sâmbătă, 20 februarie 2016

первые научные системы где и как возникли

Этапы научной революции 17 века. Наука как фактор социального развития.

Наука как фактор социального прогресса и экономического роста

В настоящее время уже является общепризнанным тот факт, что наука стала основной производительной силой, а ее влияние на социальный прогресс и экономический рост непрерывно возрастает. Благодаря получению и освоению новых знаний, человечество неуклонно повышает свой интеллектуальный потенциал, что в свою очередь, позволяет в последующем активизировать процессы познания законов развития биосферы. Кроме того, поступательное и ускоренное развитие науки способствует совершенствованию всех производительных сил, приводящее к росту масштабов производства и потребления продукции (работ, услуг), увеличению уровня жизни и благосостояния населения. В монографии исследовано влияние науки на динамику социально-экономического развития. Проанализировано состояние научно-технического потенциала современной России, указаны причины развала его значительной части. Изложены методы количественной и качественной оценки результатов научной (научно-технической) деятельности. Предложена методология оценки соответствия научно-технического потенциала разработчика составу, сложности и масштабности решаемых проблем. Исследованы проблемы влияния науки и образования на интеллектуальный потенциал общества. Разработана методика прогнозирования влияния науки и инноваций на экономический рост. Даны рекомендации по совершенствованию механизма управления наукой. Доказана необходимость усиления государственного регулирования и поддержки науки и инноваций в условиях экономического кризиса. Рекомендуется всем, кто изучает место и роль науки в жизни человека, природы и общества.

14. И.Кант и его «коперниканский переворот» в философии.

Учение Канта о предпосылке и особенности научного знания

Согласно Канту, научные знания строятся на предпосылках, априорных представлениях человека. К таким априорным представлениям (предпосылкам) относятся понятие пространства и понятие времени. Так, геометрия строится на априорном понятии пространства, а арифметика - на понятии времени.

Человек приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами.

Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба этих источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. В философии Канта трансцендентальный (лат. перешагивающий, выходящий за пределы) - априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Следует различать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный к миру явлений и недоступный теоретическому миру познаний.

Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывает ощущения. Это, конечно, материализм.

Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи в себе принципиально непознаваемы.

Учение о знании.

Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжение)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с ним, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы.

Есть 2 класса синтетических суждений.

1. связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные

2. эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные суждения. ( все, что случается имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение.

Вопрос о априорных синтетических суждениях он ставит в след форме:

1. как возможны такие суждения в математике

2. как возможны они в теоретическом естествознании

3. возможны ли они в метафизике. Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.

Учение Канта о чувственности и возможности математики

Чувственное познание.

Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждениях математический синтез субъекта с предикатом (свойство субъекта) основывается на чувственном созерцании либо пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.

Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт, в котором мы имеем дело с чувственными предметами, ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, некоторое "добавление", имеющее нечувственный характер, принцип которого Кант определяет как суждение (Verstand) и чистое созерцание (временное и пространственное созерцание). Конкретный опыт предполагает, по Канту, определенную априорную (предшествующую) основу опыта, или "возможный опыт"

Таким образом, у Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 306 | Нарушение авторских прав

Когда и где возникла наука?

- Наука возникла в Древней Греции в VI до н. э.

Остальные ответы

Примадонна Натали™ Высший разум (105050) 7 лет назад

Когда и почему возникла наука?

Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.). когда появляется опытное естествознание.

Фундаментальная модель принятия решения была предложена Вильямом Ньюсамом (William Newsome) с коллегами в исследованиях обезьян. Ученые изучали процесс принятия обезьяной решения перевести взгляд в определенном направлении. Они обнаружили, что активность нейронов в нижних отделах теменной коры отражает процесс приятия решения, более того, в случае спонтанных решений именно активность этих нейронов предсказывает выбор животного. В дальнейших исследованиях, проведенных Полем Глимчером (Paul Glimcher), было показано, что вышеупомянутые нейроны кодируют также вероятность и величину вознаграждения, полученного обезьяной за выполненное действие (вероятность и количество полученного сока) .

Анализ соответствия знаний древневосточных цивилизаций второму критерию научности позволяет говорить о том, что им не были свойственны ни фундаментальность, ни теоретичность. Все знания имели сугубо прикладной характер. Та же астрология возникла не из чистого интереса к строению мира и движению небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек, составлять гороскопы. Ведь небесные светила, по представлению вавилонских жрецов, являлись ликами богов, наблюдавшими за всем происходящим на земле и существенно влияющими на все события человеческой жизни. Это же можно сказать о других научных знаниях не только в Вавилоне, но и в Египте, Индии, Китае.

************************************

Естествознание — это огромная область науки, которая занимается изучением естественных наук.

Оно появилось очень давно, более трёх тысяч лет назад. Естественно тогда естествознание было одной неразделимой наукой, и не было никакого членения на математику, биологию, географию и др. В то время, научной деятельностью занимались исключительно философы. А вместе с тем, как развивалась торговля и мореплавание, начала развиваться география, а вместе с развитием техники — физика и химия. Однако в то время многое препятствовало формированию науки в широком смысле этого слова.

А всё потому, что в средневековье доминировали религиозные убеждения, которые предполагали истолкование происхождения и поведения человека, а также общественных процессов и природных явлений через вмешательство сверхъестественных сил. Человек в то время не мог самостоятельно противостоять природе, а также управлять стихийными социальными процессами – и это зародило стремление объяснить всё самым простым способом – приписать всё высшим силам.

Тема 3. Возникновение науки

1. Предпосылки возникновения науки .

Можно, конечно, объяснять возникновение науки появлением пришельцев из Космоса и утверждать, что уже древние египтяне владели такими знаниями, до которых нынешняя цивилизация ещё не доросла. Однако при всей своей привлекательности это захватывающее воображение объяснение страдает существенными недостатками. Во-первых, одну непонятную вещь оно объясняет посредством другой ещё более непонятной вещи, ведь о науке и о человеческой истории мы знаем всё-таки неизмеримо больше, чем о пришельцах. Невозможно сделать вопрос более ясным. отсылая в туманную даль Космоса. Во-вторых, оно наивно и имеет сказочный, эмоционально-фантастический характер, продолжая древнейшие традиции мифологического мышления. В третьих, что гораздо важнее, оно не отвечает на вопрос о возникновении науки, а просто отодвигает его дальше: мы должны тогда спросить, откуда взялась наука у инопланетян. Наконец, подобное мнимое «объяснение» по существу совершенно неинтересно, поскольку ничего не даёт ни для понимания сущности науки, ни для понимания её места в нашем, человеческом обществе и значения её для людей. К тому же, к счастью, и нет необходимости прибегать к столь «сильной» гипотезе, которая объясняет сразу всё, а потому не объясняет ничего, если мы можем найти естественное и вполне «земное» объяснение, проследив шаг за шагом не только процесс «рождения» самого феномена науки, но и конкретное происхождение тех или иных научных знаний.

Попробуем исходить из того, что 1) люди сумели создать науку самостоятельно, своими собственными силами, что 2) наука возникла в обществе, достигшем известной высоты развития материальной и духовной культуры, что 3) имелись существенные причины для её появления (предпосылки и основания), что 4) возникновение науки было не случайным событием, но закономерным процессом, что наука составляет необходимую сторону деятельности людей на известной ступени развития общества.

Проблема «начала» науки. Когда и где впервые в истории человечества появляется наука, первые научные знания, первые учёные? Историки науки существенно расходятся друг с другом в своих ответах на вопрос о месте и дате «рождения» науки. История и в этом случае, как и во многих других, зависит от теории, от теоретических представлений о том, что такое «наука», а тем самым зависит и от философских взглядов историка.

Вот основные позиции:

- наука появилась тогда, когда появился homo sapiens, и существует она столько же времени, сколько существует человек, обладающий разумом и способный к познанию мира; ведь в любом разумном познании есть какое-то объективное и истинное содержание, следовательно, - научное; можно сказать, что для сторонников такой позиции не существует принципиального различия и чёткой границы между обыденным и научным знанием; такая позиция имеет сильную и слабую строны: действительно, важно не отрывать научное познание от обыденного, но и отождествлять их не стоит, важно установить их различие;

- наука может появиться лишь в обществе, достигшем известной высоты развития; а именно, она появилась в результате длительной, в течение многих сотен тысяч лет, эволюции человеческого общества, в результате постепенного накопления и обобщения обыденного, повседневного, жизненно-важного, в том числе практически-технического, опыта – в земледелии, ремесле, торговле, общении друг с другом; это произошло после неолитической революции в первых «речных» цивилизациях Древнего Востока (Древнем Египте и Древнем Вавилоне), в IV-III тысячелетиях до Р.Х.; появление научных знаний – часть социальной революции, приведшей к возникновению цивилизации, существенно отличающейся от предшествующих её дикости и варварства, от первобытно-общинного и родо-племенного строя; после возникновения первых элементов научного знания начинается непрерывный процесс его расширения, накопления, совершенствования, развития на основе ранее достигнутого;

- наука – результат «греческого чуда», она возникла в древнегреческих рабовладельческих демократических полисах (городах-государствах) начиная с VI в. до Р.Х.; наука не могла появиться в древневосточных деспотиях на основе религиозно-мифологического мировоззрения, она могла появиться лишь в атмосфере греческого рационализма на основе философского мировоззрения, основанного на идеях субстанциальности, сущности, сохранения, материи, естественной причинности, объективности, истинности, систематичности, рефлексивности, обоснованности, доказательности, диалогической критичности, личной свободы и т.д.; всё-таки главное в идее науки – рациональное обоснование, доказательство и системность, которые отсутствуют в знаниях Древнего Востока;

- наука возникает в конце европейского христианского средневековья, в XIII-XIV веках, когда на почве европейского феодализма, городской культуры и христианской церкви постепенно вызревает идея соединения схоластической университетской традиции (высокой логической культуры) и ремесла (опыта практической деятельности), начинается отход от античной (аристотелевской) парадигмы и формируется идея экспериментально-математического метода изучения природы;

- наука возникла в XVII в. в результате социальной революции XV-XVI в.в. (названной эпохой Возрождения), связанной с переходом от феодального общества (аграрного, традиционного) – к раннебуржуазному (мануфактурно-промышленному, динамичному, инновационному), с появлением новых форм социальной организации науки (академий в противовес университетам) и экспериментально-математического естествознания, прежде всего – классической динамики Галилея и Ньютона; наукой в собственном смысле слова можно называть лишь познание, основанное на систематическом взаимодействии эксперимента, математики и теоретических (философских) моделей мира;

- наука в собственном смысле слова возникает не тогда, когда исследованием (специально познавательной деятельностью) занимаются одиночки в свободное время, но лишь тогда, когда появляются профессиональные учёные-специалисты (эксперты), когда наука становится социально признанной оплачиваемой массовой профессией, когда возникает глубокое и потоянно усиливающееся разделение научного труда, налаживается массовое производство специальных знаний, когда образуется постоянная связь науки с производством, начинается систематическое применение результатов научного исследования в производстве – то есть лишь в XIX в.; лишь применительно к этому времени можно говорить о науке как самостоятельном социальном институте, существенно-важном для всей общественной жизни;

- если можно не признавать существование науки в собственном смысле слова ни на Древнем Востоке, ни в Древней Греции, ни в средневековой Европе, ни даже во времена Галилея и Ньютона, то и современную науку можно считать лишь преддверием «настоящей» науки, которая появится лишь в будущем.

Если науки когда-то не было, и она возникла, то имелись причины, основания её появления. Вообще говоря, можно считать её появление случайностью и полагать, что люди и сегодня вполне могли бы жить без науки. Можно считать её появление (к какому бы времени его ни относить) результатом какого-то невероятного совпадения, резонансного «синергизма», аномального исключения, «толчка» из Космоса, несчастного случая и т.п. и т.д. Можно даже считать это возможное вненаучное течение человеческой истории более предпочтительным, поскольку в этом случае не было бы всех тех «зол», которые якобы принесла нам наука (по мнению её многочисленных критиков в XIX-XX вв.). Возможно, однако, что появление науки было закономерным до такой степени, что она не могла не появиться. поскольку составляет необходимую сторону деятельности человека на известной ступени его развития: подобно тому, как ребёнок в известном возрасте начинает говорить, а молодой человек в юности начинает интересоваться вещами, не занимавшими его в детстве. С точки зрения понимания сущности и значения науки именно эта позиция представляется наиболее привлекательной – она позволяет связать воедино и тем самым объяснить множество вещей, в противном случае представляющихся бессвязным набором разрозненных событий или сведений. Почему возникла наука, каковы были причины её появления?

Предпосылки, или основания для возникновения науки можно разделить на три взаимосвязанных вида: 1) духовные, религиозно-мифологические; 2) материально-технические, 3) социально-политические.

Религиозно-мифологические предпосылки. Начиная с первых греческих философов, наука нередко противопоставляется мифам и религиозным верованиям как альтернативный способ мыслить и объяснять мир, и в известном смысле это совершенно верно. Однако необходимо учитывать, что мифы – это исторически первый способ объяснения. или понимания человеком окружающего его мира и самого себя. И философия (наука) отрицает (опровергает) миф в том же смысле, в котором бабочка отрицает куколку, а плод отрицает цветок. В текстах «Вед» или в рассказах Гомера и Гесиода воплотились образы, представления, идеи, складывавшиеся и развивавшиеся в сознании людей первобытного и родо-племенного общества в течение сотен тысяч лет. «Миф» – слово греческого происхождения, обозначавшее первоначально «рассказ», «предание». Мифы – это прежде всего созданные силой воображения человека образы богов, демонов, чудовищ и других существ и рассказы о них и их взаимоотношениях между собой и с людьми. Но это такие образы, которые возникли в коллективном сознании доисторических общностей людей, такие рассказы, которые передавались в устной форме из поколения в поколение с незапамятной древности, и которые в наглядной, образной и понятной всем «сказочной» форме, по аналогии с жизнью, желаниями и поступками самого человека объясняли происхождение мира, его устройство (небо и земля, свет и тьма, день и ночь и т.д.), главные явления природы (горы, море, ветер, огонь и т.д.), а также происхождение человека (жизнь, смерть, страдание, добро и зло и т.д.) и общественных порядков, традиций, норм поведения, религиозных обрядов. «Мифологией» прежде всего называют совокупность такого рода представлений и рассказов, сложившихся в более-менее связную совокупность образов-идей, в мировоззрение древнего человека, как члена архаической человеческой общности, ещё до возникновения первых цивилизаций, города, государства, письменности, храмовой жреческой религии, искусства и науки. Мифология достигает своего высшего развития в храмовой религии и искусстве, входя в их состав вместе с возникновением цивилизации, письменности, жреческого сословия. Мифы, возникшие в доисторическое время, в незапамятной древности, записываются, систематизируются, обобщаются, становятся предметом рефлексии и поэтического вдохновения, им придаётся художественная форма, они становятся предметом богословских размышлений жрецов – так возникают и первые эпические произведения (например, космогонические поэмы Гомера и Гесиода), а также священные книги .

Первые элементы или «зачатки» научных знаний и появляются в недрах древневосточных сакрально-когнитивных комплексов. идейная структура которых определяется ещё более древними мифами. Эту религиозно-мифологическую «подкладку» грамматических, арифметических, геометрических или астрономических знаний необходимо учитывать, как мы уже говорили, при изучении генезиса и сущности первичных, «архаических» форм научного знания. Вместе с тем не менее важно различать рационально-научное «зерно» от мифологической «оболочки». Например, древнеиндийская мифология совершенно отлична от древнеегипетской или древнееврейской, но математическое содержание священных текстов тождественно: отношение длины окружности к её диаметру от религиозно-мифологических представлений не зависит. Равным образом при исследовании генезиса античной науки необходимо помнить, что научно-философское, теоретическое мышление возникает в качестве критической рефлексии над мифологическими образами, которые не только служили точкой отталкивания и критики, но как в «рафинированном», философски очищенном, виде, так и во вполне буквальном своём содержании входили в состав философских учений на всём протяжении античности (наиболее яркий пример – творчество Платона и неоплатоников).

Материально-технические предпосылки. Важнейшее значение для понимания генезиса науки имеет изучение развития предметно-материальной, творчески-преобразовательной деятельности человека, его «умений», или «искусств». Уже первый историк науки, Аристотель, указывал, что наука возникает после искусств-ремёсел и на их основе как более высокий вид знания: «Поэтому, когда все такие искусства были созданы, тогда были приобретены знания не для удовольствия и не для удовлетворения необходимых потребностей, и прежде всего в тех местностях, где люди имели досуг»[7].

Судить об уровне и характере этой деятельности, в которой человек создавал «вторую природу», искусственную среду своего обитания, материальную культуру, можно по сохранившимся до нашего времени орудиям труда древних (в том числе первобытных) людей и по предметам их быта, в которых воплощены, и как бы «застыли» в материальном субстрате способы. формы деятельности человека с веществом и энергией природы. Именно в процессе активной, «спонтанной» творческой деятельности, применения своих сил и способностей, реализации своих потребностей человек знакомился с устройством мира и со свойствами составляющих его предметов.

Основополагающим философско-методологическим принципом исследования генезиса науки служит положение о том, что всякое знание, в том числе и научное – продукт творческой активности человека. Оно не «получено» им в готовеньком виде от каких-то других фантастических существ, не «принято» как радиоприёмником (идееприёмником) из некоего «энергоинформационного поля», где оно уже «было» (современный аналог старой доброй теории божественной инспирации). Оно создано самим человеком. Познание неотделимо от практической деятельности. Человек познаёт мир лишь постольку, поскольку он действует в нём и создаёт то, что ему нужно для жизни.

В простейшей первобытной «технике» уже были «синтезированы» потребность человека, цель его деятельности, «идея», и свойства вещей внешнего мира. По сохранившимся вещественным «следам» деятельности людей прошлого мы можем реконструировать формы и способы этой деятельности, а по этим последним – связанные с ними «представления», «идеи», знания. До того, как сформировались первые научные понятия, был накоплен огромный опыт практической деятельности, огромный массив практически-эмпирического, обыденного знания, навыков и умений, который и послужил основанием для первых понятий, обобщений, идеализаций. Лишь практическая деятельность даёт представление о твёрдости, мягкости, гибкости, тяжести и лёгкости, о движении брошенного тела, его траектории и его зависимости от приложенного усилия. Уже простейшим ручным рубилом можно было производить многочисленные операции (срезать ветви и побеги, отделять шкуру убитых животных от мяса, очищать кожуру плодов, раскалывать орехи, скоблить, размельчать. растирать, разрывать землю в поисках корнеплодов и т.д.) в которых и посредством которых человеку и открывались физико-механические свойства вещей. С простейшими и абсолютно необходимыми для жизни способами деятельности древних людей были связаны начальные представления об ударе. толчке. силе. разделении тел, изменении их формы. Овладение огнём дало первую возможность воздействовать на свет и тепло. Искусство добывания и поддержания огня – первая форма энергетики. она дала человеку огромные возможности для воздействия на внешний мир, для его познания. Например, варка и жарка пищи на огне – первые управляемые человеком процессы превращения веществ («химические» процессы). Операции, связанные с добыванием огня - высекание, выскабливание, высверливание расширяли представления о механических процессах и их связи с энергией. Огонь дал возможность человеку обжигать глину, плавить металлы и т.д. и т.п. С позднего каменного века начинается развитие одного из важнейших человеческих искусств – построения жилищ (землянок, свайных построек, «мазанок») и ритуальных каменных сооружений (менгиры, кромлехи, долмены). Строительная деятельность приводит к изобретению рычага. клина. наклонной плоскости. катка – простых машин, идеализация которых и положит в будущем начало механике как науке. Если бы не был человеку нужен рычаг для перемещения тяжестей, не было бы и статики как науки. Богатый опыт познания внешнего мира давали мастерские каменотёсов, гончаров, плотников, кожевников, ткачей, красильщиков, кузнецов и т.д. Заметим, что возникновение теории государства (в работах Платона) основано на анализе разделения труда. Практические потребности земледелия, зависимость растительного мира от погоды заставили человека обратить самое пристальное внимание на ход времени, на закономерную смену и последовательность времён года, на движение небесных светил. Если бы человек не имел потребности в планировании своей деятельности. астрономия не имела бы шансов на существование.

В раннем неолите начинается развитие важнейшего искусства обжига глины, в котором особенно отчётливо проступает связь и различие «формы» и «материи» - идеи, имеющей принципиальное значение для возникновения науки. Гончарное искусство сделало человека настоящим «демиургом», способным придавать «материи» любую форму, воплощая в ней свою мысль (идею). Проблема отношения идеи и материи – основная для всей античной философии. Глина дала возможность древним шумерам и вавилонянам фиксировать мысль в письменной, долговечной форме – древнейшие научные знания дошли до нашего времени на глиняных дощечках. Ремесленное искусство создало важнейшую материальную предпосылку для возникновения научного знания, которое немыслимо без письменной фиксации. Важную роль в генезисе науки в Древнем Египте сыграло искусство обработки папируса – второго важнейшего материала для объективной фиксации первых научных идей.

Ко времени неолитической революции относится и начало использования металлов и, соответственно, - познания их свойств. Первыми, вероятно, были золото, серебро и медь, которые привлекли внимание своим блеском. большим удельным весом. и, главное, ковкостью. т.е. способностью изменять свою форму вследствие удара. Огромное значение имело открытие явления плавления. которое давало понятие об изменении агрегатного состояния вещества в результате действия тепла. Настоящая техническая революция была произведена открытием железа и стали. Применение металлов привело к к революции в земледелии, которая, в свою очередь, сделала возможным появление первых древневосточных речных цивилизаций. Развитие материально-технических основ человеческой жизни подготовило и социальную революцию, без которой наука не могла бы появиться на свет. Материальная основа жизни людей, развитие многочисленных умений-искусств послужило неисчерпаемым первоисточником образов-идей для формирования научных представлений. Развитие этих искусств, способности человека воздействовать на внешний мир было, однако, тесно связано и с развитием самого общества, его внутреннего устройства, разделения труда, способов взаимодействия людей друг с другом, изменением способов их общения, в том числе – развитием языка. Для возникновения науки необходимо было формирование и её социально-политических основ.

Социально-политические предпосылки. Первые цивилизации появились в результате длившейся несколько тысяч лет неолитической революции, сущность которой – в переходе от присвоения готовых продуктов (собирательства, охоты, рыболовства) и кочевничества к систематическому производству необходимых для жизни вещей и оседлости. в появлении устойчивого общественного разделения труда (в частности, отделении друг от друга скотоводства, земледелия, ремесла и торговли), в возникновении социальной структуры общества (социальных различий между людьми). В результате всех этих процессов произошёл и первый в истории «демографический взрыв», который сделал возможным появление первых в истории государств. Видимо, древнее земледелие быстро приводило к истощению почвы. Поэтому наиболее устойчивые поселения возникли в долинах крупных рек (Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Меконга и Хуанхэ), которые каждый год во время разлива приносили новые слои плодородного ила. Здесь в IV-III тысячелетиях до Р.Х. впервые возникают крупные поселения с внушительными общественными постройками – ирригационными сооружениями (каналы, водохранилища, дамбы, плотины и т.п.), городскими стенами, храмами и дворцами. Впервые в истории появляется феномен города , с которого и начинается история цивилизации – общности людей, которая основано не на кровном родстве (род и племя), а на общности территории и языка, на регулярном обмене деятельностью и её продуктами, на социальных различиях между людьми, т.е. различиях в их положении в обществе, в их роли и «функции» внутри общественного целого. Люди общего положения образуют систему социальных групп - сословий, варн, каст, классов и т.д. Совокупность этих социальных слоёв в их взаимных отношениях образует социальную структуру общества: появляются богатые и бедные, знать и простолюдины, свободные и рабы, царь и придворные, солдаты и военачальники, землевладельцы и общинники, ремесленники и крестьяне, наёмные и домашние работники, прислуга и т.д. и т.п. Эти города стали центром государственного управления. Впервые в истории человечества появляется сам феномен «государства» и «политики». В древневосточных цивилизациях сложилось мощное бюрократическое государство, «восточная деспотия», которая была главным организатором общественных работ, связанных с общей зависимостью от главного источника жизни, реки, или с военными действиями. Активное вмешательство государства в экономическую, хозяйственную жизнь семейных общин породило многочисленную администрацию, бюрократию, сословие чиновников. одна из главных задач которых состояла во взимании налогов. Здесь впервые появляется и храмовая религия. тесно связанная с государственной властью, а вместе с развитым религиозным культом – его «профессионалы», жреческое сословие, а вместе с ним – религиозная идеология, письменная систематизация древнейших мифов, первые священные книги, теология.

В этих первых государствах накопленная огромная масса активной человеческой деятельности и связанного с ней практического опыта впервые обобщается и фиксируется в своей «идеальной» (идеализованной, знаковой, письменной) форме – в форме научного знания. Наука и цивилизация – ровесники. Появление письменности и научных знаний, появление грамотных, «учёных» людей, располагающих досугом и занятых умственным трудом – один из важнейших признаков формирования цивилизации .

В древневосточных цивилизациях в начале III тысячелетия до Р.Х. мы и находим ключевые социальные фигуры для понимания генезиса науки – чиновников (писцов) и жрецов. Потребности согласования деятельности больших масс людей, упорядочивания движения большого количества предметов. иначе говоря - потребности государственного управления. взимания налогов, учреждения и соблюдения законов, потребности обмена, торговли, денежного обращения, религиозного культа с необходимостью привели и к созданию письменности. и к письменной «кристаллизации» первых элементов научных знаний.

Весь государственный доход от многообразных занятий крестьян и ремесленников находился под контролем жрецов и чиновников, которые, конечно, не могли удержать в памяти все эти горшки и мешки. Поэтому они придумали систему знаков для записи проходившей через их руки и хранившейся в царских и храмовых кладовых продукции. Эти знаки вещей и связанных с ними идей запечатлевали на листах папируса, глиняных дощечках, коже, древесной коре, пальмовых листьях и других «носителях информации». Эти знаки состояли первоначально из рисунков соответствующих предметов и знаков чисел. Число – первое понятие собственно научного мышления. Поэтому исследование происхождения понятия числа и его развития имеет важнейшее значение для понимания генезиса науки. Шумеро-вавилонские глиняные дощечки рубежа третьего тысячелетия до Р.Х. сохранили для нас древнейшую систему этого «рисуночного» письма и простейшего счисления. Они содержат исключительно записи количества продуктов и изделий, доставлявшихся в кладовые либо выдававшихся из них. Первоначальный способ записи использовал порядка двух тысяч различных знаков. В дальнейшем система знаковой записи совершенствовалась, унифицировалась, упрощалась. Упрощение было достигнуто посредством перехода от рисунков к иероглифическому способу записи - введению условных знаков для слов, предметов и понятий. Этот способ записи, сохранившийся до сего дня у китайцев, японцев, корейцев также приводит к появлению большого числа знаков. Уже древние шумеры ограничили рост их числа тем, что наряду с условным обозначением видов самих предметов (идеограмм) ввели также обозначения для звуков. из которых состоят наименования этих предметов. Так возникла фонетическая запись, для которой, в частности, применялась клинопись. Изобретение первого алфавита на основе клинописи приписывается финикиянам (XIII в. до Р.Х.) – в нём было всего лишь 22 знака! На основе финикийского алфавита возник позднее древнегреческий алфавит, а греческие слова и сегодня составляют основу научного языка, начиная с самого названия многих наук. Архимед использовал буквы древнегреческого алфавита и для записи чисел.

Письменность была создана чиновниками и жрецами для практических целей, но она создала важнейшую предпосылку для возникновения науки. Возникла система знакового обозначения, которая в отличие от исторически первых знаков и символов (жестов и звуков), позволила зафиксировать мысль в долговечном материале природы, и, отделив мысль от её непосредственного носителя. хранить и передавать её из поколения в поколение в точном и неизменном виде (в отличие от «испорченного телефона» устных рассказов - преданий, легенд и мифов). Знание перешло из субъективной, внутренней, психической реальности, ограниченной способностями и возможностями отдельного индивида – в объективную или идеализованную форму. Появилась возможность не ограниченного возможностями психики отдельных людей накопления знания, его коллективного усовершенствования и систематизации .

Но для реализации этой возможности должны были появиться и люди, располагавшие свободным временем для такого рода занятий. Видимо, лишь на ступени цивилизации после многих тысяч лет технической эволюции сельское хозяйство и ремесло дают возможность производить те излишки (сверх потребности производителя), которые не только сделали возможной систематическую торговлю, но и освободили часть людей от непосредственной заботы «о хлебе насущном» и дали им досуг. «свободное время», которое можно было посвятить умственной, духовной работе. Появление людей «умственного труда», первой «интеллигенции» (чиновников, писцов, жрецов), было необходимой социальной предпосылкой возникновения научного знания. Руководство и управление совместной практической и духовной жизнью людей в государстве сосредоточилось в руках группы людей, хранивших веками накопленные , важнейшие для общественной жизни знания – о движении небесных тел, о способах определения времени, о приёмах гадания и предсказания, о главных событиях прошлого, войнах, стихийных бедствиях и деяниях великих царей, о способах землеустройства и строительства, об искусстве счёта и измерения, взимания налогов, хранения запасов, составления законов, лечения болезней, общения с богами и толкования их воли и т.д. Эти люди хранили откристаллизовавшиеся за века и тысячелетия наиболее важные для общества формы деятельности – практической и умственной, воплощённые в телесных носителях, в знаковых системах, в письменности, в «текстах».

     13.4.4. Какие факторы влияют на развитие научного знания? 

     13.5. Когда и где возникла современная наука? 

     13.6. Дифференциация и интеграция научного знания. 

     13.7.1. Большая наука. Наука как производительная сила. 

Наука – 1) сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

13.1.1. Особенности (признаки) научного познания :

Версия №1 :

1) принцип объективности (научное познание должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле);

2) рационалистическая обоснованность ;

3) системность знания (не только упорядочено, но и выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия);

4) принципиальная проверяемость (средствами проверки могут быть научное наблюдение, практика, логические рассуждения).

Версия №2 :

1) доказательность;

2) логическая непротиворечивость;

3) подтверждаемость опытом;

4) системность;

5) простота (способность, исходя из сравнительно немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям объяснить наивозможно широкий круг явлений = «бритва Оккама »);

6) воспроизводимость (возможность повторить методы и результаты научного исследования);

7) предсказательная сила (гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые);

8) преемственность (из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию);

9) наличие методологии – обоснования применяемых приёмов;

10) формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки (научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов).

. Список признаков научного знания зависит от того, какая из наук считается образцом научного знания. Долгое время в роли «образцовой науки» выступала математика. Поэтому главными признаками научности считались аксиоматизм и дедуктивность.

13.1.2. Функции науки :

1) познавательная;

2) практически-деятельностная;

3) культурная;

4) культурно-мировоззренческая;

5) социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

13.2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический .

13.2.1. Чем отличается эмпирический уровень знания от теоретического?

1) Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению (исследователь взаимодействует с предметом непосредственно или с помощью приборов; теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным языком);

2) по содержанию знания = целям научного познания = характеру полученного знания :

на эмпирическом уровне знание представлено научными фактами (события, физические процессы) и эмпирическими законами. на теоретическом – научными понятиями, гипотезами. принципами, законами;

3) по методам исследования :

эмпирический уровень: наблюдение. эксперимент. измерение, описание, сравнение;

теоретический уровень: формализация. математизация. аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация;

4) по степени систематизации :

эмпирические знания фрагментарны, а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта.

13.2.2. Эмпирический уровень .

1) Что такое научный факт ?

Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – знание, достоверность которого доказана.

В обыденном языке фактом, как правило, называют 1) фрагмент действительности. В научном познании под словом «факт» чаще всего подразумевается либо 2) достоверное знание, либо 3) описание эмпирических данных.

Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский – это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман «Преступление и наказание» написан Достоевским; идет дождь – это примеры фактов.

Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Знание, полученное эмпирическими методами, нуждается в интерпретации (истолковании), которая всегда исходит из определённых теоретических предпосылок. В этом смысле любой факт имеет смысл только в рамках определённой теории.

2) Эмпирический закон – закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных.

13.2.3. Теоретический уровень .

1) Проблема (от греч. problema – задача) – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

2) Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – 1) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; 2) форма научного познания.

3) Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – 1) система основных идей в той или иной отрасли знания; 2) форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

4) Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

Виды законов :

1) специфические, или частные (напр. закон сложения скоростей в механике);

2) общие для больших групп явлений (напр. закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора);

3) всеобщие, или универсальные, законы.

13.2.4. Структура научной теории :

1) исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы);

2) идеализированные объекты;

3) логика и методология;

4) совокупность законов и утверждений, выведенных из теории;

5) метатеоретический уровень: а) парадигма, б) научно-исследовательская программа, в) стиль мышления, г) картина мира, д) стандарты рациональности.

13.3. Методы научного познания .

Метод – (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

13.3.1. Эмпирические методы.

1) Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Основное условие научного наблюдения – объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр. эксперимента).

2) Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – прямое и целенаправленное вмешательство исследователя в состояние изучаемого объекта или процесса, активное воздействие на них с помощью различных средств.

3) Классификация (от лат. classis – разряд, класс) – распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам, видам и т. д.) в зависимости от их общих признаков.

4) Измерение .

13.3.2. Теоретические методы. 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация.

1) Историческое относится к логическому как процесс развития к его результату. «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны» (Маркс).

2) Абстрактное и конкретное – различные моменты развития. Абстрактное – это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное – это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей.

3) Формализация – способ выражения знаний через знаки искусственного языка.

4) Математизация – внедрение математических методов и достижений математики в другие науки, области знания и сферы человеческой деятельности.

13.3.3. Универсальные методы. 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.

1) Анализ (от греч. analysis – разложение) – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).

2) Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – метод исследования и способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга.

3) Метод аналогии (греч. analogia – соответствие, сходство) – это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

4) Моделирование (от лат. modulus – мера, образец) – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

На идее моделирования базируется . любой метод научного исследования – как теоретический (знаковые, абстрактные, идеальные модели), так и экспериментальный (предметные модели).

Идеальными моделями являются, по существу, все компьютерные программы. Экспериментирование с такими моделями практически ни в чём не ограничено.

5) Абстрагирование (от ла т. abstractio) – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.

6) Идеализация (франц. idéal, от греч. idéa идея, первообраз) – процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр. «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»).

13.4. Как развивается научное знание?

13.4.1. Кумулятивизм (лат. cumulatio – увеличение): развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий.

13.4.2. Антикумулятивизм (Томас Кун).

Парадигма состоит из а) типового образца исследования; б) представлений об изучаемом предмете; в) теорий; г) методов и процедур исследования.

Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – теория (или модель постановки про-блем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

В роли физической парадигмы в своё время выступали физика Аристотеля, геоцентриче-ская система Птолемея, физика Ньютона.

Теория становится парадигмой в результате того, что научное сообщество придаёт ей статус эталона. Кун выделяет два этапа развития науки: нормальный и революционный. На стадии нормальной науки учёные действуют в рамках принятой парадигмы. Накопление фактов-аномалий, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведёт к революции в науке, которая заключается в смене парадигмы.

13.4.4. Какие факторы влияют на развитие научного знания?

Интернализм (от лат. internus – внутренний) – направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы.

Экстернализм (от лат. externus – внешний) – течение в историографии и философии науки, усматривающее источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных (экономических и политических) факторах.

Ближе к истине, по-видимому, экстернализм. Наука существует в определенных социально-культурных условиях и не может не испытывать их влияния. Особенно ясно это стало во второй половине 20 в. когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, напр. потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды.

13.5. Когда и где возникла современная наука?

1) Наука сформировалась ещё в доисторические времена с возникновением у древних лю-дей первых знаний об окружающем мире.

2) Эдмунд Гуссерль. «Кризис европейского человечества и философия» (1935):

«Духовная Европа имеет место рождения. Я имею в виду не географическое, в одной из стран, хотя и это тоже правильно, но духовное место рождения… Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Рождества Христова. В ней сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру. Следствием её стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией… Очень скоро интерес к целому, а, следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия, и, таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки».

3) Современная наука стала создаваться лишь в XVI-XVII вв. когда Коперник, Кеплер, Галилей впервые стали систематически применять подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы.

Но как тогда оценить знания, например, древневавилонских жрецов, которые предсказы-вали лунные затмения? В состав современного научного знания входит и евклидова геометрия, созданная в IV – III вв. до н.э.

13.6. Дифференциация и интеграция научного знания.

Дифференциация (от лат. differentia – разность) – разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.

Интеграция (от лат. integration – восстановление) – сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Дифференциация и интеграция (от лат. differentia – разность, различие, integratio – восстановление, восполнение) научного знания – два противоположных, но взаимосвязанных процесса развития научного знания.

Уже древневосточные цивилизации накопили немало астрономических, математических, медицинских знаний. Древнегреческие мыслители первыми перешли к созданию математиче-ских, философских, космогонических теорий. Однако элементы научных знаний были растворены: сначала в мифологии, а затем и в философии.

В античной Греции не было строгого разграничения между конкретными областями ис-следования и не существовало отдельных научных дисциплин за исключением математики и частично астрономии. Впервые отдельные научные дисциплины возникают в эпоху Возрождения.

И сразу научное знание начинает дифференцироваться – появляются отдельные науки со своими предметом и методами исследования. Вслед за математикой оформляется научное естествознание. Бурное развитие промышленности в эпоху индустриальной цивилизации, изобретение новых инженерных устройств были связаны с появлением технических наук.

Во второй половине XIX в. происходит становление социального и гуманитарного научного знания.

Появлению общественных наук способствовали два обстоятельства:

1) начавшиеся в XIX в. глубокие общественные изменения, вызвавшие потребность в лучшем понимании социальных процессов и возможном управлении ими;

2) прогресс естествознания. Последнее обстоятельство породило стремление создать научную социологию по образцу естественных наук: новое обществознание стали называть «социальной физикой».

Позднее всех возникли гуманитарные науки.

Бурный характер дифференциация научного знания приняла в XX веке. Новые отрасли научного знания возникали на стыке традиционных областей науки: физическая химия, математическая лингвистика, социальная психология и т. п.

Дифференциация наук позволяла добывать более глубокие знания об изучаемых объектах, выявлять ранее скрытые стороны и отношения. Вместе с тем нарастала потребность в интеграции научного знания, позволяющей объединить часто разрозненные компоненты в единую картину. Особенно остро недостаток интеграции научного знания ощущался в изучении человека как целостной развивающейся системы.

Интеграции научного знания препятствует:

1) дефицит объединяющих научных идей;

2) бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошел) => ФУТУРОШОК.

13.7. Наука и человек.

13.7.1. Большая наука. Наука как производительная сила.

Раньше техника и производство опережали науку, ставили перед наукой задачи, в решении которых заинтересована практика. В наши дни наука превратилась в производительную силу и стала фундаментом для развития современных отраслей производства.

С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке».

Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства.

До конца 19 века наука оставалась «малой», занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Тем самым происходит превращение «малой» науки в «большую». Современная наука все глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

Научно – техническая революция (НТР) – коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась с середины 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников.

Главные направления НТР:

1) комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ;

2) открытие и использование новых видов энергии;

3) развитие биотехнологии;

4) создание и применение новых видов конструкционных материалов.

Этапы НТР:

Первый этап.

40-е г. – телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин;

50-е гг. – водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ);

60-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.

Второй этап.

70-е гг. – микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология;

80-е гг. – сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.

Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

1) Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв. когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и эксперимен-тального решения практических задач.

2) Второй этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.

3) Современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu