Когда начинает улыбаться новорожденный ребенок маме
Автор: goodmummy Рубрика: Новорожденный Комментариев нет
Все неприятные впечатления, полученные в роддоме, хроническое недосыпание и усталость мамы от настигших ее забот и хлопот в последнее время непонятно куда улетучиваются, когда начинает улыбаться новорожденный малыш.
Когда появляется первая улыбка у новорожденного?
Неосознанно новорожденный может улыбаться буквально через пару дней после рождения. Однако это является ничем иным, как рефлекторным проявлением, не связанным со способностью малыша видеть и слышать. Такая улыбка чаще всего наблюдается во время сна, купания или после кормления.
Для того чтобы ребенок начал улыбаться осознанно, должно пройти некоторое время. И это само собой разумеется, ведь в появлении такой улыбки задействуется порядка 17 лицевых мышц, что для новорожденного является непосильной задачей.
Кроме того, возникновению улыбки предшествует сложный мозговой процесс, включающий в себя узнавание эмоций близкого человека, передачу нервных импульсов в определенную зону головного мозга и последующее возвращение мышц лица в расслабленное состояние.
[wp_ad_camp_1]
Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно?
Примерно к 4-8 неделе жизни, когда у ребенка совершенствуется зрение и появляется способность различать приближенные к нему лица, он начинает выражать свою радость при помощи улыбки.
Так, в этот период улыбка малыша может быть ответной реакцией на:
- какое-либо приятное или увлекательное зрелище (хлопанье в ладоши, напевание песенки, «агуканье»);
- выраженную мимику взрослого (также реакция может последовать, к примеру, на четкое изображение лица другого малыша в журнале или на любимую игрушку с большими глазами, ртом и носом).
Ребенок постепенно учится налаживать зрительный контакт со взрослыми, реагировать на ласковые прикосновения, интересные звуки, поэтому его улыбку могут предопределять теперь и окружающие его факторы.
И хотя малыш еще не умеет слушать внимательно, в этом возрасте с ним полезно не только разговаривать ласковым голосом, но и включать спокойную музыку, прикреплять к детской кроватке мобиль с приятной мелодией и забавными игрушками.
Одновременно с тем, как малыш начинает улыбаться своим родителям и близким, он может активно сучить ручками и ножками, сопровождая подобные действия характерным для новорожденных «гулением».
Педиатры называют подобные проявления комплексом оживления, который в том и заключается, что ребенок фиксирует перед собой лицо близкого человека или приятный для него звук и реагирует на них улыбкой, двигательной активностью, радостными вскриками, учащенным дыханием.
Однако все эти действия могут возникать у малыша еще до того, как взрослый к нему обратится. В таком случае, по утверждению специалистов в области психологии, комплекс оживления у ребенка становится еще одним способом, помимо крика и плача, манипулировать взрослыми, то есть таким образом он как бы пытается привязать к себе внимание окружающих.
Считается, что комплекс оживления формируется примерно с 3 недели жизни малыша и наибольшего пика достигает в возрасте 3-4 месяцев. Если ребенок так и не начал активно улыбаться спустя 8 недель после рождения, то это не означает, что его развитие происходит неправильно. Ведь здесь играет роль собственная индивидуальность каждого малыша.
Тем не менее, по наблюдениям ученых, недостаток телесного и эмоционального контакта с мамой прямо отражается на развитии ребенка. Так, составляющие комплекса оживления могут быть выражены слабее, а некоторые из них (такие, как «гуление»), могут и вовсе отсутствовать.
Когда следует беспокоиться?
Неспособность или нежелание улыбаться очень редко наблюдаются сами по себе. Обычно они сопровождаются дополнительными физиологическими признаками или функциональными нарушениями. В случае серьезных проблем, педиатры и невропатологи, помимо улыбки, отмечают сразу несколько отклонений:
- физиологические отклонения в шейном отделе позвоночника, когда ребенок не может держать головку;
- отклонения психического характера, при которых выражается нежелание контактировать с окружающим миром;
- нарушения в координации движений, когда малыш не способен фокусировать свое внимание на внешних факторах.
Самостоятельно справиться с вышеописанными проблемами невозможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу, который назначит комплексное обследование организма, в результате чего выяснит причину психического или физиологического нарушения у новорожденного.
Так или иначе, главное, даже при наименьших сомнениях вовремя среагировать и начать действовать. Ведь только своевременное лечение избавит от проблем дальнейшее развитие малыша.
И в заключение. Пока ребенок еще не научился использовать улыбку в качестве одного из способов взаимодействия со взрослыми, ему нужно обязательно помочь. Для этого будет достаточно как можно чаще брать его на руки, поглаживать, ласково с ним беседовать, петь песни, рассказывать стишки и, конечно же, чаще улыбаться.
Такие простые действия со стороны любящей и заботливой мамы со временем приведут к тому, что ребенок однажды широко распахнет глазки и просияет ей своей невинной и, безусловно, радостной улыбкой.
Можете еще почитать:
Хочешь получать статьи этого сайта на почту?
Когда ребенок начинает улыбаться
Несмотря на постоянную усталость, бессонные ночи, отсутствие какого либо отдыха, мама будет вне себя от счастья при виде первой улыбки малыша. Это просто непередаваемо, когда эта кроха улыбается тебе в ответ.
Первые улыбки
Ребенок начинает улыбаться рефлекторно, а вовсе не реагируя на то, что он слышит или видит. Улыбка может возникать неосознанно даже во время первых дней после рождения. Она не может свидетельствовать о социальной роли, а просто говорит о том, что малыш находится в полном спокойствии и ему очень хорошо. Очень часто улыбка возникает во время купания, кормления или же во время сна.
Пройдет определенное время, прежде чем она станет осознанной. Это вполне логично, так как на лице сосредоточено более десятка мышц, которые способствуют появлению улыбки. Но именно сложная мозговая деятельность является ее главной предшественницей. Это происходит благодаря распознанию эмоций, затем нервные импульсы передаются в конкретную зону мозга и следует расслабление мышц лица. Как правило, необходимо немного подождать, прежде чем ребенок начнет улыбаться осознанно. Это может быть от 4 до 8 часов с момента появления на свет.
Когда младенец улыбается?
Уже в конце первого месяца или во время второго, улыбка малыша может выступать реакцией на:
- Занятное или приятное событие (напев колыбельной, агуканье мамы с ребенком);
- Мимика взрослого (реакция на другого малыша, увиденного в журнале для мам, любимая игрушка);
- Ребенок начинает постепенно взрослеть, он учится поддерживать зрительный контакт с окружающими людьми, реагирует на голос мамы, различные прикосновения, ласковые слова. В результате малыш поддается влиянию внешних факторов. Никогда не будет лишним, если вы включите ребенку спокойную музыку(лучше классику), разместите над кроваткой игрушки с нежной и приятной мелодией. Конечно, кроха еще не может внимательно слушать, но это поспособствует ее развитию.
Улыбаемся и развиваемся
В то время, когда ребенок улыбается маме или своим близким, можно проследить, как он машет ножками и ручками, начинает «гулить» во время обращения к нему. Соединив эти явления, мы получаем комплекс оживления. Он заключается в том, что малыш может оставить у себя в памяти звук или визуальную картинку и вспоминая это - улыбнуться, радостно вскрикнуть, подвигать ножками или ручками, может даже участится дыхание.
Поведение младенца, так же как и взрослого, зависит от определенной ситуации. Ребенок может контролировать или уменьшать интенсивность своих действий. Кроха также может начать реагировать и излучать улыбку еще до того,как взрослый к нему обратился. Это может проявляться в разнообразных движениях (выгибание спинки), звуках. Этот комплекс оживления помогает ребенку общаться с людьми, благодаря этому у малыша появляется некий стимул к общению. Это способствует выработке все новых и новых навыков, возможность их применения для контакта с родными.
Наибольшего развития этот комплекс достигает к 3-м или 4-м месяцам. А начинает свое формирование где-то с третьей недели познания жизни. После этого, поведение ребенка все более усложняется. Если вдруг прошло уже 2 месяца и больше, а ваш малыш не очень активно улыбается, это еще не может свидетельствовать о том, что его развитие происходит иначе чем в остальных. Нет одинаковых детей, все они разные. Очень редко можно проследить за развитием деток «по всем правилам». Ученые заметили, что причиной неправильного развития ребенка является недостаток как эмоционального так и телесного контакта мамы с малышом. В комплексе оживления есть компоненты, которые слабо выражены или могут вообще отсутствовать (радостное гуление).
Первая улыбка ребенка и другие способы общения: когда и как они появляются
Содержание статьи
Улыбка ребенка вызывает воодушевление у молодой мамы, ведь кроха выражает свои эмоции в основном с помощью плача. Стоит отметить, что сначала улыбка у новорожденного имеет чисто рефлекторную природу. Она не связана с тем, что он слышит или видит, так как малыш начинает использовать ее как реакцию только спустя несколько месяцев после рождения. Довольное личико можно увидеть уже через несколько дней после рождения, и это означает спокойное состояние младенца: после кормления (такую улыбку называют «желудочной»), а также во сне, во время купания и просто потому, что мама рядом.
Улыбка и показатели нормального развития
В первые недели жизни у всех новорожденных — дальнозоркость. Они видят только свет, тени, различают очертания предметов и движения. Поэтому «откликнуться» на вашу улыбку (фактически скопировать вашу мимику) малыш пока не может. Но уже в возрасте около месяца младенец становится более общительным, начинает активно рассматривать и исследовать окружающий мир. И одно из первых проявлений его радости — улыбка маме.
Кстати, сроки появления позитивных эмоций отличаются у доношенных и недоношенных детей. Как показывают наблюдения специалистов, ребятишки, которые появились на свет раньше срока, начинают улыбаться позже тех, кто родился вовремя.
Психологи утверждают: к трем неделям у детей формируется «комплекс оживления» — реакции, обращенные ко взрослым людям. Это: узнавание лиц, улыбка, двигательная активность, произнесение звуков (гуление). Важно помнить: отсутствие или слабая выраженность одного или нескольких признаков — не показатель «отсталости» малыша!
Примерно 8-9 месяц жизни — своеобразный «кризис» для младенцев. Они уже хорошо понимают, кто перед ними — близкий человек или чужой. Поэтому будут тянуться к родным и выказывать положительные эмоции в кругу семьи, но вполне могут разрыдаться, если им улыбнется незнакомец.
Осознанная улыбка: когда ее ждать
Когда новорожденный начинает улыбаться «по-настоящему»? Осознанная улыбка появляется не только от приятных ощущений, но и тогда, когда ребенок узнает знакомых людей («социальная» улыбка), реагирует на ваши слова или поведение, которые ему нравятся.
Вышеупомянутый «комплекс оживления» полностью складывается около второго месяца жизни, а интенсивность его проявлений нарастает к возрасту четырех месяцев. Очень важно постоянно общаться с крохой! Когда педиатр займется диагностикой степени развитости ситуативно-личностного общения у вашего малыша, он будет определять, насколько ребенок проявляет инициативу в своем «комплексе оживления».
Интересный факт: в «производстве» улыбки участвуют 17 мышц лица.
Ребенок начинает осознанно улыбаться в 6-8 недель (обычно, когда видит, что вы что-то ему говорите), так как уже неплохо фокусирует внимание. Нормой считается и период от 5 до 12 недель, когда появляется реакция на любое человеческое лицо. Она означает, что в сознании ребенка уже идет четкое разграничение людей и неодушевленных предметов — показатель правильного темпа умственного развития. К тому же в это время происходит сложная деятельность мозга, которая включает:
- распознавание эмоций знакомого/близкого человека;
- передачу нервных импульсов в определенные отделы головного мозга;
- напряжение и расслабление лицевых мышц.
Если улыбка не появляется, это еще не отклонение. Педиатры и невропатологи говорят о них, если неулыбчивый ребенок:
- не держит головку;
- не желает контактировать с людьми;
- не умеет концентрировать внимание даже на короткое время.
Помните, что в раннем возрасте все поправимо, а о наличии проблем в развитии может судить только специалист.
Как ребенок учится смеяться
Скоро вы привыкаете к сияющему от удовольствия личику чада и теперь хотите поскорее услышать его смех. «Неврологической нормой» является, если ребенок начинает смеяться в голос на 20-30-й неделе от рождения. Но многое зависит от личных особенностей детей и их темперамента, а вовсе не от интеллектуальных способностей. Одни начинают заливисто хохотать с трех месяцев, другие сдержанно улыбаются вплоть до полугода. А некоторые с самого рождения проявляют обстоятельность и серьезность.
Подумайте и внимательно понаблюдайте, как ведете себя вы сами и ваши родственники. Это еще один фактор, влияющий на способность детей смеяться. Вполне возможно, темперамент взрослых и то, как они обычно показывают свои эмоции, влияет и на малыша. Не слишком ли все вокруг сдержанны и контролируют себя? Дети начинают улыбаться, подражая, как и в других случаях, поведению старших.
Улыбка и смех — начало взаимодействия не только со взрослыми, но и со сверстниками. Чтобы научить кроху «отвечать» на эмоции, больше разговаривайте с ним, пойте ему и включайте приятную музыку, рассказывайте стихи и потешки. Показывайте свою любовь через объятия, прикосновения, поглаживания и, конечно, выражение лица.
Не переживайте, если другие дети вовсю смеются, а ваш малыш — нет. Чтобы научить его этому, не нужно придумывать что-то из ряда вон выходящее. Рано или поздно вы услышите от своего ребенка не только отдельные звуки, но и станете свидетелем «озвученной» улыбки вам в ответ. Обычно это выглядит так: младенец улыбается и одновременно произносит что-нибудь вроде «аха», «гху», «кхы». Это уже первые попытки смеяться!
И даже если вам на первых порах покажется, что чадо хохочет без особой причины — не удивляйтесь: навык совсем новый, и его тоже нужно тренировать. Просто посмейтесь вместе с ребенком — это сближает.
От эмоций к словам: гуление
Важнейшим показателем развития малыша, помимо выражения эмоционального состояния, являются сроки начала говорения. К начальным признакам становления речи специалисты относят гуление, которое формируется примерно с 2 до 7 месяцев.
Произнесение простых звуков типа «а-а», «у», которое постепенно перерастает в нечто напоминающее слоги («аа-гу», «да-да») — это и есть гуление. Врачи называют такие звуки вокализациями. Когда взрослые, которых малыш хорошо знает, начинают общаться с ним, он начинает радостно агукать, как бы отвечая.
Первое время младенец даже может «разговаривать» сам с собой, пробуя «на вкус» новые ощущения. Нередко он следит за источником звуков и старается воспроизвести то, что слышит. Гуление может быть и «пением» под мелодию, которая понравилась малышу.
Если гуление сопровождается двигательной активностью, и ребенок широко, будто удивленно, открывает глаза — это сигнал о его максимальной заинтересованности окружающим миром в данный момент. Кстати, именно тогда, когда у крохи хорошее настроение, можно попробовать вызвать у него улыбку.
«Бить тревогу» по поводу отсутствия агуканья стоит только с 8 месяцев, обратившись к педиатру и далее к узким специалистам. Если все в порядке, но ребенок все равно пока помалкивает, его можно научить гулить. Для этого нужно чаще беседовать с ним, комментировать действия в течение всего времени, пока малыш не спит. Речь должна быть в меру эмоциональной, плавной, ласковой, достаточно четкой. Можно еще повторять звуки, которые произносит малыш, и добавлять к ним новые.
Пальчиковая гимнастика, нежный массаж ладошек и пальчиков ребенка помогают стимулировать акупунктурные точки. Эти участки связаны с отделами мозга, которые отвечают за эмоции и речь.
Поощряйте любую активность малыша (как эмоциональную, так и физическую), больше разговаривайте и занимайтесь с ним, и, когда младенец начинает улыбаться, это замечательная награда вашим усилиям. Ребенок чувствует, насколько он важен для своих близких. Первое, на что он реагирует — это «эмоциональная атмосфера» в семье. Вот почему для него так важно чувствовать заботу, тепло и знать, что на его потребности чутко откликаются и относятся ко всему с пониманием. Хорошее настроение и желание познавать и развиваться приходит к малышу только благодаря любви и вниманию взрослых.
Признаки нормального развития ребенка от 1 до 12 месяцев Для всех
НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.
Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.
На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.
Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.
На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.
В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.
К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.
При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.
Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.
В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.
Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.
К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».
На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.
Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.
В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.
НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.
Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.
Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.
Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.
Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.
Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.
Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.
Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.
Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.
У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.
Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.
Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.
Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.
Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.
Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.
Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu