duminică, 6 martie 2016

самые известные скульпторы, архитекторы и живописцы эпохи возрождения

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения

Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие Возрождения – дал миру Джотто да Бон-доне (1266/76-1337) – основоположника европейской живописи, родоначальника реализма.

Раннее Возрождение (конец XIV–XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников:

1) Мазаччо (1401–1426);

2) Донателло (1386–1466);

3) Сандро Боттичелли (1445–1510).

Высокое Возрождение освещает творчество двух великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти Величайшим художником эпохи Возрождения был Тициан Вечеллио (1476/77-1576).

В художественной культуре Возрождения одно из ведущих мест занимает архитектура. Характерными особенностями архитектуры в этот период становятся:

1) увеличение масштабов гражданского, светского строительства;

2) изменение характера монументальной, культовой архитектуры – устремленность в ширину.

В мировую историю архитектуры новая эпоха вписала великие имена:

1) Ф. Брунеллески;

2) Л. Альберти;

3) Д. Браманте;

4) Микеланджело Буонарроти;

5) Ф. Делорма и др.

В развитии архитектуры важное место принадлежит строительству дворцовой архитектуры – палаццо.

Во Франции Ренессанс в архитектуре можно разделить на два этапа:

1) первый – ранний период (1500–1540), замки короля и французской знати: Шамбор, Блуа, Шатоб-риан и др.).

2) второй – зрелый (1540–1570). Самым значительным сооружением этого периода является королевский дворец Лувр, созданный архитектором П. Леско (1515–1578).

Активно развивалась скульптура. Выдающимися мастерами в этой области стали Донателло и Мике-ланджело Буонарроти.

Крупнейшими живописцами Северного Возрождения этой эпохи были:

1) Ян ван Эйк;

2) Иероним Босх;

3) Питер Брейгель-старший.

Наиболее яркими представителями изобразительного искусства Германии были:

1) Альбрехт Дюрер;

2) Лукас Кранах-старший;

3) Ханс Гольбейн-младший.

Самым крупным французским живописцем XV в. был Жан Фуке (ок. 1420–1477/1481). А наиболее яркой и своеобразной фигурой испанского Возрождения считается Эль Греко (1541–1616).

В конце эпохи Возрождения в изобразительном искусстве возникает новое направление – маньеризм (манера, стиль), отличающийся напряженностью образов, изощренной формой, усложненными решениями. Маньеризм распространяется во всех видах искусства и становится предвестником нового стиля – барокко.

Писатели и художники эпохи Возрождения.

«Возвращение блудного сына»

Эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер – знаменитые художники и скульпторы Донателло (1386-1466), Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520).

Но гуманистическая культура Возрождения была исключительно элитарной. Она оказалась доступной только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых продолжало оставаться в плену средневекового миросознания. Семена, посеянные гуманистической культурой Возрождения, дали всходы позже, уже в Новое время. В тоже время изменения в образе жизни, вызванные переходом от феодальных к товарно-денежным отношениям, затронули все европейское общество. Обретение человеком внутренней свободы привело к разрушению строгой аскетической морали средневековья. Результатом стало всеобщее падение нравов, затронувшее не только мирян, но и духовенство.

В начале XVI в. в Германии началось движение Реформации.

Лидером движения Реформации выступил Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 г. в г. Виттенберге, этот, тогда еще никому неизвестный монах и доктор теологии, прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений католической церкви и, прежде всего, продажи индульгенций – это событие считается формальным началом Реформации. Фактически Лютер предлагал вернуться к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человеку не нужна церковь как институт, она является лишним звеном между верующим и Христом. Он должен внутри себя искупить грех покаянием, для этого не нужны священнослужители. Лютер отверг внешний католический культ: почитание святых, иконы, алтари, крестное знамение, коленопреклонение, рассматривая их как разновидность некоей церковной магии. По его мнению, в противоположность «подлинной набожности» католическая церковь заботится не о том, чтобы человек проникся волей Бога, а стремится самого Бога подчинить воле людей. Папа отлучил Лютера от церкви, но многие феодалы, стремясь получить церковные земли, активно поддержали его идеи. После религиозной войны лютеранство было принято многими германскими городами, чему способствовал перевод Лютером Библии на немецкий язык. Таким образом, в Германии из католической церкви выделилась особая протестантская церковь в форме лютеранства. Движение Реформации, охватившее страны Европы, подтолкнуло развитие культуры эпохи Возрождения. Напуганный победами протестантов, Ватикан развернул движение контрреформации. Специально созданный орден иезуитов тайными методами и любыми средствами боролся против свободомыслия по всей Европе. В Италии, Испании и Франции запылали костры святой инквизиции. В этих странах католической церкви удалось сохранить свое господство.

гуманизм и Реформация – это две формы культуры (светская и религиозная) поднимающегося раннебуржуазного общества, противостоящие культуре утрачивающего историческое оправдание средневекового феодального общества.

Самые известные полотна художников эпохи возрождения?

Barnett Высший разум (262675) 5 лет назад

Если начать знакомиться с живописью эпохи Возрождения, то можно сделать интересный вывод. Сюжеты картин основывались в основном на событиях, описанных в Библии. Чаще живописцами того времени изображались истории из Нового Завета. Самое популярный образ – это Богородица с младенцем – маленьким Иисусом Христом. Художники эпохи Возрождения

Персонаж был до такой степени живой, что люди даже поклонялись этим изображениям, хотя народ и понимал, что это не иконы, однако им молились и просили помощи и защиты. Кроме Мадонны, живописцы эпохи Возрождения очень любили воссоздавать образы Иисуса Христа, апостолов, Иоанна Крестителя, а также евангельские эпизоды. Например,

Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов».

Искусство Раннего Возрождения

Общая характеристика

Искусство Раннего Возрождения. Фра Филиппо Липпи. Поклонение Младенцу.

Раннее Возрождение (XIV-Xv вв.) в искусстве Италии связано прежде всего с Флоренцией, где Медичи покровительствовали гуманистам и всем искусствам. В начале XV в. флорентинская школа — авангард гуманистического искусства Возрождения. Здесь в 1439 г. учреждается Платоновская академия, основываются Лауренцианская библиотека, художественные коллекции Медичи; работают писатели, поэты, гуманисты, ученые.

Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека. Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии. В XV веке итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая назрела в искусстве треченто.

В этот период сознательно и целенаправлено изучаются античное искусство, античная философия и литература. Однако влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции Средневековья, на христианское искусство. Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер культуре Возрождения.

Кватроченто (или Раннее Возрождение) стало временем экспериментальных поисков. Если в эпоху Проторенессанса художник работал, основываясь на интуиции, то время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира. В XV в. появился целый ряд научных трактатов об искусстве. Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Им была разработана теория линейной перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине.

Мечты гуманистов об «идеальном городе» легли в основу новых принципов градостроительства и архитектуры. Была творчески переосмыслена античная ордерная система, преобразованы достижения готики. В зданиях этого периода на первый план выступает ощущение гармонии. Художники, систематически изучая натуру и античные образцы, обращаются к героическим образам античности, по-новому пишут религиозные сюжеты.

Художники Раннего  Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам. Искусство  Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реапистически портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

Архитектура Раннего Возрождения

Архитектура Раннего Возрождения.

Леон Баттиста Альберти. Капелла Сант Андреа в Мантуе.

Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Величайшим инженерным достижением Брунеллески стало возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Благодаря своему математическому и техническому гению Брунеллески удалось решить сложнейшую для своего времени задачу. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал предшественником многочисленных купольных храмов в Италии и других странах Европы.

Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему и положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, гармоничная соразмерность, легкость и изящество его построек, сохраняющих связь с традициями готики, творческая свобода и научная обоснованность его замыслов определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.

Одним из главных достижений итальянской архитектуры XV в. стало создание нового типа городских дворцов, послужившего образцом для общественных зданий более позднего времени. Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. palatium; отсюда произошло и русское слово «палаты»). Особенностями палаццо XV в. являются четкое разделение замкнутого объема здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста, т.е. камня с грубо околотой или выпуклой лицевой поверхностью, для облицовки фасада, а также сильно вынесенный декоративный карниз. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Блестящий стилист, Альберти оставил многочисленные труды на латинском и итальянском языках. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Ви нчи. В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36).

Но главным призванием Альберти была архитектура. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментаторским решениям, новаторски используя античное художественное наследие. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи ). В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.

На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. На протяжении столетий интересы Венеции, процветающей торговой республики, были связаны преимущественно с Византией и другими странами Востока. Турецкие завоевания лишили венецианцев традиционных рынков, включив их в орбиту собственно итальянских интересов. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка’ д’Оро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт. Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов, и Марко Кодуччо (ок. 1440 — 1504). Фасад дворца, так же как и фасад флорентийских палаццо, расчленен на три этажа, но в его центре выделена ажурная лоджия; подчеркнута также особая легкость, живописность, праздничность его архитектуры. Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Нередко нарушая классические правила, они создавали декоративные и несколько фантастические фасады, облицованные цветным мрамором. Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. Новым типом венецианского общественного сооружения стала Скуола ди Сан-Марко (scuola в переводе с итал. — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей.

Скульптура Раннего Возрождения

Скульптура Раннего Возрождения.

Донателло. Статуя Давида.

В XV в. итальянская скульптура, приобретшая самостоятельное, независимое от архитектуры значение, переживает расцвет. В практику художественной жизни начинают входить заказы богатых ремесленных и купеческих кругов на украшение общественных зданий; проводятся художественные конкурсы. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. В этом конкурсе участвовал Филиппо Брунеллески. ставший впоследствии знаменитым архитектором. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, блестящий рисовальщик, Гиберти посвятил свою жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Главным принципом своего искусства Гиберти считал равновесие и гармонию всех элементов изображения. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. Декорация дверей включает десять квадратных композиций из позолоченной бронзы, своей необыкновенной выразительностью напоминающих живописные картины. Художнику удалось передать глубину пространства, насыщенного картинами природы, фигурками людей, архитектурными сооружениями. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая».

Мастерская Гиберти стала школой для целого поколения художников, в частности, там работал знаменитый Донателло, великий реформатор итальянской скульптуры. Творчество Донателло (ок. 1386—1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в. представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения. В нём воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья. а позднее — Микеланджело и Рафаэлем.

Одним из крупнейших скульпторов первой половины XV в. был Якопо делла Кверча (1374—1438), старший современник Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развивалось искусство Ренессанса. Выполненные Кверча монументальные рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье («Сотворение Адама ») оказали значительное влияние на искусство Микеланджело.

Живопись Раннего Возрождения

Живопись Раннего Возрождения.

Мазаччо. Изгнание из рая.

Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма…» Продолжая искания Джотто. Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Во фреске «Троица » (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Во фреске «Изгнание из рая » художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело .

Развитие живописи Раннего Возрождения происходило неоднозначно: художники шли собственными, подчас разными путями. Светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в произведениях Фра Филиппо Липпи (1406—69), монаха ордена кармелитов. Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу », созданная для капеллы в палаццо Медичи — Риккарди. Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе.

В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Самое замечательное творение Пьеро делла Франческа — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо, в основу которых положена легенда о Животворящем древе креста. Расположенные в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное дерево и до конца, когда византийский император Ираклий торжественно возвращает христианскую реликвию в Иерусалим. Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в целом.

Во второй половине XV столетия в Северной Италии в городах Вероне, Ферраре, Венеции работали многие талантливые мастера. Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Живописная манера художника отличается чеканностью форм и рисунка, строгостью и правдивостью обобщенных образов. Благодаря пространственной глубине и скульптурности фигур Мантенья достигает впечатления застывшей на мгновенье реальной сцены — настолько объемно и естественно выглядят его персонажи. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный ренессансный интерьер, место для торжественных приемов и праздников. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись.

Живопись Раннего Возрождения.

Сандро Ботичелли.

Рождение Венеры.

Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т.е. обобщения изображений с помощью условных приемов — упрощения цвета, формы и объема) пользовалось большим успехом в кругу образованных флорентийцев. В основе искусства Боттичелли в отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры », «Весна »). Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu