vineri, 12 februarie 2016

в каких возрастных пределах может использоваться тест структуры интеллекта амтхауэра

Когда я выйду замуж?

Тест структуры интеллекта был разработан западногерманским психологом Р.Амтхауэром для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора. На русском языке классический вариант теста Амтхауэра впервые описан в монографии В.М.Блейхера и Л.Ф. Бурлачука.

Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от известных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.

Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.

При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.

Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах, два из которых являются равноценными и применимыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из девяти групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

В отличие от многих исследователей, Р.Амтхауэр осуществлял стандартизацию теста на выборке предельно широкой в профессиональном плане.При нормировании стандартных показателей он придерживался, в основном, строго лишь возрастного критерия, справедливо считая, что достоверно установленной закономерностью является зависимость социального опыта от возраста испытуемого.

При адаптировании использовался классический вариант теста Амтхауэра. Субтесты NN 6 - "ряды чисел", 7 - "геометрические фигуры", 8 - "кубики Кооса" не изменялись. Остальные субтесты изменены за счет введения заданий, отражающих более близкие советскому испытуемому семантические значения. Стандартизация результатов теста структуры интеллекта Амтхауэра произведена согласно общепринятых правил ("Общая психодиагностика" под ред. А. А.Бодалева,В.В.Столина. М. Изд-во МГУ, 1987. - С.60-65). Она осуществлена на репрезентативных выборках учащихся старших классов средних школ, ПТУ (возраст 16-18 лет), студентах вузов и курсантов ввузов (до 23 лет), инженерно-технических работников, работников управленческого звена с высшим образованием (до 27 лет). Полученные данные позволили составить стандартные шкалы для данных групп обследуемых.

Необходимо отметить, что адаптация теста структуры интеллекта Амтхауэра осуществлена на определенных социокультурных и возрастных группах. Поэтому применение данной методики в практических целях возможно лишь на аналогичных выборках обследуемых. Если психолог желает распространить действие методики на иные группы, необходимо провести стандартизацию данных по этим выборкам и пользоваться полученными данными.

Ориентация субтестов полностью сохранена. Таким образом, субтест 1 включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого ("чувство языка" по Амтхауэру), субтест 2 - способности к абстрагированию, субтест 3 - способности выносить суждение и умозаключение, субтест 4 - способности к обобщению, субтест 5 - математические способности, субтест 6 - математические способности, субтест 7 - комбинаторное мышление, субтест 8 - пространственное воображение, субтест 9 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информации.

Интерпретация полученных данных

Результаты тестирования cравнивались с показателями включенности испытуемых в учебно-познавательную и профессиональную деятельность. Критериями психологической включенности были: выходные параметры деятельности личности (успеваемость, общественная активность, дисциплинированность, оцениваемые в баллах пятибалльной шкалы; для лиц с высшим образованием показателями выходных параметров деятельности являлись творческая активность, производительность труда, качество производимой продукции, дисциплинированность), степень реализации внутриличностного потенциала, степень интеграции личности и коллектива, эмоциональное состояние личности.

Интерпретировать результаты тестирования необходимо в каждой из выборок в отдельности, представляющих различные возрастные и социокультурные группы.

Для учащихся ПТУ - ГПТУ оценки от 75 единиц IQ и ниже характеризовали явный дефект развития той или иной интеллектуальной способности. При этом, если и общий интеллект оценивался в пределах 76-64 единиц IQ, дефект объяснялся чаще всего патофизиологическими изменениями (остаточные явления черепно-мозговой травмы или органического заболевания головного мозга, девиантное поведение с ранней алкогольной интоксикацией т.п.). Наличие таких изменений подтверждалось клиническими исследованиями с заключением психоневролога. Если же оценки от 75 единиц IQ и ниже наблюдались лишь по некоторым субтестам, в то время как по другим они были значительно выше, а общий интеллект оценивался показателями от 83 и выше единиц IQ, то в данном случае речь шла о педагогической запущенности. Оценки выше 75, но ниже 86 единиц IQ свидетельствовали о низкоразвитых способностях; от 86 единиц до 94 единиц IQ - о соответствии уровня интеллектуальных способностей социовозрастным особенностям; от 94 до 104 единиц IQ - о высокоразвитых способностях и, наконец, свыше 104 единиц IQ - об очень высоком интеллекте.

Для всех остальных возрастных и социокультурных групп также установлено деление на подгруппы "сверхнизкоразвитых" интеллектуальных способностей, "низкоразвитых", "средненормативных для группы", "высоких" и "сверхвысоких". Эти данные тесно коррелируют с поведенческими особенностями испытуемых. Вместе с тем необходимо отметить, что низко развитая способность, например математическая, прямо не связана с ярко выраженными поведенческими особенностями, такими, как коммуникативные особенности, экспрессивные особенности и т.п. Другими словами, при оценке какой-либо из интеллектуальных способностей, тестируемых субтестами Амтхауэра, необходимо учитывать возможные области содержательного проявления этой способности. Так, "чувство языка", лексический запас, тестируемые субтестом N 1, проявляются в стиле формирования межличностных контактов, в выборе партнеров по общению, в содержании бесед. Личность со сверхнизкой способностью, по субтесту N 1, подобна литературному персонажу И.Ильфа и Е.Петрова (Элочки - людоедочки), обходившейся в общении всего несколькими междометиями, предпочитающей столь же "серый" круг общающихся с ней лиц.

Более широкими зависимостями связаны показатели невербального интеллекта с поведенческими особенностями личности. Так, например, субтесты 7 и 8, отражающие соответственно комбинаторное мышление и пространственное воображение, тесно взаимосвязаны с такими разноплановыми характеристиками личности, как коллективизм, творческая активность, решимость брать ответственность за принятие нестандартного решения на себя, индивидуальная рефлексия и социально-психологическая перцепция, социальная пластичность, эмоциональная устойчивость.

Особенно осторожно необходимо интерпретировать результаты оценки общего интеллекта. Как показывает практика, они не связаны прямо с общим уровнем развития интеллекта. Только в подгруппах лиц со сверхнизкими и сверхвысокими показателями общего интеллекта обнаруживается положительная корреляционная связь между поведением, свойственным высокоинтеллектуальной личности и личности примитивной. В последнем случае поведение носит импульсивный характер, детерминируется преимущественно неосознанной установкой практического поведения и осуществляется за счет неконструктивных реакций (агрессии, регрессии, фиксации и т.п.).

В любом случае попытки прямой экстраполяции результатов тестирования на грядущее социальное поведение личности неприемлемы, так как последнее определяется не только способностями, но и мотивацией, с присущей ей системой потребностей, а также условиями ситуации.

Какова же польза практического применения теста структуры интеллекта Амтхауэра?

Знание степени развития тех или иных интеллектуальных способностей позволяет, во-первых, оптимизировать взаимодействие руководителя с исполнителем в процессе трудовой деятельности. Учитывая сильные и слабые стороны интеллектуальной сферы субъекта деятельности, руководитель индивидуально варьирует задания по содержанию, форме исполнения, форме инструктажа и т.п.

Во-вторых, позволяет на практике осуществить индивидуальный подход в обучении, распределяя задания по степени сложности, форме изложения материала, объему, мотивации и переводя процесс обучения и развития в процесс самообучения и саморазвития.

В-третьих, позволяет коррегировать уровень психологической включенности личности в коллективную деятельность через уровень адаптированности.

В-четвертых, фиксирует количественные изменения,происходящие в структуре интеллектуальной сферы личности под влиянием тех или иных воздействий,что необходимо как при анализе результатов любого формирующего экспериментально-психологического воздействия, так и для сравнительной оценки действия других методик изучения интеллекта.

Естественно, области применения теста структуры интеллекта должны быть ограничены сферами его научно-практической значимости.

Программа разработана по заказу Махачкалинского Бизнес-Лицея СП "IMM - BIREST". Автор разработки - Сулейманов Н.М.

Тест Р.Амтхауэра, Тест структуры интеллекта (TSI)

Шкалы: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, обобщение, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение, память (мнемические способности); вербальный интеллект, математическая одаренность, способности (теоретические, практические, конструктивные)

Назначение теста

Исследование структуры интеллекта личности.

Описание теста

Тест интеллекта и одновременно профориентационный тест Амтхауэра может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.

Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров.

На каждый субтест отводится фиксированное время:

Субтест Время, мин Субтест Время, мин

9 3 (запоминание)

6 (воспроизведение)

Инструкция к тесту

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов.

Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия, а также дата и время начала работы.

Описание заданий раздела 1 и образцы решений

Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа.

Кролик больше всего похож на…

а) кошку; б) белку; в) зайца; г) лису; д) ежа.

Если вы нашли правильный ответ, то в листе ответов ставится следующее: 1в, означающее, что «Кролик больше всего похож на зайца».

Противоположностью надежды является…

а) грусть; б) злость; в) нежность; г) уныние; д) отчаяние.

В листе ответов ставится: 2д, означающее, что «Противоположностью надежды является отчаяние ». Естественно, записывать в лист ответов получившееся по смыслу предложение не нужно: у вас очень ограничено время. Лучше еще раз проверить ваши ответы, и если вдруг найдется другое решение, то зачеркнуть прежнюю букву и поставить рядом другую.

Раздел 1. Задания 1-20

1. У дерева всегда есть…

а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень.

2. Комментарий – это…

а) закон; 6) лекция; в) объяснение; г) следствие; д) намек.

3. Противоположностью предательства является…

а) любовь; б) тунеядство; в) хитрость; г) трусость; д) преданность.

4. Женщины … бывают выше мужчин.

а) всегда; б) обычно; в) часто; г) никогда не; д) иногда.

5. Обед не может состояться без…

а) стола; б) сервиза; в) пищи; г) воды; д) голода.

6. Занятием, противоположным отдыху, является…

а) труд; б) забота; в) усталость; г) прогулка; д) тренировка.

7. Для торговли необходимо иметь…

а) магазин; б) деньги; в) прилавок; г) товар; д) весы.

8. Когда спор кончается взаимной уступкой, это называется…

а) конвенцией; б) компромиссом; в) развязкой; г) сговором; д)примирением.

9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют…

а) анархистом; б) либералом; в) демократом; г) радикалом; д) консерватором.

10. Сыновья … превосходят отцов по жизненному опыту…

а) никогда не; б) часто; в) редко; г) обычно; д) всегда.

11. При одинаковом весе больше всего белков содержит…

а) мясо; б) яйца; в) жир; г) рыба; д) хлеб.

12. Соотношение выигрышей и проигрышей в лотерее дает возможность определить…

а) число участников; б) прибыль; в) цену одного билета; г)количество билетов; д) вероятность выигрыша.

13. Тетя … бывает старше племянницы.

а) всегда; б) редко; в) почти всегда; г) никогда не; д) обязательно.

14. Утверждение, что все люди честны…

а) ложно; б) хитро; в) абсурдно; г) верно; д) не доказано.

15. Рост шестилетнего ребенка равен примерно … см.

а) 160; б) 60; в) 140; г) 110; д) 50.

16. Длина спички … см.

а) 4; б) 3; в) 2,5; г) 6; д) 5.

17. Не вполне доказанное утверждение называют…

а) двусмысленным; б) парадоксальным; в) гипотетичным; г) путанным; д)очевидным.

18. Севернее всех названных городов расположен…

а) Новосибирск; б) Мурманск; в) Красноярск; г) Иркутск; д) Хабаровск.

19. Предложение не существует без…

а) глагола; б) подлежащего; в) обращения; г) точки; д) слов;

20. Расстояние между Москвой и Новосибирском составляет примерно…км.

а) 3000; б) 1000; в) 7000; г) 4800; д) 2100.

Описание заданий раздела 2 и образцы решений

В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так: «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных». Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания.

1. а) стол; б) стул; в) голубь; г) диван; д) шкаф.

Ответ 1в, так как «голубь» не относится к предметам мебели, а смысл объединения слов именно таков. Слово «голубь» является лишним но смыслу в ряду названных слов.

2. а) идти; б) мчаться; в) ползти; г) бежать; д) лежать.

Ответ 2д, так как «лежать» не относится к обозначению способов передвижения. Слово «лежать» является лишним по смыслу в ряду названных слов.

Раздел 2. Задания 21-40

21. а) Писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать.

22. а) Узкий; б) угловатый; в) короткий; г) высокий; д) широкий.

23. а) Велосипед; б) мотоцикл; в) поезд; г) трамвай; д) автобус.

24. а) Запад; б) курс; в) направление; г) путешествие; д) север.

25. а) Видеть; б) говорить; в) осязать; г) нюхать; д) слышать.

26. а) Прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.

27. а) Круг; б) эллипс; в) стрела; г) дуга; д) кривая.

28. а) Добрый; б) верный; в) отзывчивый; г) трусливый; д) честный.

29. а) Разделять; б) освобождать; в) связывать; г) резать; д) отличать.

30. а) Граница; б) мост; в) общество; г) расстояние; д) супружество.

31. а) Занавес; б) щит; в) невод; г) фильтр; д) стена.

32. а) Матрос; б) плотник; в) шофер; г) велосипедист д) парикмахер.

33. а) Кларнет; б) контрабас; в) гитара; г) скрипка; д) арфа.

34. а) Отражение; б) эхо; в) деятельность; г) отзвук; д) подражание.

35. а) Ученье; б) планирование; в) тренировка; г) отчет; д)рекламирование.

36. а) Зависть; б) скупость; в) обжорство; г) скаредность; д) жадность.

37. а) Разум; б) вывод; в) решение; г) начинание; д) договор.

38. а) Тонкий; б) худой; в) узкий; г) дородный; д) короткий.

39. а) Горлышко; б) пробка; в) ножка; г) спинка; д) ручка.

40. а) Туманный; б) морозный; в) ветреный; г) хмурый; д) дождливый.

Описание заданий раздела 3 и образцы решений

В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов – полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже.

1. Лес. дерево; луг.

а) куст; б) пастбище; в) трава; г) сено; д) тропинка.

Ответ 1в, так как взаимное отношение леса и деревьев имеет такой же смысл, как взаимное отношение луга и травы.

2. Темный. светлый; мокрый.

а) дождливый; б) сырой; в) пасмурный; г) влажный; д) сухой.

Ответ 2д, так как взаимное отношение темного и светлого имеет такой же противоречивый смысл, как взаимное отношение мокрого и сухого.

Раздел 3. Задания 41-60

41. Школа. директор; кружок.

а) председатель; б) член; в) руководитель; г) заведующий; д) посетитель.

42. Часы. время; термометр.

а) прибор; б) измерение; в) ртуть; г) тепло; д) температура.

43. Искать. находить; размышлять.

а) запоминать; б) приходить к выводу; в) расследовать; г) петь; д)вспоминать.

44. Круг. шар; квадрат.

а) призма; б) прямоугольник; в) тело; г) геометрия; д) куб.

45. Действие. успех; обработка.

а) товар; б) труд; в) отделка; г) достижение; д) цена.

46. Животное. коза; пища.

а) продукт; б) еда; в) обед; г) хлеб; д) кухня.

47. Голод. худоба; труд.

а) усилие; б) усталость; в) энтузиазм; г) плата; д) отдых.

48. Луна. Земля; Земля.

а) Марс; б) звезда; в) Солнце; г) планета; д) воздух.

49. Ножницы. резать; орнамент.

а) вышивать; б) украшать; в) создавать; г) рисовать; д) выпиливать.

50. Автомобиль. мотор; яхта.

а) борт; б) киль; в) корма; г) парус; д) мачта.

51. Роман. пролог; опера.

а) афиша; б) программа; в) либретто; г) увертюра; д) ария.

52. Ель. дуб; стол.

а) мебель; б) шкаф; в) скатерть; г) гардероб; д) гарнитур.

53. Язык. горький; глаз.

а) зрение; б) красный; в) очки; г) свет; л) зоркий.

54. Пища. соль; лекция.

а) скука; б) конспект; в) юмор; г) беседа; д) язык.

55. Год. весна; жизнь.

а) радость; б) старость; в) рождение; г) юность; д) учеба.

56. Решение. боль; превышение скорости.

а) расстояние; б) протокол; в) арест; г) авария; д) сопротивление воздуха.

57. Наука. математика; издание.

а) типография; б) рассказ; в) журнал; г) газета «Вести»; д) редакция.

58. Горы. перевал; река.

а) лодка; б) мост; в) брод; г) паром; д) берег.

59. Кожа. осязание; глаз.

а) освещение; б) зрение; в) наблюдение; г) взгляд; д) смущение.

60. Грусть. настроение; гнев.

а) печаль; б) ярость; в) страх; г) аффект; д) прощение.

Описание заданий раздела 4 и образцы решений

В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае – двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания.

Пшеница, овес –.

Ответ: зерновые, так как это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом.

Образец 2.

Хлеб, масло –.

Ответ: пища, так как это слово правильно выражает общий смысл обоих названных слов.

Раздел 4. Задания 61-76

61. Яблоко, земляника –.

62. Сигарета, кофе –.

63. Часы, термометр –.

64. Нос, глаза –.

65. Эхо, зеркало –.

66. Картина, басня –.

67. Громко, тихо –.

68. Семя, яйцо –.

69. Герб, флаг –.

70. Кит, щука –.

71. Голод, жажда –.

72. Муравей, осина –.

73. Нож, проволока –.

74. Наверху, внизу –.

75. Благословение, проклятие -?

76. Похвала, наказание –.

Описание заданий раздела 5 и образцы решений

В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими. Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений.

Книга стоит 25 монет. Сколько стоят 3 книги?

Ответ: 75 (монет), так как здесь действительно необходимо умножить: 25 х 3.

Лодка плывет по течению реки со скоростью 10 км/час, а скорость этого течения составляет 4 км/час. Какова скорость лодки относительно берега?

Ответ: 14 км/час, так как в этой задаче необходимо сложить скорость лодки и течения воды: 10 + 4.

Раздел 5. Задания 77-96

77. У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось?

78. Сколько километров проедет автомобиль за 9 часов, если его скорость составляет 70 км/час?

79. Фрукты в 15 ящиках весят 280 кг. а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес фруктов?

80. Траншею 6 человек выкопают за 72 часа. За сколько часов выкопают такую же траншею 18 человек?

81. Упаковка из трех шариковых ручек стоит 5 монет. Сколько шариковых ручек можно приобрести на 60 монет?

82. Человек пробегает 1,5 м. за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд?

83. Дерево находится в 20 м. севернее дома, а дом расположен в 15 м. севернее пруда. Каково расстояние от дерева до пруда?

84. Кусок материи длиной 3,5 м. стоит 70 монет. Сколько стоит 2,5 м. такой же материи?

85. Рабочие выполнят задание вчетвером за 90 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня?

86. Проволока длиной 48 см. при нагревании увеличивается до 56 см. Какова будет длина 72-сантиметровой проволоки при ее нагревании?

87. В мастерской за 8 часов делают 280 стульев. Сколько стульев будет изготовлено в этой мастерской за полтора часа?

88. Сплав составляется из двух частей серебра и трех частей олова. Сколько граммов олова потребуется для получения 15 г. сплава?

89. Один человек зарабатывает в день 3 сотни монет, а другой – 5 сотен. Вместе они зарабатывают 120 сотен монет за половину месяца. Сколько сотен монет зарабатывает за 15 дней первый из этих двоих людей?

90. За одно и то же время первый ткацкий цех выпускает 60 м. материи, а второй – 40 м. Сколько материи изготовит второй цех к тому времени, когда первый уже выпустит 90 м. материи?

91. Некто отдал восьмую часть своих денег за почтовые марки и еще в три раза больше денег за бумагу, после чего у него осталось 8 монет.

92. В два ящика упаковано 43 предмета. В первый ящик вошло на 9 предметов больше, чем во второй. Сколько предметов находится в первом ящике?

93. Кусок материи длиной 60 м. разрезали на две части так, что одна из них составляет две трети другой. Какова длина того куска материи, который больше?

94. Предприятие отправило три четверти своей продукции на экспорт, а пятую часть этой продукции реализовало для своих рабочих. Какой процент продукции остался на складе предприятия?

95. Сок, заполняющий 6/7 объема емкости, стоит 72 сотни монет. Сколько сотен монет стоит 1/2 объема той же самой емкости?

96. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько в семье дочерей?

Описание заданий раздела 6 и образцы решений

В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел.

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14…

Ответ: 16, так как в этом ряду чисел особенность их связи между собою – постоянное возрастание каждого следующего числа на 2 единицы.

9, 7, 10, 8, 11, 9, 12…

Ответ: 10, так как в этом числовом ряду особенность связи чисел между собою состоит в том, что при переходе от первого числа ко второму нужно вычесть 2 единицы, а при переходе от второго числа к третьему нужно прибавить 3 единицы и т. д.

Раздел 6. Задания 97 -116

97. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24…

98. 16, 17, 19, 20, 22, 23, 25…

99. 19, 16, 22, 19, 25, 22, 28…

100. 17, 13, 18, 14, 19, 15, 20…

101. 4, 6, 12, 14, 28, 30, 60…

102. 26, 28, 25, 29, 24, 30, 23…

103. 29, 26, 13, 39, 36, 18, 54…

104. 21, 7, 9, 12, 6, 2, 4…

105. 5, 6, 4, 6, 7, 5, 7…

106. 17, 15, 18, 14, 19, 13, 20…

107. 279, 93, 90, 30, 27, 9, 6…

108. 4, 7, 8, 7, 10, 11, 10…

109. 9, 12, 16, 20, 25, 30, 36…

110. 5, 2, 6, 2, 8, 3, 15…

111. 15, 19, 22, 11, 15, 18, 9…

112. 8, 11, 16, 23, 32, 43, 56…

113. 9, 6, 18, 21, 7, 4, 12…

114. 7, 8, 10, 7, 11, 16, 10…

115. 15, 6, 18, 10, 30, 23, 69…

116. 3, 27, 36, 4, 13, 117, 126.

Описание заданий раздела 7 и образцы решений

В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), б), в), г), д).

На данный момент, изображения в стадии подготовки (Редактор).

Ответ: а. Соединив части фигур 01, получим фигуру “а”. При соединении частей 02 возникает фигура «д». Соответственно из 03 получаем «б», из 04 – «г».

Раздел 7. Задания 117-136

На данный момент, изображения в стадии подготовки (Редактор).

Описание заданий раздела 8 и образцы решений

Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д»). Кубы расположены так, что из шести граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача – определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

На данный момент, изображения в стадии подготовки (Редактор).

Для куба 01 ответ будет: а. Куб (01) представляет измененное положение куба «а». Второй куб (02) соответствует кубу «д», третий (03) – кубу «б», (04) – «в», (05) – «г».

Раздел 8. Задания 137-156

Для выполнения заданий этого раздела вам потребуется сначала выучить группу слов. Затем вы получите задания, с помощью которых выяснится, насколько хорошо вы эти слова запомнили.

После того как будет разрешено перевернуть эту страницу, постарайтесь как можно лучше запомнить ряды слов, помещенные в таблицу.

Для запоминания приведенных ниже слов вам дается 3 минуты:

Тест структуры интелекта Амтхауэра

ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА

1.Общие сведения

Тест структуры интеллекта был разработан западногерманским психологом Р.Амтхауэром для дифференциации кандидатов на раз- личные виды обучения и деятельности в практике профессионально- го отбора. На русском языке классический вариант теста Амтхауэ- ра впервые описан в монографии В.М.Блейхера и Л.Ф. Бурлачука.

Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от извест- ных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.

Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.

При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с по- мощью теста Векслера.

Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах, два из которых являются равноценными и примени- мыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из девяти групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический за- пас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространс- твенное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

В отличие от многих исследователей, Р.Амтхауэр осуществлял стандартизацию теста на выборке предельно широкой в професси- ональном плане.При нормировании стандартных показателей он при- держивался, в основном, строго лишь возрастного критерия, спра- ведливо считая, что достоверно установленной закономерностью является зависимость социального опыта от возраста испытуемого.

При адаптировании использовался классический вариант теста Амтхауэра. Субтесты NN 6 - "ряды чисел", 7 - "геометрические фигуры", 8 - "кубики Кооса" не изменялись. Остальные субтесты изменены за счет введения заданий, отражающих более близкие со- ветскому испытуемому семантические значения. Стандартизация ре- зультатов теста структуры интеллекта Амтхауэра произведена сог- ласно общепринятых правил ("Общая психодиагностика" под ред. А. А.Бодалева,В.В.Столина. М. Изд-во МГУ, 1987. - С.60-65). Она осуществлена на репрезентативных выборках учащихся старших классов средних школ, ПТУ (возраст 16-18 лет), студентах вузов и курсантов ввузов (до 23 лет), инженерно-технических работни- ков, работников управленческого звена с высшим образованием (до 27 лет). Полученные данные позволили составить стандартные шка- лы для данных групп обследуемых.

Необходимо отметить, что адаптация теста структуры интел- лекта Амтхауэра осуществлена на определенных социокультурных и возрастных группах. Поэтому применение данной методики в прак- тических целях возможно лишь на аналогичных выборках обследуе- мых. Если психолог желает распространить действие методики на иные группы, необходимо провести стандартизацию данных по этим выборкам и пользоваться полученными данными.

Ориентация субтестов полностью сохранена. Таким образом, субтест 1 включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого ("чувство языка" по Амтхауэру), субтест 2 - способности к абстрагированию, субтест 3 - способ- ности выносить суждение и умозаключение, субтест 4 - способнос- ти к обобщению, субтест 5 - математические способности, субтест 6 - математические способности, субтест 7 - комбинаторное мышление, субтест 8 - пространственное воображение, субтест 9 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информа- ции.

2.Интерпретация полученных данных

Результаты тестирования cравнивались с показателями вклю- ченности испытуемых в учебно-познавательную и профессиональную деятельность. Критериями психологической включенности были: вы- ходные параметры деятельности личности (успеваемость, общест- венная активность, дисциплинированность, оцениваемые в баллах пятибалльной шкалы; для лиц с высшим образованием показателями выходных параметров деятельности являлись творческая актив- ность, производительность труда, качество производимой продук- ции, дисциплинированность), степень реализации внутриличностно- го потенциала, степень интеграции личности и коллектива, эмоциональное состояние личности.

Интерпретировать результаты тестирования необходимо в каж- дой из выборок в отдельности, представляющих различные возраст- ные и социокультурные группы.

Для учащихся ПТУ - ГПТУ оценки от 75 единиц IQ и ниже ха- рактеризовали явный дефект развития той или иной интеллектуаль- ной способности. При этом, если и общий интеллект оценивался в пределах 76-64 единиц IQ, дефект объяснялся чаще всего патофи- зиологическими изменениями (остаточные явления черепно-мозговой травмы или органического заболевания головного мозга, девиант- ное поведение с ранней алкогольной интоксикацией т.п.). Нали- чие таких изменений подтверждалось клиническими исследованиями с заключением психоневролога. Если же оценки от 75 единиц IQ и ниже наблюдались лишь по некоторым субтестам, в то время как по другим они были значительно выше, а общий интеллект оценивался показателями от 83 и выше единиц IQ, то в данном случае речь шла о педагогической запущенности. Оценки выше 75, но ниже 86 единиц IQ свидетельствовали о низкоразвитых способностях; от 86 единиц до 94 единиц IQ - о соответствии уровня интеллектуальных способностей социовозрастным особенностям; от 94 до 104 единиц IQ - о высокоразвитых способностях и, наконец, свыше 104 единиц IQ - об очень высоком интеллекте.

Для всех остальных возрастных и социокультурных групп так- же установлено деление на подгруппы "сверхнизкоразвитых" интел- лектуальных способностей, "низкоразвитых", "средненормативных для группы", "высоких" и "сверхвысоких". Эти данные тесно кор- релируют с поведенческими особенностями испытуемых. Вместе с тем необходимо отметить, что низко развитая способность, напри- мер математическая, прямо не связана с ярко выраженными пове- денческими особенностями, такими, как коммуникативные особен- ности, экспрессивные особенности и т.п. Другими словами, при оценке какой-либо из интеллектуальных способностей, тестируемых субтестами Амтхауэра, необходимо учитывать возможные области содержательного проявления этой способности. Так, "чувство язы- ка", лексический запас, тестируемые субтестом N 1, проявляются в стиле формирования межличностных контактов, в выборе партне- ров по общению, в содержании бесед. Личность со сверхнизкой способностью, по субтесту N 1, подобна литературному персонажу И.Ильфа и Е.Петрова (Элочки - людоедочки), обходившейся в обще- нии всего несколькими междометиями, предпочитающей столь же "серый" круг общающихся с ней лиц.

Более широкими зависимостями связаны показатели невербаль- ного интеллекта с поведенческими особенностями личности. Так, например, субтесты 7 и 8, отражающие соответственно комбинатор- ное мышление и пространственное воображение, тесно взаимосвяза- ны с такими разноплановыми характеристиками личности, как кол- лективизм, творческая активность, решимость брать ответствен- ность за принятие нестандартного решения на себя,индивидуальная рефлексия и социально-психологическая перцепция, социальная пластичность, эмоциональная устойчивость.

Особенно осторожно необходимо интерпретировать результаты оценки общего интеллекта. Как показывает практика, они не свя- заны прямо с общим уровнем развития интеллекта. Только в подг- руппах лиц со сверхнизкими и сверхвысокими показателями общего интеллекта обнаруживается положительная корреляционная связь между поведением, свойственным высокоинтеллектуальной личности и личности примитивной. В последнем случае поведение носит им- пульсивный характер, детерминируется преимущественно неосознан- ной установкой практического поведения и осуществляется за счет неконструктивных реакций (агрессии, регрессии, фиксации и т.п.).

В любом случае попытки прямой экстраполяции результатов тестирования на грядущее социальное поведение личности неприем- лемы, так как последнее определяется не только способностями, но и мотивацией, с присущей ей системой потребностей, а также условиями ситуации.

Какова же польза практического применения теста структуры интеллекта Амтхауэра?

Знание степени развития тех или иных интеллектуальных спо- собностей позволяет, во-первых, оптимизировать взаимодействие руководителя с исполнителем в процессе трудовой деятельности. Учитывая сильные и слабые стороны интеллектуальной сферы субъ- екта деятельности, руководитель индивидуально варьирует задания по содержанию, форме исполнения, форме инструктажа и т.п.

Во-вторых, позволяет на практике осуществить индивидуаль- ный подход в обучении, распределяя задания по степени сложнос- ти, форме изложения материала, объему, мотивации и переводя процесс обучения и развития в процесс самообучения и саморазви- тия.

В-третьих, позволяет коррегировать уровень психологической включенности личности в коллективную деятельность через уровень адаптированности.

В-четвертых, фиксирует количественные изменения,происходя- щие в структуре интеллектуальной сферы личности под влиянием тех или иных воздействий,что необходимо как при анализе резуль- татов любого формирующего экспериментально-психологического воздействия, так и для сравнительной оценки действия других ме- тодик изучения интеллекта.

Естественно, области применения теста структуры интеллекта должны быть ограничены сферами его научно-практической значи- мости.

Программа разработана по заказу Махачкалинского Бизнес-Ли- цея СП "IMM - BIREST".

Автор разработки - Сулейманов Н.М.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Описание методики

Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения, но волноваться и расстраиваться из-за этого не надо. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующему.

При интерпретации результатов, особенно при их количественной оценке, стоит исходить из особенностей популяции, культуры, поскольку приводимые количественные показатели по каждому субтесту взяты из руководства по психодиагностике, разработанной чешскими психологами.

При начале с каждым разделом испытуемый должен хорошо разобраться с образцом решения заданий. На решение каждого субтеста отводится строго определенное время: 1 субтест - 6 минут, 2 = 6, 3 = 7; 4 = 8; 5 = 10; 6 = 7; 7 = 7; 8 = 9 и 9 субтест = 3 минуты на запоминание и 6 минут на вопроизведение.

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационной TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI может иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа "М" соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа "У" — техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти — № 5, хотя о содержании процедуры выполнения теста его номер 9.

История создания

Тест составлен Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D). На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев. Вища школа. 1978 г.)

В России тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г. (7) и В.Н. Намазовым и А.Н. Жмыриковым в 1988 году (6). Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников была осуществлена сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО (Гуревич К.М. Борисова Е.М. Логинова Г.П.).

Первая адаптация проводилась на выборке школьников 7-10 классов (450 человек). Проверялась ретестовая надежность: тестировался 101 человек через один год (r=0,83). Корреляция общего по тестированию с учебной успеваемостью 0,44 до 0,52. Вычислялись корреляций между вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитарным предметам (0,20-0,53), а также между результатами пространственных субтестов и успеваемостью, техническим предметам (0,23 - 0,34).

Адаптация В.Н.Намазова и А.Н.Жмырикова, осуществленная на базе Московского городского центра профконсультации, касалась переформировки заданий вербальных субтестов. Стандартизация проводилась на учащихся старших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах вузов (18-21 год), инженерно - технических работниках и управленцах (22-25 лет). Авторы не ограничились нормами для разных возрастных групп. Помимо них вычислены нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних школ, студентов и курсантов 1-2 курсов, а также специалистов, имеющих высшее образование. В соответствии с этим, авторы адаптации предлагают свой вариант интерпретации оценок теста структуры интеллекта, исходя из качественной выборки испытуемых (род занятий, образование, возраст) и стандартных оценок в единицах IQ.

Последняя, известная нам, версия адаптированного теста Р. Амтхауэра вышла в 2002 году автора Л.А. Ясюковой в серии комплексного обеспечения психологической практики фирмы «ИМАТОН» (14). Эта работа явилась результатом сравнительных исследований Ясюковой Л.А. прогностической эффективности тестов интеллекта Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Кеттелла, Равена, Саливена, Фланагана, КОТ, ШТУР и GATB. Интеллектуальные тесты использовались в комплексе с личностными и психофизиологическими методиками, а также с объективными показателями эффективности учебной и профессиональной деятельности испытуемых (школьников, студентов, работников различных специальностей).

Данные стандартизации

Тест отличается хорошими методическими показателями: коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) — 0,83—0,91; коэффициент параллельных форм — 0,95; надежности частей теста (по методу "расщепления") — 0,97. Валидность, определяемая по связи с успеваемостью, — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62.

Стандартизация теста проводилась на выборке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым (первичным) баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, о = 10.

Процедура проведения

Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров.

На каждый субтест отводится фиксированное время:

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu