Когда ребенок начинает говорить? Что делать если он не укладывается в определенные сроки
May 16, 2011
Речь одна из способностей, которая выделяет человека из мира животных. По степени развития речи судят о развитии мозга в целом.
Давайте выясним: когда ребенок начинает говорить, т. е. когда звуки и их сочетания, произносимые ребенком, можно обозначить, как начало речи. Новорожденный ребенок кричит – он информирует нас, что голоден, болен, ему не комфортно. Но точно так, поступает собака, когда ее не накормишь или закроешь в незнакомом помещении.
Так со скольки дети начинают говорить?
Средние нормы, принятые у детских специалистов для оценки развития речи ребенка таковы:
В возрасте семи месяцев появляется артикуляция слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Около двенадцати – ребенок начинает выговаривать первые короткие слова (чаще состоящие из одного слога).
Примерно через полгода, год вы сможете услышать из уст сына или дочери предложения, состоящие из двух, трех простых слов.
В течение второго года жизни речь будет совершенствоваться. И к трем годам малыш уже сможет разговаривать простыми фразами.
К четырем – сложными предложениями.
Но не секрет, что бывают «молчуны», которые упорно не хотят говорить и в три года, хотя со слухом, голосовым аппаратом и интеллектом у них все в порядке.
Почему так происходит? Что мешает малышу начать произносить слова, неужели только любящие родители понимающие свое дитятко с полуслова?
Давайте попробуем разобраться, когда ребенок начинает говорить
Человек существо общественное, он учится, подражая другим, поэтому первым делом, конечно, ребенок должен слышать речь и вовлекаться в этот процесс. Это широко известный факт. Но бывает и так, что с крохой постоянно говорят, а он молчит и даже не делает попыток что-либо сказать. Многие сейчас удивятся (самим-то нам произношение слов дается легко, мы выполняем это действие уже на автомате), а ваш ребенок просто не знает, как это сделать, его речевой аппарат не получает нужного сигнала от мозга. Когда ребенок начинает говорить, да только тогда, когда начнет формироваться в его голове двигательная речевая область.
Следовательно, надо сформировать и развить этот центр. Как это сделать?
Если внимательно изучить карту головного мозга, то можно заметить, что интересующая нас область находится совсем рядом с областью, отвечающей за движения, являясь, по сути дела, ее частью. Значит от того насколько хорошо развиты двигательные навыки ребенка зависит скорость овладения речью.
Учеными были проведены исследования в этой области, и выявлена явная зависимость скорости овладения речью от двигательной активности детей, конкретно от развитости их рук и пальцев (возможности выполнять тонкие движения).
В пять месяцев маленький человечек начинает противопоставлять другим пальцам руки большой. Захват предмета теперь осуществляется не ладонью, а только пальцами. Через два месяца малыш произносит первые слоги.
В восемь, девять месяцев он берет маленькие предметы двумя пальчиками, а к году появляются первые слова.
В течение всех первых лет жизни сначала появляется новое усовершенствованное движение пальцами, а вслед за ним прогресс в речи. Никогда не бывает на оборот.
Что делать, если ребенок поздно начал говорить или не говорит вовсе
Вместо того чтобы выяснять у всех подряд когда ребенок начинает говорить? А услышав информацию, в панике ругать малыша за его тупоумие или скверный, вредный характер, займитесь развитием мелкой моторики. Делайте массаж пальчиков, лепите из пластилина, рисуйте, играйте в пальчиковые игры, занимайтесь на тренажерах, перебирайте крупу, шнуруйте ботинки, делайте бусы. Учите ребенка показывать на пальцах, сколько ему лет. Знайте, что существует тест, проводимый у маленьких детей, по результатам которого можно сразу уверенно сказать говорит ребенок уже или нет. Тестирующий педагог просит малыша по очереди (подражая ему) показать один, два и три пальца. Если движения получились четкими, значит, ребенок говорящий.
Любите и развивайте своих детей.
Что должен уметь ребенок 9 месяцев?
Многие родители в ожидании первых слов малыша паникуют, когда их ребенок 9 месяцев не говорит,и это напрасно.
В девять месяцев ребенок уже достигает определенных результатов: физических, социальных, интеллектуальных, у него уже хорошо развита моторика. Малыши в таком возрасте не любят «скучных» игр, им нужна постоянная динамика, изменения в процессе игры.
Они уже способны помнить игру, в которую играли предыдущим днем. Любят играть с родителями, старшими детьми, уже могут выбирать себе игрушки для игры, у них появляются игрушечные любимчики. Малыши повторяют в играх звуки машинки, собачки, кошки. Они изображают смех и плач, причем в коллективе детей своего возраста они могут заплакать по-настоящему за компанию. Они имитируют кашель, чихание, повторяют свои нелепые звуки «на бис».
И конечно, в этом возрасте родители ждут от малыша его первых слов и пытаются угадать, кого же он первым позовет маму или папу. И как долго тянутся эти ожидания, когда ребенок 9 месяцев не говорит.Читая различные журналы и идя в ногу с информационными технологиями, продвинутая мама знает, что малыш уже должен сказать ей хоть пару слов или слогов. Да и добрые соседки по детской площадке могут ей об этом напомнить.
Это правда, речь ребенка к 9 месяцам становиться более четкой, появляются новые слова, слоги и звуки, но не нужно подстраиваться под книжные штампы. Каждый малыш – это индивидуальная личность. Он обязательно заговорит, но немного позже. Ваша задача, как мамы, развивать его пассивный словарь, говорить с ним, общаться, объяснять все происходящее вокруг, называть предметы и характеризовать действия. Если у малыша нет проблем со слухом или дефектов ротовой полости, а это вы или педиатр уже должны были заметить, тогда детская болтовня – дело времени и вашего терпения в обучении.
Знать, что должен уметь ребенок 9 месяцев, всесторонне развивать, полноценно ухаживать и любить его – вот основа счастливого детства вашего малыша. Одним из важных этапов развития малыша к 9 месяцам становиться тот факт, что малыш научился не только брать в руки различные предметы, но так же отдавать их, когда его попросят. Он уже может выполнять несложные задания, например, брать из коробочки предметы или складывать их обратно.
Малыши любят игры в прятки, в которых можно прятать предметы, с удовольствием показывают ручками «большой-большой», играют в «сороку». Дети этого возраста могут уже уверенно стоять и делать первые шаги с поддержкой. И поэтому, ожидая первых самостоятельных шагов, к 9 месяцам нужно позаботиться о безопасности дома для малыша и находиться постоянно рядом с ним.
Малыш начинает говорить не спонтанно. Этому предшествуют так называемые подготовительные этапы, свойственные каждому возрастному отрезку первого года жизни.
Подготовительный этап развития речи охватывает время с момента рождения малыша и продолжается до возраста одного года. Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речи.
С момента рождения у малыша появляются первые голосовые реакции — крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.
Через 2 недели можно уже заметить, что малыш начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
В конце первого месяца в ответ на эмоциональное общение на фоне улыбки у ребенка появляются отдельные гласные и гортанные звуки. В 2—3 месяца во время комплекса оживления отдельные звуки проявляются в виде гуления — своеобразного гукания («гу», «га», «гкх»).
Когда ребенок радуется, он произносит отдельные короткие звуки, которые к 4— 5 месяцам переходят в певучее гуление. Малыш в ответ на разговор взрослых, во время рассматривания игрушек и комплекса оживления много певуче гулит — как бы играет звуками и прислушивается к ним.
5-месячные дети во время бодрствования часто гулят, произносят разные гласные и согласные звуки. а затем начинают лепетать. Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых («агу-агу», «тя-тя», «ба-ба»). Во время гуления и лепета, когда ребенок прислушивается к произносимым им звукам и повторяет их, возникает самоподражание.
В лепете начинает проявляться разная интонация звуков. В 7—8 месяцам появляется интонация просьбы. Примерно в этом же возрасте развивается способность подражать слогам, которые произносит взрослый. Вначале малыш отвечает только на те звуки, которые имелись в их лепете («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «тя-тя-тя», «па-па-па» и др.).
К 9—10 месяцам малыш может уже подражать и произносить новые слоги. которые он ранее сам не произносил. Благодаря способности подражать обогащается лепет, в процессе которого упражняется артикуляционный аппарат.
В 9—10 месяцев малыш во время бодрствования много звуков повторяет за взрослыми, а иногда и сам вступает в «общение». Он уже прислушивается к речи взрослых, умеет сосредотачиваться на называемых предметах, интересуется всем окружающим. Одним из условий развития понимания речи взрослого являются наличие контакта между взрослым и ребенком.
Первичное понимание слов проявляется в умении малыша находить взглядом в ответ на вопрос «где» неоднократно показываемый и называемый предмет. Малыш 6— 7 месяцев поворачивает голову в сторону называемого предмета, находящегося на постоянном месте. Образуется связь слова не только с предметом, но и с его местом. При повторных упражнениях у ребенка устанавливается прочная связь с самим предметом и через некоторое время, к 7—8 месяцам, малыш начинает находить его по слову взрослого в любом месте. Однако эта связь с одним конкретным предметом, который ему показывали. В этом же возрасте, если проделывать простые движения руками ребенка, часто показывать ему и называть, то вскоре по одному слову, уже без показа может проделывать их («ладушки», «до свидания»). К этому возрасту ребенок уже четко реагирует поворотом головы, услышав свое имя.
К 9—10 месяцам понимание речи взрослого может быть настолько развито. что в ответ на предложение взрослого малыш находит глазами несколько знакомых предметов и производит некоторые элементарные разученные движения, например, отдает игрушку, находящуюся у него в руках.
В возрасте 9—12 месяцев все большее значение начинает приобретать развитие активной речи ребенка и понимание речи взрослого. Дальнейшее развитие подготовительных этапов активной речи заключается в том, что после 9—10 месяцев во время самостоятельной деятельности, а также в ответ на перекличку взрослого малыш начинает лепетать и подражать различным звукам речи окружающих, в результате чего образуются первые осмысленные слова. Когда малыш лепечет, он просто играет звуками и слогами, придает им различное звучание и значение. Слоги становятся составной частью слова и основой для формирования его в том случае, когда взрослые, произнося их, придают определенное значение и вначале всегда связывают с определенным предметом или действием. К концу года ребенок произносит 4—6 простых слов, например, «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «дай», «ав-ав», «би-би». Отдельные звуки и слова, подкрепленные жестом и мимикой, начинают служить малышу средством общения с окружающими. При виде пищи ребенок начинает настойчиво произносить «ам-ам». Он говорит «дай-дай» и протягивает руку к игрушке, которую хочет получить.
В возрасте от 9—10 месяцев до 1 года происходит дальнейшее понимание речи взрослых. Если при общении с ребенком часто показывают и называют различные предметы и действия, увеличивается количество понимаемых им слов. К концу первого года ребенок может усвоить имена окружающих взрослых и детей, названия животных, предметов и игрушек, с которыми он соприкасается.
С 10 месяцев надо объяснить малышу, где, например, у собачки носик, глазик, ротик, и просить ребенка (примерно 11-месячного возраста): «Покажи, где у собачки глазки?», «А где у мамы глазки?».
Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития подражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как корова мычит «му-му» — говорите вы малышу, который играет игрушечной коровой или смотрит книжку с ее изображением. Малыш при этом должен повторить: «Му-му». Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает определенное значение, например, при виде кошки произносит «кис-кис», при виде собачки — «ав-ав», коровы — «му-му», курицы — «ко-ко».
При обращении к малышу следует употреблять упрощенные слова, которые ребенок может легко воспроизвести. Эти облегченные слова должны всегда употребляться наряду с правильным названием, тогда в дальнейшем ребенок легче перейдет к пользованию правильным обозначением. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не только «ав-ав».
Если ребенок в 9—10 месяцев хорошо понимает слово «дай» и знает название игрушки, он по просьбе взрослого приносит ее, если она находится в поле его зрения.
Для ребенка 10—11 месяцев некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер. Малыш может по предложению взрослого принести знакомые игрушки, которыми часто играет, которые имеют одинаковое название, но отличаются по внешнему виду (например, куклу тряпичную и пластмассовую и др.). Благодаря развитию подготовительных этапов речи усиливается контакт ребенка с окружающими. Он живо реагирует на обращенную к нему речь и сам обращается к взрослому с различными звуками. Настоятельно «требует», чтобы с ним общались, играли и удовлетворяли его желания. Речь взрослых, даже не обращенная к ребенку, часто отвлекает его от самостоятельной игры, и ребенок стремится вступить в контакт со взрослыми.
Иногда дети, произнеся первые слова, вдруг перестают говорить. Это происходит тогда, когда малыш слишком избалован тем, что вы понимаете его жесты и выполняете по ним его любые просьбы. В связи с этим, вы побуждаете малыша к «речевой лени». Что с этим делать? Сделайте вид, что вы не понимаете малыша, побудите его произнести просьбу. Малыш поупрямится и заговорит.
Если этого не произошло, не переживайте. Когда малыш пойдет в детский садик, ему необходимо будет выражать свои просьбы словами и общаться с другими детьми — придется заговорить!
Следует побеспокоиться, если:
к концу первого месяца малыш не кричит перед кормлением;
до начала четвертого месяца малыш не реагирует на слова, не поворачивает голову на голос, у него нет «комплекса оживления», когда вы с ним весело разговариваете или играете с ним;
к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;
до начала восьмого месяца малыш не поворачивает голову к источнику звука, не ищет его глазами, не лепечет;
к концу десятого месяца не машет ручкой «до свидания»;
если до конца первого года жизни малыш не понимает обращенные к нему слова, не может показать, где у него носик, глазки, ротик, не реагирует, когда вы окликаете его по имени, не делает попыток произнести простейшие слова типа «дай», «би-би», «ав-ав», не прислушивается к музыке.
В таких случаях необходимо обратиться к детскому психоневрологу за консультацией.
После подготовительного периода развития речи начинается этап становления активной речи. Он полностью зависит от того, насколько благоприятно прошел этап подготовки.
Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо
Ребенок в 6 месяцев не произносит слоги((
18:20 - 11 Июль 2013
Как только начала месяца в два разговаривать, ее было не остановить, она болтала и болтала что-то на своем языке. А сейчас все исчезло… Я ей «мама», «папа», она мне — «ы» да «ы». Иногда рычит, визжит так громко, что сама морщится. Но никаких иных слогов и даже букв не произносит((Сейчас начиталась и расстроилась — что же это такое? Мы постоянно с ней разговариваем — и я, и отец, и бабушка, толку ноль…((
Прочитала название блога и подумала, что это прикол какой-то, но скобки неправильно поставлены)))
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu