбирает, откликаясь на предложения режиссеров, по каким-то своим внутренним принципам. Возможно, это оправдано: не надо «тратиться» на случайные фильмы. Среди ее киноработ последних лет – Анна Семеновна из комедии Елены Жигаевой «Самая лучшая в мире бабушка» (2010), эпизодическая роль в комедии Владимира Тумаева «Китайская бабушка» (2011). Обе эти роли отмечены премиями на VIII кинофестивале и на фестивале «Ника» соответственно.

Малый театр

Муравьева – человек с гармоничным сочетанием скромности, такта и достоинства. Она действительно универсальная актриса, ей по плечу все. Когда же ей в силу подковерных интриг в театре Моссовета попытались навязать роли неактуальные, серые, Ирина Вадимовна сказала режиссеру предельно ясно, что ее талант не соответствует его режиссуре и ушла.

С 1993 года она работает в Малом театре. Об этом Ирина мечтала: в полной мере проявить талант актрисы драматической. Зрители ходят «на Муравьеву». Она презентует им свои образы - помещицу Любовь Раневскую с ее чувством красоты, с ее цветущим вишневым садом, символом обновления и объединения, Ирину Аркадину из «Чайки» Чехова, Евлампию Купавину в «Волках и овцах» Островского.

Актриса действительно живет театром, предана ему, любит его безмерно.

Вопрос веры Ириной Вадимовной не обсуждается. Она верит, потому что верили ее родители, потому что до них верили их родители, потому что это – естественная для Русской Земли цепочка преемственности, которая не должна разорваться. Когда-то ее бабушка снабдила отца, провожая его на Отечественную войну, молитвой, зашив листок с ней в подкладку гимнастерки. И вернулся с фронта Вадим Сергеевич, вернулся без единого ранения…

Ирину крестили сразу же по рождении. В 2003 году актриса сыграла роль прихожанки Тимофеевны в 12-серийной картине Л. Эйдлина «Спас под березами». Автор этого телеромана в 12 главах - муж Ирины Вадимовны - донес зрителям живую и яркую историю о жизни церковного прихода. Игра в нем Ирины Вадимовны тепло оценена зрителями, ее квалифицируют как «исповедь добра», «пронзительное кино», находящее «отклик в душе».

Яркая актриса склонна равнодушно переносить «хвалу и клевету» и считает, что секрет счастья женского – в послушании, кротости, смирении, однако – при условии: если рано выйти замуж.

Легко и приятно писать статью о таком светлом и талантливом человеке. Фото Ирины Муравьевой знакомы каждому. Русский народ ценит ее великолепную актерскую работу, ее замечательные кинофильмы.

Что можем мы, ее зрители, сказать ей? Наверное – то, что действительно хочется донести от души: высказать глубокое человеческое сочувствие ввиду кончины ее супруга Леонида Эйдлина, по-христиански пожелать Ирине Вадимовне стойко выдержать этот удар, а затем - далее продолжить свою достойную и яркую жизнь на радость детям, внукам и всем добрым людям, ценящим ее талант.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu