sâmbătă, 27 februarie 2016

конституционная монархия - форма правления в каких странах

Форма правления монархия конституционная

В конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена - как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Как форма правления. конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер.

Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).

Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах.

В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.

Оценка предприятий

Теория организации

Оценочная деятельность

Теории мотивации

Дерево целей

Назад | | Вверх

Форма правления – элемент формы государства, характеризующий его с точки зрения порядка формирования высших органов исполнительной и законодательной власти и взаимоотношений между ними.

Различают две ᴏϲновные формы правления – монархию и республику – и их разновидности.

Монархия (единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой пост главы государства замещается в порядке престолонаследия, как правило, членами правящей династии.

Монархия подразделяется на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную). Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия (от лат. «полный», «неограниченный», «самостоятельный», «достигший совершенства») – форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках монарха, который является единственным персонально ответственным представителем государства.

В настоящее время сохранилась на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Океании.

Дуалистическая монархия – форма правления, для которой характерны наличие двух главных центров власти (отсюда и название): монарха и парламента (но парламент еще слабый) и, соответственно, в определенной степени разделение властей (была распространена в Европе в XIX в. в настоящее время в классическом виде не существует).

Парламентарная монархия – это форма правления с полным разделением властей при верховенстве парламента (Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды и др.).

Республика (общее дело) – форма правления, при которой замещение поста главы государства осуществляется, как правило, путем выборов из числа граждан, обладающих пассивным избирательным правом и достигших требуемого (для занятия данного поста) возраста.

Республики делятся на: президентские, парламентарные и смешанные, а также республики советского типа и другие, имеющие отличную от указанных организацию власти (например, Ливийская джамахирия).

Президентские республики характеризуются полным разделением властей (США).

Парламентарные республики – президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента, по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрасигнатуры – скрепление актов главы государства подписью главы правительства и (или) соответствующего министра, которые и несут ответственность за решение, оформленное этим актом), правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (Италия, ФРГ).

Смешанные (полупрезидентские) республики сочетают в себе черты президентской и парламентарной республик (Франция).

Республики советского типа – все органы государства действуют на ᴏϲнове решений компартии, под ее руководством и контролем.

Смена форм правления – переход от одной формы правления к другой – процесс, отражающий происходящие в обществе изменения предпочтений.

XVIII в. был веком монархий, XIX в. – веком массового перехода от монархии к республиканской форме правления, XX в. – веком преобладания республик. || Материал опубликваон бесплатно на referatwork.ru!

9. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Нетипичные формы правления

Читайте также:

Причины появления нетипичных форм правления. Рассмотренные выше монархические и республиканские формы правления в науке принято называть типичными. Однако кроме типичных существуют также нетипичные формы правления. Их нередко называют смешанными, или гибридными, формами правления, однако ставить знак равенства между нетипичными и смешанными (гибридными) формами правления не следует, поскольку не все нетипичные формы правления можно рассматривать как смешанные.

Появление нетипичных форм правления вызвано разными причинами. Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во-вторых, создание нетипичных форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти. В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идей и институтов, с распространением во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. В-четвертых, появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества. В-пятых, это могут и другие причины.

Основные разновидности нетипичных форм правления. Как представляется, к основным нетипичным формам правления могут быть отнесены: полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, теократические монархии и теократические республики, так называемые «республиканские монархии» и «монархические республики», полупрезидентские (полупарламентарные) республики.

Полуабсолютные монархии – это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархии. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т. е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, по мнению проф. В. Е. Чиркина, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию[10]. Вместе с тем полуабсолютные монархии – это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути остаются абсолютными монархиями.

Полудуалистические (полупарламентарные) монархии – это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В. Е. Чиркина, последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании[11]. Современные полудуалистические, полупарламентарные монархии таковыми могут считаться тоже лишь по формальным соображениям, т. е. исходя из действующих в них конституций. Фактически же в основе своей они остаются дуалистическими монархиями.

Теократические монархии и теократические республики. В теократических монархиях глава государства – монарх одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Например, Римский Папа – глава римской католической церкви является главой государства Ватикан, а король Саудовской Аравии является главой ваххабизма – одного из направлений ислама. Теократическая форма правления, где реальная власть принадлежит духовенству, сложилась также и в некоторых республиках. Так, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента страны пост духовного руководителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают на нее решающее влияние.

«Республиканские монархии» –это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правления (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). Например, в современной Малайзии существует «выборная монархия». Глава государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Малайзия – федеративное государство, в котором 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу государства. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список.

«Выборной монархией» является также государство Лесото, где король избирается общим собранием племенных вождей.

Некоторые государствоведы к «выборным монархиям» относят также государство Ватикан, ввиду того, что глава государства Верховный Понтифик, Владыка Государства Города Ватикана избирается коллегией кардиналов в соответствии с предписаниями канонического права[12].

Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия». которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь полномочия главы государства фактически принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации, хотя председатель этого Совета, которым, как правило, избирается эмир крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимает в Совете определяющие позиции и обладает значительными властными полномочиями.

«Монархические республики» – это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В этих республиках президент является пожизненным главой государства. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. В настоящее время пожизненный президент сохраняется, например, в КНДР, пост которого согласно действующей конституции передается по наследству.

Близко к «монархическим республикам» стоят суперпрезидентскиереспублики. Суперпрезидентские республики, существовавшие во многих странах Латинской Америке и существующие в настоящее время в некоторых странах тропической Африки, характеризуются тем, что возникают обычно вследствие военного переворота. При этом президент наделяется весьма обширными полномочиями, которые получает нелегитимным путем либо как предводитель переворота, либо как глава хунты, и которые использует для осуществления массовых репрессий в отношении оппозиции.

Полупрезидентские(полупарламентарные) республики – это республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик. Причем если какие-то черты парламентарной республики приобретает президентская республика, ее относят к полупрезидентской, если же черты президентской республики приобретает парламентарная республика, ее относят к полупарламентарной. Часто и ту, и другую условно именуют полупрезиденсткой республикой. Для полупрезидентской республики характерно то, что президент избирается непосредственно населением и наделяется обширными полномочиями (является главой государства, обладает основными полномочиями в сфере исполнительной власти, является верховным главнокомандующим). Вместе с тем правительство, которое назначается президентом и работает под его общим руководством, нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. В настоящее время к полупрезидентским республикам относят форму правления в Австрии, России, Франции и ряде других стран.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под монархической формой правления, и каковы ее признаки?

2. Как классифицируются монархии?

3. Что понимается под республиканской формой правления, и каковы ее признаки?

4. Как классифицируются республики?

5. Что представляют собой нетипичные формы правления, и каковы причины их возникновения?

Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. учебник / А. С. Автономов. – М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.

Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран. учебник / Г. Н. Андреева. – М. Изд-во Эксмо, 2005. – 656 с. – (Российское юридическое образование).

Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах / Й. Благож. – М. Юрид. лит. 1985.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. – 4-е изд. обновл. и дораб. – М. Норма, 2007. – 896 с.

Конституционное право зарубежных стран. учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. – 2-е изд. перераб. – М. Норма, 2009. – 1056 с.

Сумбатян Ю. Г. Монархия – традиционная форма государственности // Вестн. МГУ. – Сер. 12. – 2001. – № 1. – С. 120–126.

Тихомиров Л. А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров. – М. Облиздат, 1998. – 672 с.

Чиркин В. Е. Государствоведение. учебник / В. Е. Чиркин. – 2-е изд. испр. и доп. – М. Юристъ, 2000. – 384 с.

Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 1. – С.109–115.

Форма государственного правления

Читайте также:

В различных странах государственные фирмы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаются во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем формы всех государств, особенно современных, имеют общие признаки.

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимосвязь этих органов друг с другом, степень участия населения в формировании этих органов.

В соответствии с этим все государства подразделяются на 2 вида:

1) монархия;

2) республика.

Монархия – это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

Признаки монархии (классические):

1) монарх олицетворяет собой государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства;

2) монарх осуществляет единоличное правление;

3) власть монарха является священной;

4) монарх формально независим в своих действиях (юридически безответственный монарх);

5) существует особый порядок избрания и принятия власти монархом;

6) бессрочное пожизненное правление монарха.

Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии.

Но это не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными, национальными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.

Виды монархий:

1) абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена и отсутствует конституционное правление (Российская империя времен Петра I, французская монархия Людовика XV, Современный Ватикан, Саудовская Аравия).

Это форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Виды конституционной монархии:

а) парламентарная

· Бельгия,

- правительство формируется из определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует. Она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство, согласно Конституции, несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.

б) дуалистическая (изживает себя). Государственная власть носит двойственный характер. Полномочия монарха ограничены в области законодательной деятельности, но широки в области исполнительной деятельности (формировании правительства). Правительство ответственно перед монархом.

- двухпалатная структура парламента. Нижняя палата формируется выборным путем, верхняя – назначается монархом;

- правительство подчинено монарху, который назначает и отстраняет от должности членов правительства;

- право вето монарха на принимаемые парламентом законы.

Республика – это форма государственного правления, при котором верховная государственная власть осуществляется выборными органами (парламентом, президентом), избранными населением на определенный срок.

Признаки республики (общие):

1) существование единоличного и коллегиального главы государства;

2) выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

4) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6) преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республик:

1) парламентская

2) президентская

3) смешанная

Парламентская республика – форма правления, при котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Признаки парламентской республики:

1) верховенство власти парламента;

2) правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах;

3) члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность;

4) правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев;

5) парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.

· Германия

Президентская республика – это форма правления, при которой высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики:

1) Президент назначает правительство, которое несет перед ним полную ответственность;

2) Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства;

3) Президент избирается не парламентом, а всенародным голосованием или коллегиями выборщиков;

4) Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом;

В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. сочетающая черты парламентской и президентской республики.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu