vineri, 4 martie 2016

в каких условиях делали памятник а.н.островскому в щелкове

Урок-путешествие в Щелыково – усадьбу А.Н. Островского

Цель: наполнить содержанием момент жизни А.Н. Островского и истории произведений, созданных им в данном месте, продолжить работу по приобретению прочных навыков литературной речи.

Оборудование: картинки, нарисованные учащимися, иллюстрации, диафильм, кассета с фильмом по пьесе “Бесприданница”.

I. Вступительное слово учителя.

Уединение от “мирского шума” для творчества бывает и благодатным, и необходимым. Подтверждение тому – жизнь Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Толстого, Чехова.

Островский и Щелыково … Это так же важно, как Пушкин и Михайловское, Лермонтов и Тарханы, Толстой и Ясная Поляна. И не просто потому, что здесь прошло много лет жизни драматурга. А потому, что жизнь в этой “Костромской обители” была истоком необычайно поэтических видений Островского. Потому, может быть, что некоторые его творения, нашедшие счастливую жизнь, не могли быть “зачатыми” нигде, кроме как здесь, в лесных просторах северной Руси.

Отправляясь в заочное путешествие в усадьбу Островского, хотелось бы узнать: Как имение стало собственностью Островских?

1 ученик: побывав летом 1847 года в Щелыкове, Николай Фёдорович, отец знаменитого писателя, решил его купить, так как детство и юность он провел в Костроме. Поэтому и потянуло его в родные места. А объявление о продаже помещичьего имения в Кинешемском уезде Костромской области от прочитал в Москве.

Николай Федорович (отец Островского) поломал родовую служебную линию. И дед, и отец, и брат – все были церковнослужителями. Николай Федорович тоже должен был служить на этом поприще, но он от церковного сословия отказался. Не по душе. Выйдя в гражданское сословие, он приобщился к судебному ведомству. Став частным адвокатом, дела ведет квалифицированно, вскоре становится состоятельным человеком. Николай Федорович женился вторично. Но вторая жена – не из простых, а из знатной титулованной дворянской семьи Швеции, да еще на 16 лет моложе. Ей мечталось жить по примеру ее предков: в собственном замке, с утонченной роскошью, без забот. Николай Федорович не мог не угождать своей молодой супруге. А вскоре и сам влюбился в ее идею. Потому и главной заботой стало – приобретать деньги ради приобретения поместья – “замка”, чтобы затем оставить Москву, хлопотливую службу и зажить помещиком в деревне. Вот и привела его в Щелыково эта голубая мечта. Усадьба оказалась старинной, построенной в прошлом веке. К тому же запущенной. Хозяин ее, кинешемский помещик А.Е.Сипягин, при беспорядочной жизни не только не мог содержать ее достойно, но не мог удержать ее в своем владении. Взглянув практичным хозяйским глазом, Николай Федорович заметил, что при должной заботе и сноровке нового хозяина дела можно поправить, имение привести в порядок.

Так Щелыково стало его имением. А после его смерти Александр Николаевич Островский со своим братом выкупили его у своей мачехи. Таким образом, имение Щелыково стало принадлежать Островским. “Мы с братом купили у мачехи наше великолепное Щелыково: вот мне приют, я буду иметь возможность заниматься скромным хозяйством”. 10.09.1867 г. (Островский – Бурдину).

1 ученик: А сейчас отправимся в первое путешествие в имение вместе с семьей Островских. По пути в Щелыково молодой еще Островский ведет дневник, в котором делится своими впечатлениями от увиденного.

Итак, в путь.

2 ученик: Ведет экскурсию по пути в имение.

Экскурсовод 1. Это деревянный дом, при всей его скромности удивительно самобытен и представителен. Фасад его по традиции оформлен деревянными белыми колоннами. Они стоят попарно на открытой веранде и поддерживают простенький фронтон, где вместо дворянского герба смотрит “солнышко” полукруглое окошечко.

На антресольной этаже небольшие окна тоже сближены попарно, окна первого этажа не повторят их. Два очень широких крытых крыльца, расположенных симметрично, уравновешивают пропорции дома, спокойно и прочно “заземляют” его.

Учитель: Место живописное, но чем же занимался в ней Островский? Московский городской житель и вдруг становится помещиком!

Экскурсовод 2. Ко времени, когда Островский стал владельцем Щелыкова, он был семейным человеком. Семья не велика, в пять человек: жена, трое детей. Его второй женой была артистка Московского Малого театра, которая была женщиной изящной, поэтому и любила все изящное. А на это нужны средства. И у Островского была надежда на Щелыково, как на доходное место.

И определяется расписание жизни: зимой жить в Москве – летом в усадьбе. Зимой в деревне делать нечего. Достаточно иметь доброго управляющего. Зимой нужна Москва: дети подрастают – школа нужна. Да и жена молода, любит общество. Все лето с весны до поздней осени жить в деревне – от начала до конца полевых работ. Хозяйствовать. Островский чувствует себя заправским помещиком. И одевается под стать деревенскому деловому человеку. Ходит по имению в рубашке навыпуск, в широких шароварах, в сапогах с высокими голенищами, в шляпе с широкими полями. Ходит неторопливо, раздумчиво, останавливаясь то перед одним, то перед другим участком хозяйства. Ему сорок пять лет. Он изрядно пополнел, отпустил бороду. Крупный, он ходит крупно и задумывает дела крупные.

Ремонтируются постройки усадьбы, строятся новые хозяйственные помещения. Расширяется сад, завозится черная земля, удобряются земли под зерновые культуры, улучшается обработка полей.

Экскурсовод 3. И доброе дело оборачивается добрым результатом. Земля отвечает на заботу хозяина более высокими урожаями.

В письме к своему другу Н.А.Дубровскому Александр Николаевич пишет: “Не можешь ли ты сам, или через своих знакомых, справиться у Бутенопа, что стоит ручная веялка и сортировка”.

Это письмо от 6 августа 1871г. то есть третьего года хозяйничанья Островского в Щелыкове.

Островский обзаводится такими машинами, которые для того времени были новшеством в техническом оснащении земледельческого труда.

Более того, Островский содержит в хорошем состоянии мельницу, а потом строит маслобойню. Производство механизируется и становится на промышленные основы. Успехи в хозяйстве радуют Островского.

Островский – “Погода и у нас была плоха в мае месяце, но теперь давно поправилась; травы и хлеба очень изобильны, земляники, неслыханно много и необыкновенно крупной … Приезжай! Я тебя попотчую таким салатом, какого ты не только не едал, но и не видывал.”

- В другой раз тому же адресату:

Островский – “Хлеба уродились довольно, на старосту в полнее положиться нельзя, и за уборкой и за молотьбой надо присматривать самому.”

- Здесь ясная радость нового хозяина от результата своих забот.

Экскурсовод 4. Но творческий процесс не знает никаких расширений, он дает о себе знать тогда, когда сознание его и не ожидает. И тут ему нужен простор, свобода от всего. Хозяйство же требует своего. Оно тоже зовет к себе, зовет настойчиво. И не только летом – в Щелыкове, но и зимой – в Москве.

Островский принимает решение передать управление имением своей жене Марии Васильевне, чтобы с себя заботы снять и думы от этих забот освободить”.

Да, справедливыми были Островские, гуманными, милосердными. По мнению всех крестьян, в сравнении с другими помещиками Кинешемского уезда, они были “хорошими”, “добрыми”, “простыми”. И все-таки они были для крестьян помещиками, людьми иного класса, иного имущественного и общественного положения.

Осенью 1884 года в усадьбе Островских произошло страшное событие: было подожжено гумно с большими кладями необмолоченного хлеба. Пожар был огромен. Чуть не сгорела и саамам усадьба.

Учитель: Пожар усадьбы произошел в середине 80-х годов. Ведь Островский своими произведениями подтачивал феодально-буржуазные устои России и звал к народной грозе. Он, как писатель и общественный деятель, сам создавал предгрозовое время и сам же, как помещик, испытывал на себе грозу.

Экскурсовод 5. Щелыково тем не менее было не только любимым местом писателя, но и символом здоровья, воздух Костромского края был целительным чудом. На все приглашения друзей поехать за границу он отвечал отказом, называя Щелыково “Северной Швейцарией”.

Островский: “Местность восхитительная и здоровая, всякой охоты изобильно”.

Учитель: Писатель вел дневник, полистаем его страницы, чтобы узнать чем занимался Островский, находясь в усадьбе.

Чтение страниц из дневника

Учитель: Давайте продолжим экскурсию по усадьбе в Щелыково и заглянем. что там внутри.

Экскурсовод 6. Войдем в дом, и атмосферой домовитого старинного уюта повеет на нас. Домотканые крестьянские половики постланы на некрашеные половицы. Полосатая дорожка обегает по анфиладным комнатам весь дом. Потоки света льются в большие с низким подоконником окна. Светом пронизаны комнатные растения – бегонии, герани, гортензии.

Самая светлая, веселая комната – столовая, в чинном, продуманном порядке стоят 15 стульев: 8 вокруг стола, остальные – около стен. Керосиновая лампа на латунных подвесках опускаются над серединой стола.

Очень вместительный резной самовар (формы “репка”, принадлежащий еще отцу Островского).

В доме всегда собиралось много людей.

Островский: “Как ни хорошо в Щелыково, а все-таки без гостей скучно”.

Экскурсовод: Этот дом любил и принимал гостей. Здесь часто бывали артисты Московского Малого театра и Александрийского театра: М.П.Садовский с женой, Ф.А.Бурдин и др. Друзья считали за честь быть гостями Островского. А хозяин Островский был искренне благодарен им. Часто, сидя за столом, велись беседы на различные темы.

Давайте послушаем один из этих разговоров.

- Инсценирование одной из встреч друзей.

Стол, накрытый скатертью, подсвечники.

Гости играют в карты.

1. А Александр Николаевич, по какому поводу вас назвали Александром?

2. Островский: У моей матушки, Любови Ивановны, умирали дети (первенец Матвей, затем Федор), об этом она написала брату своему, отцу Михаила. А он ей ответил, чтобы она, если родится третий сын, назвала его Александром, т.к. Александр должен жить (не знаю уж по каким соображениям). Так и случилось. Вот я живой, перед вами, но меня возили к отцу Михаилу в Смоленск напоказ и за благословением.

- Ого, пока я вам рассказывал, что за карты вы мне подсунули, ни одной представительной физиономии.

3. Не везет в карты – повезет в жизни.

4. Островский: Разве! Если вспомнить начало моего писательского пути. Плохо жилось авторам в то время. Хотя и теперь не особенно сладко.

5. А где печатали вы свои пьесы?

6. Островский: У Михаила Петровича Погодина “Москвитянене”.

7. Сколько же он вам платил?

8. Островский: По 25 рублей в месяц.

9. Стало быть, вы получали постоянное жалованье в этом размере?

10. Островский: Нет! Погодин платил с печатного листа 25 рублей. Положим, в моей пьесе было 5 печатных листов. Мне причиталось 125 рублей. Все деньги он мне не отдал, выплачивал в месяц по 25 рублей.

Как бывало его не упрашиваешь, а он как Царь-пушка непоколебим.

11. А чем он объяснял свои поступки?

12. Островский: Считал, что молод еще, деньги мне в таком количестве ни к чему, что быстро их потрачу. Но я все-таки его обхитрил.

13. Как вам это удалось?

14. Островский: Я попросил приятеля, выписал ему вексель задним числом, так что срок ему истек. И послал с приятелем этот документ к Погодину. Он сначала денег не давал, потом предложил выплатить частями по 25 рублей. Но приятель стоял на своем: или деньги все или “яма” (“Ямой” называлась московская тюрьма у Иверских ворот, куда сажали за долги). Погодин смилостивился и заплатил.

Экскурсовод 8. Островский мечтал написать воспоминания, но они так и остались местами. Для этого Островскому не хватало жизни. Но он был щедр на рассказы. А слушатели его были не только любопытными, но и внимательны. И, как оказалось, памятливы. Они записали рассказы Островского, и если не все, то некоторые из них подарили будущим поколениям.

Экскурсовод 9. У Островского в кабинете висела фотография. На ней были Гончаров, Тургенев, Дружинин, Толстой, Григорович и он сам. Фотография, по словам Островского, была сделана в 1856 г. в Петербурге. Здесь были все восходящие звезды русской литературы 50-х годов. Островский, ей очень дорожил. Много дорогих, знакомых лиц смотрит со стен кабинета: Гоголь, Некрасов, актеры Малого и Александровского театров. Разные рамки для портрета любовно сделал Александр Николаевич. Он не признавал ленивого отдыха и завел для себя во флигеле столярную мастерскую.

Экскурсовод 10. Но самое интересное, что в Щелыкове был театр – особенный, деревенский. Просто обычный хозяйственный сарай, в котором устраивалась сцена и устанавливались самодельные лавки. По воспоминаниям Соболева, в те времена еще мальчика и ученика Островских, в постановке участвовали не только хозяева и гости, но на вторичных ролях – и крестьяне. А зрителей было предостаточно, спектакли шли с “аншлагом”. Сарай всех не вмещал, и многие смотрели в какие-нибудь щели и дырки. По разговорам Соболева, “все пьесы, какие написал Александр Николаевич ставились в первые в Щелкове…”. Сам Островский сидел в публике, смотрел, отмечал кое-что в книжке.

Учитель: Посмотрите сцену из “Снегурочки” Островского. (Чайковский напишет музыку к спектаклю №Снегурочка”. Римский-Корсаков напишет оперу).

Сцена из сказки “Снегурочка”

Затем прослушивание романса их кинофильма Э.Рязанова “Жестокий романс”.

Экскурсовод 11. Островский и Щелыково и творил. В кабинете писателя за просторным письменным столов с глубокими лунками, который он сделал своими руками, были написаны пьесы “Лес”, “Бесприданница”, “Волки и овцы” и др. Так получилось в итоге. Почти каждое лето в Щелыкове рождалась пьеса. А в иные лета и – две. Между тем поездки в Щелково были поездками отдыха. Такая цель путешествий была первостепенной. А на деле оказалось – работа и работа. И даже – изнурительная. Итог – вот сколько написано! (На плакате список литературы, написанный им в разные года).

Экскурсовод 12. Как и в прежние годы, в апреле 1896 г. в семье Островских делаются приготовления к майскому отъезду в Щелыково. Но из-за состояния здоровья Островские выехать не могут. Мария Васильевна уезжает одна. 29 мая Александр Николаевич прибыл поездом в Кинешму, трудно перенес дорогу через Волгу и по проселочной дороге. Но путь был преодолен. И уже 31 мая он взялся за дело, т.к. Островскому стало лучше. Он начал перевод пьесы Шекспира “Антоний и Клеопатра”, много гулял. Работал с интересом и увлечением, ходил по кабинету, выходил в гостиную. Снова возвращался, садился за стол, что-то писал торопливо. И потом … потом случилось… Из кабинета послышался крик: “Ах, как мне дурно…” И умер Александр Николаевич за рабочим столом в момент напряженных дум.

На семейном совете Островских было решено похоронить покойного драматурга здесь, в Щелыкове, в ограде церкви Николы, около могилы батюшки.

Учитель: Покидая дом Островского, навсегда сохраним чувство глубокой благодарности великому русскому драматургу, всю жизнь посвятившего обличению социального зла старой России.

Домашнее задание. Заканчивая нашу экскурсию, мне бы хотелось, чтобы вы воспроизвели творческую биографию писателя-драматурга А.Н. Островского в виде творческой работы “Мое путешествие в усадьбу Щелыково”.

в каких условиях делали памятник а.н.островскому в щелкове

Памятник `Толковый словарь Дмитриева`

па́мятник сущ. м. употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? па́мятника, чему? па́мятнику, (вижу) что? па́мятник, чем? па́мятником, о чём? о па́мятнике; мн. что? па́мятники, (нет) чего? па́мятников, чему? па́мятникам, (вижу) что? па́мятники, чем? па́мятниками, чём? о па́мятниках 1. Памятником называют скульптурное или архитектурное сооружение в память какого-либо человека, события (например, победы). Памятник Лермонтову. | Памятник в честь снятия блокады. | По вечерам поэты ходили к только что возведённому памятнику Маяковскому — читать свои стихи. 2. Памятником называют каменную фигуру, плиту, скульптуру и т. д. на могиле человека. Могильный, надгробный памятник. | Через год после гибели певца на его могиле установили памятник — каменную гитару, увитую плющом. 3. Памятником называют предмет, относящийся к культуре прошлого, имеющий историческую, культурную ценность. Архитектурный памятник прошлого века. | Памятник ушедшей эпохи. | Памятник древнерусской живописи. | Это книга кажется мне замечательным памятником русского искусства. 4. Памятником называют древние тексты, древние литературные произведения. Мы знаем о событиях той эпохи только из письменных памятников. 5. Памятником эпохи, культуры, традиции и т. д. называют то, что напоминает о давно ушедшей эпохе, культуре, традиции и т. д. Эти детские рисунки являются для меня памятником моему далёкому прошлому. | «Илиада» служит памятником классической древности. Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003

Памятник `Большой энциклопедический словарь`

ПАМЯТНИК - 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п. обычно охраняемые специальными законами).

Щелково. Памятник А.Н. Островскому

   Островский Александр Николаевич родился 31 марта в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье – купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже – английский, итальянский, испанский языки.

    В 12 лет был отдан в первую московскую гимназию, которую окончил в 1840 году и поступил на юридический факультет Московского университета (1840-43). Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т. Грановский, М. Погодин. Стремление к литературному творчеству совпало со страстным увлечением театром, на сценах которого выступали в то время великие актёры М. Щепкин и П. Мочалов.

    Островский оставил университет – юридические науки его перестали интересовать – и принял решение всерьёз заняться литературой. Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд. Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.

   В 1849 была написана комедия «Свои люди – сочтёмся», принёсшая признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (выла запрещена Николаем I, а Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновлённый успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда и несколько пьес, создав целый «театр Островского», включающий 47 пьес различных жанров.

    В 1851 году Островский ушёл со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он создал комедии «Бедная невеста» (1851), «Не сошлись характерами» (1857).

   На дальнейшее творчество Островского оказало участие его в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Он совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вёл подробные записи, изучал жизнь местного населения.

   В Лукоянове бывал знаменитый русский драмотург Н.А. Островский. По утверждению старожилов, он останавливался в номерах Касаткина, где был так называемый "цыганский трактир", куда обычно заходили цыгане-барышники, торговавшие лошадьми. Писатель ездил в село Большое Маресьево, где, как рассказывали, собирал материал о Жукове, герое пьесы "На бойком месте".

    В 1860-е Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники «Тушино» (1867), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическая драма «Василиса Мелентьева» (1868).

    В 1870-е рисует жизнь пореформенного дворянства: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешенные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875). Особое место занимает пьеса «Снегурочка» (1873), поэтическая «весенняя сказка», выразившая лирическое начало драматургии Островского.

   В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870-80: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др.

   Умер Островский 2 июня 1886 в имении Щёлыково.

Литература:

Хромова С.Ю. А.Н. Островский в Щелыкове: Урок-путешествие/С.Ю. Хромова//Литература в школе.-2003.-№8.-С.39

Щелыково. Дом-музей А.Н.Островского

Фотографии:

Сайт является виртуальной библиотекой по предмету «Литература», предназначенной в помощь школьникам и учителям.

Универсальный учебник или справочник, полностью соответствующий всем действующим программам и нормативным документам, еще не создан, поэтому принцип подбора материала — широта охвата и объективность. Так, в биографическом разделе собраны тексты о писателе не только разного объема, но и написанные в разное время с разных точек зрения и иногда даже противоречащие друг другу, то же относится к словарю литературоведческих терминов; иллюстрации подбираются независимо от их художественных качеств и т.д.

Здесь вы не найдете готовых анализов, сочинений, шпаргалок и презентаций. Но здесь у вас есть широкая возможность выбора.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Тексты защищены от копирования.

Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Администрация сайта будет благодарна за любые замечания и пожелания.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu