marți, 1 martie 2016

в каких случаях потери от монополии минимальные

Потери общества от монополизации рынка

4.1. Оценка чистых потерь монополии

Условие максимизации прибыли для монополии также записывается уравнением MR=MC. Но MR не равно P, т. к. кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Поэтому определим, на какую величину отличается MR от P. (4.1)

Приравняв, MR=MC, получим:

Из приведенного выражения следует, что монополист будет действовать только на эластичном участке кривой спроса.

Из приведенного выражения следует, что монополист будет действовать только на эластичном участке кривой спроса.

Следовательно, надбавка к предельным издержкам в цене должна быть тем меньше, чем выше эластичность спроса.

Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и, следовательно, монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого, положения А. Лернер предложил в 1934 году индекс, определяющий монопольную власть:

Книги по разным темам Pages: | 1 | 2 | 3 | 4 |

Р t ACm-MCn МСГ V.'S.'S.'A- величина дополнительных потерь в связи с Х-неэффективностью монополии Рис. 3.4. Дополнительные потери общества от Х-неэффективности монополиста Лейбенстайн и Команор показали на условном примере, что при ценовой эластичности спроса, равной 2%, разнице в ценах в 6% и разнице в издержках в 18% чистые потери от монополии, измеряемые традиционно (область КМТ), составляют 0,18% от ЧНП, в то время как с учетом Х-неэффективности они возрастают до 3% (область МЕС) плюс 9% потерь, вызванных непосредственно Х-неэффективностью, то есть общие потери, связанные с монополизацией экономики равняются 12% ЧНП.

Х-неэффекгивность может быть объяснена тем, что монополист не стремится минимизировать издержки вообще. Это происходит тогда, когда цель фирмы никоим образом не связана с проблемой издержек (то есть не ставится цель максимизировать прибыль, объем продаж или темпы роста). Например, если людьми, которые реально принимают решения внутри фирмы, являются менеджеры, то их целью может стать увеличение собственной власти, престижа и безопасности в рамках фирмы. В этом случае фирма-монополист наймет больше персонала и будет производить любой объем выпуска с большими издержками, чем конкурентная фирма, а выгоды от Хнеэффективности пойдут как менеджерам (в виде увеличения их власти и престижа), так и дополнительному персоналу (возможно, и рабочим посредством более высоких ставок заработной платы). Если к Х-неэффективности стремятся сами собственники фирмы, это может означать, что они готовы уступить часть прибыли за возможность иметь больше свободного времени и меньше работать.

Преимущество в издержках в условиях монополии Мы рассмотрели случай, когда издержки производства в условиях монополии выше, чем в условиях свободной конкуренции. Но возможна и обратная ситуация:

издержки производства в условиях монополии ниже, чем в условиях конкуренции.

Такое происходит там, где монополизация отрасли позволяет фирме использовать преимущества экономии на масштабах производства, двигаясь вправо вдоль кривой понижающихся средних издержек, то есть объем выпуска монополиста, хотя и сокращается по сравнению с выпуском отрасли в целом, но остается выше, чем объем производства отдельной фирмы-конкурента. Кроме того, инновационная активность монополиста может быть выше, чем конкурента, что также способствует понижению издержек отрасли. На рис. 3.5 представлен второй случай, повышение эффективности представлено площадью РСВЕК.

Р t Сумма экономии на издержках "Мертвый груз" Рис. 3.5. Экономия на издержках монополиста против потерь общества от монополии Рассмотрим условие, при котором общественное благосостояние растет в результате монополизации. Мертвый груз монополии (без учета альтернативных издержек монополизации) равен:

DWL = -0,5 EdTR L2.

Если монополизация приносит выгоду экономике, то должно быть верным выражение QmАС > -0,5 EdTR L2, где АС - экономия затрат монополистом на единицу выпуска.

Отсюда AC/Pm > -0,5EdL2.

Следовательно, чем больше эластичность спроса по цене, тем в большей степени должна проявляться экономия на издержках в условиях монополии по сравнению с условиями конкуренции, чтобы компенсировать потери благосостояния от монополии.

Проблемы определения потерь от монополии в российской экономике:

недостатки статистики предприятий-монополистов Исследование монопольной власти и потерь благосостояния от монополии применительно к российской экономике сводится в настоящее время к анализу деятельности и положения предприятиймонополистов. Однако зачастую оценки силы воздействия монополии на экономику России оказываются неверными. Одной из причин этого служат недостатки российской классификации монополистов и методики оценки монопольной власти. Жесткий подход к определению монополии на основе критериев концентрации производства товара (забывая о возможностях замещения), причем на общенациональном уровне (не учитывая возможности региональной монопольной власти), дает парадоксальные результаты, когда государственные органы осуществляют контроль над деятельностью предприятий, не обладающих реальной монопольной властью, и напротив, проявления монопольной власти и злоупотреблений ею упускаются из вида.

В качестве примера рассмотрим данные о деятельности предприятий монополистов. Официальная статистика Государственного комитета по антимонопольной политике в 1995 году выделяла в пищевой промышленности 11 предприятий-монополистов. Данные о них вместе с краткими комментариями сведены в табл. 3.1.

Практически все предприятия имеют крайне низкий объем реализации. На большинстве рынков, соответствующих продукции конкретного предприятия, существуют конкурентоспособные заменители их товаров (как правило, это импортная продукция), Что касается предприятий-производителей сырья для пищевой промышленности, то возможности проявления их монопольной власти существенно ограничены, во-первых, наличием импортных заменителей на отечественном рынке, во-вторых, конкуренцией на рынке готовой продукции, для производства которой используется конкретный тип сырья. Спрос на сырье для пищевой промышленности - производный от спроса на готовую продукцию, высокая конкуренция на рынках пищевой промышленности вызывает высокую конкуренцию на рынке сырья для производства соответствующих товаров.

Однако проблема в том и состоит, что рынки пищевой промышленности не являются столь конкурентными, как это представляется при поверхностном рассмотрении вопроса. Низкий уровень концентрации на общенациональном уровне не исключает сильной региональной монопольной власти.

Приведем лишь один пример. В табл. 3.2 и 3.3 приводятся показатели концентрации в молочной промышленности Приморского и Хабаровского краев.

Таблица 3.Предприятия-монополисты в пищевой промышленности Предприятие Продукция Выпуск 1995 Доля продукции Комментарии года в предприятия, стоимостном реализуемая на выражении, млн. внешнем рынке руб.

Тихорецкий мясные 3799 0 наличие заменителей на мясокомбинат консервы для внутреннем рынке детского питания АО «Южнорыбфлот» агар пищевой 221,5 0 наличие заменителей на для рынке конечной производства продукции кондитерских ПО «Бассоль» соль поваренная 0,054 0 наличие заменителей АО «Русская икра» осетровая икра 353 547 0,225 эластичный спрос МГП «Каспий» рыбный клей 81 000 0 наличие заменителей АОЗТ «Сарепта» порошок 3602 0,243 -"Ленпищекомбинат сухие детские 9958 питательные смеси Моспищекомбинат -"- 4482 0 -"ТОО «Агар» агар пищевой 87778 0 -"ПОО «Марвиофарм» сорбит пищевой 5610 0,Источник: Регистр предприятий-монополистов и Баланс производственной мощности по отраслям пищевой промышленности. М.\ Госкомстат, 1995.

Таблица 3. Концентрация на рынке молочной продукции Хабаровского края Предприятие5 Объем реализации 1994, млн руб Доля на региональном рынке 1 17081 0,2 16499 0,3 4396 0,4 2260 0,5 1 196 0,Всего CR4 = 0,971, HHI = 0,Источник: Отдельные финансовые показатели предприятий и организаций в разрезе республик (в составе РФ), краев и областей. М. Госкомстат, 1994.

Обратим внимание на то, что в отличие от рыбного клея и продуктов для детского питания молочная продукция имеет меньше заменителей, и в отличие от икры осетровой она принадлежит к предметам первой необходимости, следовательно, спрос на нее относительно неэластичен.

Таблица 3.Концентрация на рынке молочной продукции Приморского края Предприятие Объем реализации 1994, млн. руб. Доля на региональном рынке 1 14004 0,2 6764 0,3 4613 0,4 4275 0,5 2932 0,6 2502 0,7 1921 0,8 1061 0,Всего CR4 = 0,773, HHI = 0,Источник: Отдельные финансовые показатели предприятий и организаций в разрезе республик (в составе РФ), краев и областей. М. Госкомстат, 1994.

По формальным критериям, принятым в антимонопольной практике США, рынок Хабаровского края прямо относится к рынкам монополизированным (индекс Херфиндаля-Хиршмана существенно выше 0,25). Если рассмотреть показатель среднего размера предприятия (измеряемый объемом реализации), то в Хабаровском крае он окажется выше, чем на подавляющем большинстве региональных рынков молочной продукции России.

И в Хабаровском, и в Приморском краях на рынках молочной продукции присутствуют явные лидеры - предприятия, превосходящие остальных продавцов по объему реализации. Логично предположить, что они могут обладать существенной монопольной властью.

Этот пример дается в качестве иллюстративного, чтобы показать недостатки определения монопольной власти на основании данных общенациональной статистики. Очевидно, общероссийская статистика не учитывает и такие важные факторы монопольной власти, которые в принципе не могут отражаться показателями концентрации. К их числу относятся, например, вертикальные ограничения, играющие существенную роль в развитии промышленных рынков современной России, а также барьеры входа в отрасль и выхода из отрасли, оказывающие значительное влияние на состояние рынков переходной экономики.

Наличие монополии (единственного продавца, оказывающего своими действиями влияние на рыночную цену) в отрасли порождает проблемы потерь общественного благосостояния. Чистые потери благосостояния возникают вследствие сокращения совокупного выпуска отрасли и роста равновесной цены по сравнению с состоянием свободной конкуренции - Парето-эффективной ситуацией. Измерение чистых потерь при разных соотношениях предельных издержек, цен, эластичности спроса с учетом взаимного влияния отраслей друг на друга, эффекта дохода, изменения предельной полезности денег дает их разные значения в диапазоне от 0,01 до 10 процентов ВНП.

При этом остаются проблемы оценки положительных и отрицательных сторон поведения монополиста, длительности существования монополии и характера изменения издержек в результате монополизации.

Кроме традиционного измерения мертвого груза монополии, к потерям благосостояния, возникающим в результате деятельности монополиста, относят альтернативные издержки монополизации (издержки на поиски монопольной ренты и удержание монопольной позиции в отрасли) и Х-неэффективность. В случае экономии издержек, превышающей чистые потери от монополии, монополия может оказаться более эффективным способом организации отрасли, чем свободная конкуренция.

Вопросы для повторения и обсуждения 1. Охарактеризуйте различия методов оценки потерь общества от монополии.

2. Какие проблемы возникают при оценке потерь общества от монопольной власти Почему 3. Почему величина монопольной прибыли также может относиться к потерям общества Насколько обоснованным Вам представляется такой подход 4. В чем состоит экономический смысл «мертвого груза» монополии 5. Чем отличаются потери экономики от монопольного поведения в краткосрочном и долгосрочном периодах Когда потери выше: если фирма является монополистом только в краткосрочном периоде или если она господствует на рынке и в долгосрочном периоде 6. Может ли монополия обеспечить более высокую эффективность, чем совершенная конкуренция при каких условиях 7. В чем заключается особенность монополии на рынках с внешними эффектами на рынках общественных благ 8. В каких случаях потери от монополии могут быть минимальными равными нулю максимальными Задачи 1. Спрос на рынке, контролируемом монополистом, описывается уравнением Pd = 1200 - Qd, где Pd - цена, Qd - объем спроса. Общие издержки фирмы-монополиста описываются уравнением TC(Q) •= Q2. Какой потолок цен должно установить государство, чтобы максимизировать благосостояние общества 2. Общие издержки зависят от выпуска как ТС - 10Q, где Q - в тыс.шт. При этом постоянные издержки составляют 25 тыс.руб. Предельная выручка монополиста зависит от объема продаж как MR - 50 - Q. По какой цене монополия продает товар Определите показатель монопольной власти фирмы.

3. Спрос на товар в городе М описывается уравнением Qd = 1000 - Р, где Р - в тыс.

руб. Qd - в тыс.шт. В условиях свободной конкуренции и постоянной отдачи от масштаба производственной функции средние издержки типичной фирмы составляют 200 тыс.руб. Фирма ABC обещает значительно снизить издержки выпуска товара, если ей будет предоставлено монопольное право продажи данного изделия в городе М. При этом выпуск монополиста будет на 25% ниже выпуска на конкурентном рынке. Какую экономию на издержках (на единицу продукции) должна обеспечить фирма ABC, чтобы мэрия города, целью которой является максимальное общественное благосостояние, приняла предложение фирмы 4. Рыночный спрос на колбасу описывается уравнением Pd = 800 - Qd, где Pd - цена (в тыс.руб.), Qd - объем спроса (в тоннах). Колбасу в городе производит только один завод, причем совокупные издержки зависят от выпуска как TC(Q) = Q2. Местные органы власти вводят налог на продажи монополиста в размере 10 тыс.руб на одну тонну. Каким образом это мероприятие отразится на благосостоянии жителей города и прибыли монополиста 5. Антимонопольный комитет страны установил, что фирма, являющаяся монополистом на данном рынке, производит 25 тыс.шт товара в неделю При этом ее цена завышена на 10% по сравнению с ценой, которая сложилась бы на конкурентном рынке, а объем выпуска занижен на 29%. Каковы чистые потери благосостояния от монополии на данном рынке, если предельные издержки составляют 100 тыс.руб. В рамках исследования влияния монопольной власти на эффективность функционирования рынков существуют две основные традиции. Одна из них восходит к концепции «невидимой руки» Адама Смита, где свободное действие совершенной конкуренции рассматривается как эталон, обеспечивающий максимальную полезность для общества при данных производственных возможностях. Преимущество совершенной конкуренции над монопольной властью в микроэкономической теории зафиксировано фундаментальными теоремами о благосостоянии. В теории организации отраслевых рынков именно на этой концепции базируется метод Харбергера [10], а также более поздние работы Команора и Смайли [8], Коулина и Мюллера [9]. Точка зрения о деструктивном влиянии монопольной власти на экономическую эффективность нашла обоснование с позиций исследователей не только аллокативной, но и производственной эффективности (или Х-эффективности) [1].

Однако существует и иная точка зрения на роль монополии. Шумпетер [5] показал, что рассматривая экономику не в статике, а в динамике, следует заключить, что, во-первых, монопольная власть носит почти всегда временный характер, вовторых, приобретение монопольной власти вместе с возможностью получения так называемой «квази-ренты» служит важным и необходимым стимулом предпринимательства. Особенно важна роль монопольной «квази-ренты» для стимулирования инновационной активности. Эта точка зрения нашла подтверждение в анализе зависимости интенсивности расходов на НИОКР от рыночной структуры, проведенном Лоури [12].

Pages: | 1 | 2 | 3 | 4 | Книги по разным темам

10.4. Издержки монопольной власти для общества

На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Монопольная власть, в отличие от него, предполагает, что цена превышает предельные издержки. Поскольку монопольная власть проявляется через более высокие цены и меньшее количество произведенного товара, легко предположить, что она ухудшит поло- жение потребителей и улучшит положение фирмы. Но допустим, что мы ценим благосостояние потребителей точно так же, как и благосостояние производителей. Ухудшает ли монопольная власть положение производителей и потребителей в целом?

Мы можем ответить на это вопрос при помощи сравнения излишков производителя и потребителя, которые возникают, когда товар производится конкурентной отраслью, и излишков, которые образуются, когда монополист производит все предложение на рынке целиком. (Мы предполагаем, что конкурентный рынок и монополист имеют одинаковую кривую издержек.) При наличии двух или более фирм с одинаковой монопольной властью анализ усложняется, но основные выводы остаются такими же. Рисунок 10.9 показывает кривые среднего и предельного дохода и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы получить максимальную прибыль, фирма наращивает производство до уровня, при котором предельный доход равняется предельным издержкам, что соответствует цене Рт и количеству 0^. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам, так что конкурентные цена и количество товара Ри^ находятся на пересечении кривой среднего дохода (спроса) и кривой предельных издержек. Теперь проверим, как изменится излишек, если мы переместимся от конкурентных цены и объема к монопольным цене и объему производства.

При монополии цена выше, а потребители покупают меньше. Из-за более высокой цены те потребители, которые приобретают товар, теряют излишек в разме-

Рис. 10.9. Чистые потери от монопольной власти

Заштрихованные пря- моугольпик и треугольники показывают изменения в излишках производителя и потребителя при движении от конкурентной цены и объема производства, Рс и 0. Рт к монопольным цене и объему Рт и 0|и. Из-за более высокой цены Рс потребители теряют А + В, а производители выигрывают А - С. Чистые потери составляют -(В + С), ре прямоугольника А. Те потребители, которые не покупают товар по цене Рт, но готовы приобретать его по цене Ре, также теряют излишек, а именно, величину, представленную треугольником В. Общая потеря излишка потребителя составляет, следовательно, А + В. Производитель выигрывает прямоугольник А от продажи своего товара по более высокой цене, но теряет треугольник С, дополнительную прибыль, которую он бы заработал, продавая Q.- по цене Р(. Общий выигрыш излишка производителя равняется, таким образом, А-С. Вычитая потерю излишка потребителя из выигрыша в излишке производителя, мы видим чистую потерю излишка, равную В + С. Это чистые потери (deadweight loss) от существования монопольной власти. Даже если бы монопольные прибыли изымались в виде налога и перераспределялись среди потребителей продукции монополиста, это было бы неэффективно, так как объем производства остался бы меньшим, чем в условиях свободной конкуренции. Чистые потери представляют собой издержки подобной неэффективности для общества.

Поиск ренты

На практике издержки монопольной власти для общества могут превысить чистые потери в размере треугольников В и С с рис. 10.10. Причина этого явления кроется в деятельности фирмы по поиску ренты (rent seeking), т. е. в расходовании больших денежных сумм на общественно непроизводительные усилия с целью приобрести, поддержать или использовать свою монопольную власть. Поиск ренты включает в себя лоббирование (и, скорее всего, взносы на ведение кампаний) для обеспечения мер государственного регулирования, которые затруднили бы выход на рынок потенциальных конкурентов. Деятельность по поиску ренты также подразумевает рекламу и юридические усилия для того, чтобы избежать антимонопольного разбирательства. Также с этой целью могут применяться смонтированные, но не используемые избыточные производственные мощности, чтобы убедить потенциальных конкурентов, что они не смогут продавать достаточно продукции, чтобы оправдать свой выход на рынок. Нетрудно догадаться, что существуют экономические стимулы к тому, чтобы фирма приняла на себя связанные с поиском ренты издержки, имеющие прямое отношение к выгодам от монопольной власти (т. е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая сумма переходит от потребителей к фирме (прямоугольник Л), тем больше общественные издержки монополии.29

Вот конкретный пример. В 1996 г. компания Archer Daniels Midland Company (ADM) успешно пролоббировала в администрации Клинтона меры регулирования, направленные на то, чтобы этанол (этиловый спирт), используемый в топливе для транспорта, производился только из пшеницы. (Правительствокак р&з планировало добавлять этанол к бензину, чтобы сократить зависимость страны от импортируемой нефти.) С химической точки зрения безразлично, сделан ли этанол из пшеницы, картофеля, кукурузы или чего-либо еще. Зачем же тогда требовать, чтобы он производился исключительно из пшеницы? Так как ADM имела почти монопольное право на производство этанола из пшеницы, подобные меры регулирования увеличивали ее выигрыш от монопольной власти.

Ценовое регулирование

В связи с издержками для общества антимонопольные законы предохраняют фирмы от накопления чрезмерного количества монопольной власти. Мы расскажем о таких законах подробнее в конце данной главы. Здесь мы рассмотрим другой способ, которым правительство может ограничить монопольную власть, — ценовое регулирование.

В главе 9 мы продемонстрировали, что на конкурентном рынке ценовое регулирование всегда приводит к чистым потерям. Однако это не обязательно так, если на рынке действует фирма-монополист. Напротив, рехулирование цен помогает устранить чистые потери, которые возникают из-за наличия монопольной власти.

Рисунок 10.10 иллюстрирует идею ценового регулирования. Рт и Qm — это цена и количество товара, которые установились в отсутствие ценового регулирования. Теперь предположим, что вводится запрет на повышение цены сверх уровня Pv Так как фирма может не назначать цену выше Р< при объеме производства меньшем, чем Qv ее новая кривая среднего дохода представляет собой горизонтальную линию на уровне Рг Для объемов производства выше Q, новая кривая среднего дохода совпадает с исходной: при таких уровнях выпуска фирма будет требовать за свой товар цену ниже, чем Pv и таким образом регулирование ее не коснется.

Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует ее новой кривой среднего дохода и изображается на рис. 10.10 темно-фиолетовой линией. Для уровней выпуска выше Q< новая кривая предельного дохода идентична исходной кривой. Фирма будет производить количество товара Q. так как это точка, в которой кривая предельного дохода фирмы пересекает ее кривую предельных издержек. Вы можете убедиться, что при цене Р< и количестве Q, чистые потери от монопольной власти сокращаются.

Если снизить цену еще сильнее, количество произведенного товара продолжит увеличиваться, а чистые потери уменьшатся.

При цене Р, при которой кривые среднего дохода и предельных издержек пересекаются, количество произведенного товара увеличится до конкурентного уровня; чистые потери от монопольной власти будут устранены. Дальнейшее снижение цены — скажем, до уровня Р3 — приводит к уменьшению количества товара. Это уменьшение эквивалентно введению потолка цен для конкурентной отрасли. Возникает дефицит Q' - Q3, который прибавляется к чистым потерям от регулирования. Если цена все еще снижается, количество произведенного товара продолжает падать, а дефицит растет. Наконец, если цена опускается ниже уровня Р4 минимальных средних издержек, фирма теряет деньги и выходит из бизнеса.

Естественная монополия

Ценовое регулирование часто используется для естественных монополий, таких как местные компании коммунальных услуг. Естественная монополия (natural monopoly) — это фирма, которая может производить весь объем производства на

Оставшись на рынке в одиночестве, монополист производит объем и устанавливает цену Ря. Когда государство устанавливает ценовой потолок на уровне Р. предельный и средний доходы фирмы остаются постоянными и равными Рх при уровне выпуска вплоть до (2. Для больших объемов производства кривые среднего и предельного дохода совпадают с исходными. Новая кривая предельного дохода представлена тсмио-фнолетовой линией, которая пересекается с кривой предельных издержек в точке 0. В точке, где цепа снижается до Р. предельные издержки пересекаются с кривой среднего дохода, а выпуск возрастает до своего максимума (. Это тот объем выпуска, который производился бы конкурентной отраслью. Дальнейшее снижение цены до снижает выпуск до величины (23 и создает дефицит, (23' - 23.

Рис. 10.10. Регулирование цен

рынке с издержками ниже, чем в случае, если бы на рынке действовали несколько фирм. Если фирма является естественной монополией, более эффективно позволить ей обслуживать весь рынок целиком вместо нескольких конкурирующих фирм.

Естественная монополия обычно возникает, когда имеет место значительная экономия от масштаба, как показано на рис. 10.11. Если бы фирма, представленная на этом рисунке, разделилась на две конкурирующие фирмы, каждая из которых обслуживала бы половину рынка, средние издержки для каждой из них были бы выше, чем издержки первоначальной монополии.

Заметим, что поскольку средние издержки уменьшаются на всем протяжении графика, то предельные издержки всегда ниже средних. Если бы деятельность фирмы не ограничивалась регулированием, она производила бы объем (>т и про-

Фирма является естественной монополией, потому что обладает экономией от масштаба производства (уменьшающей средние и предельные издержки) при любом объеме производства. Если удерживать цепу на уровне Рс, фирма понесет убыток и выйдет из бизнеса. Установление цены на уровне Рг приведет к максимально возможному объему производства, при котором фирма остается в бизнесе, а избыточная прибыль будет равна нулю.

Рис. 10.11. Регулирование цены при естественной монополии

давала бы весь этот товар но цене Рт. В идеале регулирующий орган хотел бы подтолкнуть цену фирмы вниз до конкурентного уровня Рс. Однако при таком уровне цена не покрывала бы средних издержек и фирма вышла бы из бизнеса. Следовательно, наилучший выход — установить цену на уровне Р)Л где средние издержки и средний доход равняются друг другу. В этом случае фирма не получает монопольной прибыли, а объем как раз такой, чтобы не допустить выхода фирмы из бизнеса.

Регулирование на практике

Вспомните, что конкурентная цена (Рг на рис. 10.10) находится в точке, в которой кривые предельных издержек фирмы и ее среднего дохода (спроса) пересекаются друг с другом. То же справедливо и для естественной монополии: минимально возможная цена (Рг на рис. 10.11) находится в точке, в которой совпадают средние издержки и спрос. К сожалению, на практике зачастую трудно определить эти цены с необходимой точностью, поскольку кривые спроса и издержек фирмы мо- гут сдвигаться при изменении рыночных условий.

Регулирование нормы прибыли. Вследствие этого регулирование монополии обычно основывается на норме прибыли, которую она получает на свой капитал.

Регулирующий орган определяет допустимую цену так, чтобы норма прибыли являлась в некотором смысле «конкурентной» или «справедливой». Эта практика называется регулированием нормы прибыли (rate-of-return regulation): максимально допустимая цена основывается на норме прибыли (предполагаемой), которую фирма будет получать.30

К сожалению, при регулировании нормы прибыли возникают сложные проблемы. Во-первых, трудно оценить ключевой элемент в определении нормы прибыли фирмы — основной капитал. Во-вторых, хотя «справедливая» норма прибыли должна основываться на действительной стоимости капитала фирмы, эта стоимость, в свою очередь, зависит от поведения регулирующего органа (и от предположений инвесторов относительно того, какими окажутся будущие нормы прибыли).

Трудность в согласовании набора цифр, используемых для расчетов нормы прибыли, часто приводит к замедленной реакции регулирующих органов на изменение издержек и других рыночных условий (без учета долгих и дорогостоящих слушаний по вопросам регулирования). Основными получателями экономических выгод обычно являются юристы, бухгалтеры и иногда экономические консультанты. Чистый результат представляет собой лаг регулирования (regulation lag)'\ отсрочки в год или больше, нередкие при изменении ценового регулирования.

По иронии судьбы в 1950-х и 1960-х гг. лаг регулирования работал в пользу фирм, деятельность которых подпадала под регулирование. На протяжении этих десятилетий издержки в основном падали (как правило, в результате экономии от масштабов производства, достигаемой за счет роста фирм). Таким образом, регулирующие органы позволяли этим фирмам, по крайней мере, на время, получать реальные нормы прибыли больше, чем те, которые считались «справедливыми» в конце процедур регулирования. Однако начиная с 1970-х гг. ситуация изменилась, и отсрочка регулирования начала вредить подпадающим под регулирование фирмам. Например, когда цены на нефть резко возросли, электроэнергетическим компаниям .потребовалось поднять цены. Лаг регулирования заставил многих из них получать нормы прибыли заметно меньшие, чем «справедливые» тарифы, которые они зарабатывали ранее.

К 1990-м гг. регулирование экономики в Соединенных Штатах существенно изменилось. Индустрия телекоммуникаций была частично освобождена от регулирования, как и электроэнергетические компании во многих штатах. Так как экономия от масштаба почти прекратилась, аргументы в пользу того, чтобы эти фирмы были естественными монополиями, исчезли. Вдобавок технологические изменения сделали выход на рынок для новых фирм более легким.

Контрольная работа по дисциплине: «Экономика отраслевых рынков»

Уважаемый студент!

Не все задания данной контрольной работы являются выполненными, но любую из них Вы можете заказать у нас и получить качественное решение за кратчайший срок.

Чтобы узнать стоимость Ваших задач, просто напишите нам через форму обратной связи. либо свяжитесь по почте: yastudenD@mail.ru. мы с Вами свяжемся в самое ближайшее время.

Варианты контрольных работ

  1. Какие показатели могут быть использованы для определения концентрации продавцов на рынке? Охарактеризуйте достоинства и недостатки данных показателей.
  2. Чем различаются потери общественного благосостояния на рынке монополии в краткосрочном и долгосрочном периоде?
  3. Какие критерии используются для определения доминирующей фирмы?
  4. Опишите влияние ценовой дискриминации на общественное благосостояние.
  5. Каким образом внешнеторговая протекционистская  политика влияет на развитие структуры внутреннего рынка?
  1. Охарактеризуйте признаки естественной монополии. Перечислите основные причины возникновения естественной монополии.
  2. Какие способы проведения ценовой дискриминации вам известны? Каковы мотивы ее применения?
  3. Назовите причины и последствия вертикальной интеграции предприятий.
  4. Опишите источники монопсонической власти. Какую ценовую стратегию изберет монопсония?
  5. Предположим, что в «линейном городе» Хотеллинга фирмы выбирают местоположение. Повлияет ли на выбор местоположения фирм величина максимальной готовности покупателей платить за товар? Величина транспортных товаров? Государственное ценообразование?
  1. Охарактеризуйте связь между концентрацией, монопольной властью, нестратегическими барьерами входа в отрасль и поведением фирм, используя индекс Лернера.
  2. Какие проблемы возникают при оценке потерь общественного благосостояния на рынке чистой монополии и почему?
  3. Возможно ли развитие конкуренции на рынке естественной монополии?
  4. Какие виды ценовой дискриминации различают в экономической теории? В чем состоят различия и сходные черты каждого вида ценовой дискриминации?
  5. Перечислите основные методы антимонопольной политики.
  1. Охарактеризуйте особенности рынка олигополии. Покажите, как нестратегические детерминанты рыночной структуры влияют на поведение продавцов.
  2. Опишите влияние налогов и субсидий на эффективность конкурентного рынка.
  3. Опишите ситуацию установления двусторонней монополии. Как наличие двусторонней монополии отразится на рыночном равновесии.
  4. Перечислите известные Вам показатели, измеряющие степень монопольной власти. Охарактеризуйте достоинства и недостатки данных показателей.
  5. Опишите некорпоративные целевые стратегии фирм – олигополистов.
  1. Охарактеризуйте нестратегические факторы рыночной мобильности и их влияние на уровень монопольной власти.
  2. Можно ли монопольную прибыль отнести к потере общественного благосостояния?
  3. Каковы условия применения ценовой дискриминации? Следует ли использовать ценовую дискриминацию, если предотвратить перепродажу товара невозможно?
  4. Каким образом поведение фирм может служить информационным источником о рынке и их конкурентах?
  5. 5.  Охарактеризуйте характер и формы трансакционных издержек, побуждающих фирмы не использовать вертикальную интеграцию.
  1. На каком рынке возможно достижение полной экономической эффективности? Почему?
  2. Что такое «мертвый груз» монополии? Как его можно измерить?
  3. Какой вид олигополии описывается в модели Штакельберга? Дайте характеристику модели.
  4. Каким образом можно измерить (оценить) уровень дифференциации продукта на рынке?
  5. 5.  Какие неценовые факторы рынка использует доминирующая фирма. Для максимизации прибыли?
  1. Охарактеризуйте стратегические факторы ограничения рыночной мобильности и их влияния на уровень монопольной власти.
  2. В каких случаях потери от монопольной власти могут быть минимальны, равны нулю, максимальны?
  3. Какими принципами руководствуется государство, устанавливая цены на продукцию естественных монополий?
  4. В чем состоит особенность ценообразования на рынке взаимодополняющих товаров? Какие методы ценовой дискриминации могут использоваться фирмами в данном случае?
  5. Охарактеризуйте практику проведения антимонопольной политики в России.
  1. Опишите ценовую стратегию фирмы на рынке совершенной конкуренции.
  2. В чем заключается проблема неустойчивости картеля? Какие пути решения проблемы Вам известны?
  3. Каким образом доминирующая фирма использует ценообразование, ограничивающее вход на рынок, для максимизации своей прибыли.
  4. Опишите модель олигополии Курно. В чем ее отличие от модели Чемберлина?
  5. Что такое франчайзинг?  Почему франчайзинг можно рассматривать как разновидность вертикального контроля?

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu