marți, 16 februarie 2016

в каких зарубежных странах существуют коммунистические партии

Конституционное право зарубежных стран

    Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах
    • Термины «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права
    • Определение конституционного права зарубежных стран
    • Система конституционного права
    • Субъекты конституционного права
    • Конституционно-правовое регулирование
    • Источники конституционного права
    • Место и роль конституционного права в правовых системах
    • Основные тенденции в развитии конституционного права
    Конституционное право как наука и учебная дисциплина
    • Предмет науки конституционного права
    • Наука конституционного права за рубежом
    • Советская литература в области зарубежного конституционного (государственного) права
    • Современное состояние российской науки зарубежного конституционного права
    • Конституционное (государственное) право зарубежных стран как учебная дисциплина
    Понятие конституции
    • Определение конституции
    • Социально-политическая сущность конституции
    • Социальные функции конституции
    • Объекты конституционного регулирования
    • Действие конституции
    Форма и структура конституций
    • Форма конституций
    • Структура конституций
    • Язык и стиль конституций
    Принятие, изменение и отмена конституций
    • Принятие конституций
    • Изменение конституций
    • Ограничение изменений
    • Отмена конституций
    Классификация конституций
    • Цели классификации
    • Временные и постоянные конституции
    • Классификация по содержанию и характеру конституций
    Конституционный контроль (надзор)
    • Понятие конституционного контроля (надзора)
    • Объекты конституционного контроля
    • Виды конституционного контроля
    • Органы конституционного контроля
    Конституция как явление культуры современного общества
    • Конституция как продукт европейской культуры
    • Конституция как продукт национальной культуры
    • Конституция и материальная культура
    • Конституция и модели поведения
    Конституционно-правовой статус человека и гражданина
    • Права человека и права гражданина
    • Историческое развитие прав и свобод
    • Права и свободы
    • Права, свободы и обязанности
    • Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей
    • Классификация прав, свобод и обязанностей
    • Равенство прав, свобод и обязанностей
    • Ограничения прав и свобод
    • Гарантии прав и свобод
    Гражданство и режим иностранцев
    • Понятие гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
    • Безгражданство и многогражданство
    • Режим иностранцев
    • Убежище, высылка из страны, выдача иностранному государству
    Личные (гражданские) права, свободы и обязанности
    • Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность
    • Свобода мысли и совести
    • Тайна частной жизни и коммуникации, неприкосновенность жилища
    • Свобода передвижения и поселения
    Политические права, свободы и обязанности
    • Право участия в управлении обществом и государством
    • Избирательные права
    • Право на объединение, свобода союзов и ассоциаций
    • Свобода собраний и манифестаций
    • Свобода информации и право на информацию
    • Право петиций
    • Право и обязанность защиты страны
    • Обязанность верности государству и соблюдения его конституции и законов
    • Право на сопротивление угнетению
    Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности
    • Право частной собственности и ее наследования. Свобода хозяйственной инициативы
    • Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности
    • Право на участие в управлении предприятиями
    • Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее
    • Обязанность платить налоги
    • Право на социальное обеспечение
    • Право на охрану здоровья
    • Право на жилище
    • Право на образование и академическая свобода
    • Свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям
    Понятие общественного строя
    • Определение и структура общественного строя
    • Общественный строй и конституционное право
    Экономические отношения
    • Экономическая система
    • Собственность
    • Труд
    • Конституционно-правовые принципы экономической деятельности
    • Финансовая система
    Социальные отношения
    • Социальная система, социальная структура и социальная справедливость
    • Отношения между трудом и капиталом
    • Межнациональные отношения
    • Поощрение и охрана брака и семьи
    • Государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения
    • Государственная защита потребителя
    Духовно-культурные отношения
    • Общая характеристика
    • Образование
    • Наука и культура
    • Религия
    Политические отношения
    • Политическая власть и политическая система
    • Политический процесс
    • Политическая и правовая культура
    • Политический режим
    Государство
    • Понятие государства как конституционно-правового института
    • Социальное государство
    • Правовое государство
    • Демократическое государство
    • Светское государство
    • Конституционные принципы внутренней политики государства
    • Конституционные принципы внешней политики государства
    • Конституционные принципы организации государства
    • Государственный аппарат
    • Конституционно-правовой статус государственных и самоуправленческих органов
    • Конституционно-правовой статус вооруженных сил
    Политические партии и партийные системы
    • Понятие и сущность политических партий
    • Социально-политическая классификация партий
    • Организационная классификация политических партий
    • Институционализация политических партий и их конституционно-правовой статус
    • Институционализация политических партий: регистрация
    • Институционализация политических партий: финансирование
    • Партийные системы
    Социально-экономические и социально-культурные общественные объединения
    • Сущность, задачи и функции неполитических общественных объединений
    • Формы и виды неполитических общественных объединений
    • Объединения с публичными функциями
    • Конституционно-правовое регулирование статуса социально-экономических и социально-культурных общественных объединений
    • Организации предпринимателей
    • Профессиональные союзы
    • Союзы потребителей
    Религиозные общины и церковь
    • Факторы, обусловливающие влияние религиозных общин и церкви на политическую жизнь
    • Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церквей
    • Церковь и светские негосударственные политические институты
    Средства массовой информации
    • Понятие и социальное назначение средств массовой информации (СМИ)
    • Конституционно-правовое регулирование СМИ
    • СМИ и государство
    • Недопущение монополизма
    • Ответственность за нарушения законодательства о СМИ
    • Статус журналиста
    • Опросы общественного мнения

Социально-политическая классификация партий

Социально-политический критерий для классификации партий показывает, какие социальные интересы партия выражает, какие цели ставит перед собой и обществом и какими политическими средствами их добивается.

В советской литературе было принято разделять партии в зависимости от их «классовой сущности» на партии монополистической буржуазии, средней буржуазии, мелкой буржуазии, национальной или компрадорской буржуазии (для развивающихся стран), партии рабочего класса, революционно-демократические партии (в развивающихся странах) и т. д.

В таком подходе всегда присутствовали односторонность, упрощенчество, политико-идеологическая предвзятость. Сами «марксистско-ленинские» представления о социальной структуре общества совершенно не учитывали чрезвычайной сложности этой структуры, не говоря уже о ее специфике в условиях перехода к информационному (постиндустриальному) обществу.

Например, обе партии, господствующие в политической жизни США, характеризовались как «партии монополистической буржуазии», хотя возникли обе они, когда «монополистической буржуазии» еще в помине не было. Характеристика их как «двуединой партии крупного капитала» не дает ни малейшего представления о специфике, об особенностях социальной базы каждой из них. Чем объяснить тот факт, что за партии, выражающие интересы кучки капиталистических магнатов, такими магнатами отнюдь не являющихся, голосуют миллионы избирателей?

Говорят о социальной демагогии, об обмане. Можно обмануть один раз, два раза, три раза, но нельзя же обманывать десятилетиями одних и тех же людей. Почему массы рабочих и других трудящихся не голосуют за коммунистов, которые всегда утверждали, что наиболее последовательно выражают интересы этих классов?

Британские консерваторы, тоже характеризуемые «марксистами-ленинцами» как партия монополистического капитала, за последнее время побеждали на выборах несколько раз подряд и находились у власти около 20 лет, тогда как Коммунистическая партия Великобритании без помощи КПСС вообще существовать не смогла. Очевидно, что не предвыборные лозунги, а реальная политика консерваторов снискала им доверие масс избирателей, что она действительно отвечала интересам этих масс, в противном случае они отдали бы голоса другим партиям. В 1997 году они, впрочем, так и поступили, когда большинство мест в Палате общин получила партия лейбористов.

В демократических странах любая сколько-нибудь серьезная политическая партия стремится создать себе возможно более широкую социальную базу, выразить идеи и цели, которые близки возможно большему числу людей. Главное поэтому – выработка соответствующей социально-экономической политики, на базе которой происходит выбор политических средств ее реализации.

В XIX веке главный водораздел между партиями пролегал по линии отношения к таможенным пошлинам. Высокие (протекционистские, т.е. защитные) пошлины охраняли национальный рынок от иностранной экспансии, создавали благоприятные условия для развития отечественной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Сохранялись рабочие места, и увеличивалось их число. Это было лозунгом консерваторов, которые таким образом выражали прежде всего интересы предпринимателей, занятых у них работников, а также крестьян.

Низкие же пошлины открывали возможность для конкуренции на национальном рынке отечественных и иностранных товаров, приводили к снижению цен на товары, делая их доступнее для потребителя. Но это было чревато разорением для некоторых отечественных производителей, грозило увеличением безработицы. Интересы потребителя выражали обычно либералы, выступавшие под лозунгом свободной торговли (free trade).

К концу XIX века на политическую авансцену вышли партии социалистического толка, выражавшие интересы людей наемного труда, прежде всего рабочего класса. В первой половине XX века под влиянием кризисов перепроизводства, принявших глобальный характер и поставивших под угрозу разрушения все общество, резко возросло влияние революционного крыла рабочего движения –коммунистического, исповедовавшего марксистскую, позднее марксистско-ленинскую в разных вариантах идеологию.

Ее суть заключалась в огосударствлении всего общественного богатства и распределении по труду, невозможность которого показана нами выше. Средством соответствующего общественного преобразования должна была служить диктатура пролетариата. Усилилось также влияние другого экстремистского течения в рабочем движении – фашистского (Италия) или национал-социалистского (Германия), суть которого состояла в намерении построить рай на земле только для своей нации (в этническом смысле) за счет других. Оба крыла характеризовались стремлением использовать насилие в качестве главного средства «осчастливливания» человечества или, по крайней мере, своего народа.

Вторая мировая война полностью скомпрометировала фашизм и нацизм. Что же касается коммунистической идеологии, то по мере преодоления острых социально-экономических проблем индустриального общества влияние ее в развитых странах стало заметно падать. Коммунистические партии, впрочем, никогда там не выходили в лидеры, даже во время пика своих успехов в ряде стран (Италия, Франция, Япония) в первые годы после Второй мировой войны, обусловленного активным их участием в антифашистской войне.

Что же касается реформистского крыла рабочего движения, то принадлежащие к нему социалистические и социал-демократические партии (например, Лейбористская в Великобритании, Социал-демократическая в Германии, Социалистическая рабочая в Испании, Социалистическая во Франции) в результате выборов неоднократно становились правящими, а в Швеции Социал-демократическая партия правила десятки лет, создав в стране шведскую модель социализма, которая, впрочем, также оказалась в конечном счете неэффективной. Тем не менее реформистские партии стали в XX веке главным контрагентом консервативных партий, вытеснив с этой позиции либералов. К середине века они окончательно отказались от марксистской идеологии.

Надо сказать, что во второй половине XX века различие между консерваторами и либералами с точки зрения социально-экономических целей и путей их достижения практически сошло на нет. Интеграционные тенденции в мировой экономике означают в целом победу идеи свободной торговли. Главный водораздел между партиями в развитых странах пролегает ныне по вопросу о налогах, ибо от их размеров зависят возможности государства в оказании социальной защиты.

Неоконсерватизм и неолиберализм не отрицают необходимости социальной защиты для трудящихся, однако исходят из того, что низкие налоговые ставки способствуют развитию производства, увеличению числа рабочих мест, росту заработной платы и других доходов трудящегося, что дает ему возможность удовлетворять свои социальные потребности за плату, но зато по своему выбору и с высоким качеством.

Социалисты же, обращая внимание на то, что значительное меньшинство общества либо не находит своего места в общественном производстве, либо имеет доход, не позволяющий в необходимой мере пользоваться платными социальными услугами, выступают за более высокие налоговые ставки, дающие возможность государству гарантировать каждому достойный уровень жизни («Заставить платить богатых!»).

Впрочем, и социалисты не могут игнорировать тот факт, что высокие налоги влекут бегство капиталов из страны, а следовательно, уменьшение возможностей государства в оказании социальной защиты, особенно растущему числу безработных. В результате и эти различия в партийной политике показывают тенденцию к уменьшению.

Наряду с рассмотренными партийными ориентациями, предполагающими учет интересов самых различных слоев общества (в частности, и влиятельные социалистические партии учитывают интересы не только трудящихся), в политическом спектре демократических стран встречаются партии, объединяющие избирателей на более ограниченной основе, хотя и среди них тоже есть довольно влиятельные.

К числу ведущих партий в ряде стран принадлежат конфессиональные, объединяющие граждан на базе общности веры. Типичный пример – христианско-демократические, которые нередко являются массовыми. В Германии Христианско-демократический союз охватывает приверженцев двух ветвей христианской веры – католиков и евангелистов.

Особую подгруппу среди конфессиональных партий составляют клерикальные, которые стремятся подчинить государство влиянию определенной церкви. Клерикализм, представлявший собой заметное политическое течение в ряде стран (например, во Франции) еще в середине нынешнего века, к настоящему времени в развитых странах практически исчез, но приобрел вес в виде фундаментализма в некоторых исламских странах (например, в Иране).

Встречаются партии, ориентированные на определенную национальную общность, обычно национальное меньшинство. В качестве примера можно назвать Шведскую народную партию в Финляндии, Немецкую партию в Дании. В Болгарии, как отмечалось, такого рода партии запрещены Конституцией (ч. 4 ст. 11), хотя практически социальную базу такой влиятельной политической структуры, как Движение за права и свободы, составляет турецкое национальное меньшинство.

В последнее время во многих странах возникли и завоевали определенные позиции партии и движения «зеленых», борющиеся за соблюдение экологических требований (Германия, Испания, США и др.). Эти требования обычно сочетаются с общедемократическими и общесоциальными.

Современной политической жизни известны и такие партии, которые иначе, как курьезными, охарактеризовать невозможно. Например, одной из крупных фракций в польском Сейме (фактически нижняя палата парламента), избранном в 1991 году, располагала Партия любителей пива. Такие же партии создавались в 90-е годы в соседней Белоруссии и у нас в России. Но сколько-нибудь устойчивого заметного влияния в обществе им завоевать не удалось.

В политическом спектре каждой страны различаются партии и коалиции правые, левые и центристские, а также правоцентристские и левоцентристские. Эта классификация ведет свое происхождение от размещения партий в послереволюционном французском парламенте, где консерваторы сидели по правую сторону от председателя, а сторонники реформ – по левую.

Партии, выступающие за «резкие движения» власти, связанные с полным или частичным отказом от демократии в интересах достижения провозглашаемых ими целей, именуются радикальными (бывают правые и левые радикалы), а склонные к незаконным средствам борьбы – экстремистскими (т. е. допускающими крайности), среди которых тоже различаются правые и левые. Например, праворадикальными часто именуют партии неофашистского, националистического, расистского характера, а леворадикальными – коммунистические.

Однако социальная база первых в основном включает деклассированных неквалифицированных рабочих, разорившихся крестьян, мелких торговцев, недоучившихся студентов и т.п. а идеологическая риторика нередко демагогически обращается против крупного капитала («плутократов»). Поэтому особых отличий от левых у них нет. Экстремисты любой масти обычно склонны к террору, путчам и т.п.

В социалистических странах, как правило, существует только коммунистическая партия, сливающаяся с государством и подчиняющая себе его. Допущение других партий имеет место в отдельных случаях при условии признания ими «руководящей и направляющей» роли компартии. Порой такие партии носят искусственный характер. Например, в Китае, где подобного рода партий восемь, входящая в их число Крестьянско-рабочая демократическая партия объединяет представителей. медицинской интеллигенции.

В развивающихся странах наряду с указанными выше видами партий есть и такие, существование которых порождено специфическими условиями этих стран. Прежде всего надо отметить в этой связи национально-реформистские партии, которые стремятся добиться экономической самостоятельности соответствующих стран, создавая условия для развития национального капитала при сотрудничестве с капиталом иностранным.

К таким партиям можно отнести Индийский национальный конгресс (И), Институционно-революционную партию Мексики. «Революционно-демократические партии» и фронты, придерживавшиеся социалистической ориентации (демократического в них, впрочем, не было ничего), после краха «мировой социалистической системы» практически сходят с политической арены либо меняют свою идеологию.

Вообще необходимо учитывать, что название партии далеко не всегда говорит о ее социально-политическом характере. Определение «демократическая» мы можем встретить в названиях таких партий, для которых демократия отнюдь не является признаваемой ценностью (например, Национал-демократическая партия Германии). Есть партии называющие себя радикальными, но на деле от радикализма далекие, точнее – далеко от него ушедшие (например, во Франции, в Швейцарии).

Электорат партий не всегда определяется только их социальной базой, ибо одна и та же база может быть у нескольких партий. Подчас немалую роль играют, как отмечалось, местные и даже семейные политические традиции, когда люди из поколения в поколение голосуют за определенную партию.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Понятие партийных систем зарубежных стран.
  2. Основные виды политических партий в зарубежных странах.
  3. Функции и организационная структура политических партий.
  4. Институализация политических партий.

1. Понятие партийных систем зарубежных стран

Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Для этих стран при демократическом режиме характерно наличие нескольких политических партий.

Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институ-циализированных групп с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

А). Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства. В этих странах нет одной партии, которая исключительно осуществляет формирование правительства страны. Это Франция, Италия, Белоруссия, Украина, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.

Б). Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.

Многопартийная система такого типа существует, например, в Мексике, США, Великобритании, Индии. Либо это господство одной коалиции: Германия и др.

В). Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун, Китай, Куба и др.).

2. Основные виды политических партий в зарубежных странах.

В зарубежных странах действуют различные по своим социально-экономическим установкам политические партии. Их можно подразделить на две основные группы: консервативные и социал-демократические (социалистические) партии.

Консервативные партии выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов, что позволяет, по их мнению, оживить экономическую конъюнктуру, обеспечить стабилизацию финансов и рост уровня жизни граждан. К этим партиям относятся республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, либерально-демократическая партия Японии и др.

Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.

В политических системах демократических стран коммунистические партии, как правило, выступают за огосударствление экономики, в той или иной степени придерживаются идеологии марксизма-ленинизма или его модификаций.

Среди политических партий выделяются конфессиональные (вероисповедные) партии, которые активно используют в своей деятельности религиозную идеологию. Эти партии часто являются весьма влиятельными политическими организациями. В числе католических партий можно назвать Христианско-демократический союз ФРГ (эта партия сотрудничает и с протестантской церковью), социально-христианскую и христианскую народную партии Бельгии. Конфессиональные партии могут опираться на самые различные религии. Так, партия комэйто в Японии является политической организацией религиозного буддистского общества Сока-гаккай.

В некоторых странах определенным влиянием пользуются националистические партии. Питательной базой для них являются националистически настроенные группы населения.

3. Функции и организационная структура политических партий

Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами.

Вторая функция политических партий состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламенты, представительные органы субъектов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании.

Третья функция политических партий состоит в том, что они принимают прямое или опосредствованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации. Оппозиционные партии предлагают альтернативные решения, которые могут стать правительственными в случае изменения политической ситуации.

Таким образом, партии активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. Выделяют и другие функции политических партий: информационная, институциональная, коммуникативная и др.

В основу структуры положено членство. Хотя существуют партии и без официально установленного членства. Типичным примером организационно неоформленных партий являются главные политические партии США - республиканская и демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.

Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера, например, партийное отделение или ячейка.

Главным звеном партийной структуры является комитет избирательного участка, возглавляемый участковым партийным капитаном.

В крупных городах вышестоящей партийной организацией по отношению к избирательному участку является партийный комитет квартала.

В некоторых странах создаются партийные комитеты округов - избирательных, судебных и др. Округа по своим размерам различны. Высшей партийной инстанцией, как правило, является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета).

Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью партии, является исполнительный комитет. Важное место в механизме партий занимают фракции партии в парламенте.

Общая тенденция к бюрократизации и централизации, свойственная политическим партиям, находит свое выражение в том, что количество организационно неоформленных партий неуклонно сокращается. Организационно оформленное членство с обязательной уплатой партийных взносов и обязанностью подчиняться партийной дисциплине становится обязательным атрибутом организационной структуры политических партий.

4. Институализация политических партий.

В зарубежных странах особую важность в современную эпоху приобретает институализация политических партий. Речь идет прежде всего о порядке их образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности. Длительное время это было вне пределов правового регулирования государства. Политические партии рассматривались государственной властью как частные организации, подобные различного рода клубам и обществам. Положение изменилось, когда партии были признаны составной частью политической системы первоначально доктриной, а затем и конституционным правом. Однако степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах.

В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий - внешний и внутренний.

Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В ряде конституций, принятых после второй мировой войны, содержатся положения, касающиеся политических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современного конституционализма.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий - съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности.

Издаваемые в этом порядке партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно. Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты и пр.).

Для современного этапа характерна тенденция к более тесным контактам между аппаратом политических партий и государственным аппаратом. Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.

Вопрос 92. Образование коммунистических партий

Следствием послеоктябрьского революционного подъема и прямого воздействия октябрьской революции было создание коммунистических партий, что было одним из самых важных итогов революционной волны того периода.

До этого времени руководство рабочим движением находилось большей частью в руках партий, руководимых лидерами правой или прикрыто-центристской ориентации. В годы первой мировой войны они занимали национал-шовинистическую позицию, т. е. способствовали политике «войны до победы».

В 1918 г. образуются, как мы уже говорили, коммунистические партии в Германии и в Польше .

В 1919 г. возникает компартия Югославии; болгарские «тесняки» принимают название коммунистов, создается коммунистическая партия в Соединенных Штатах .

В 1920 г. на съезде социалистической партии в г. Туре большинством голосов было принято постановление о присоединении к коммунистическому Интернационалу. Так было положено начало коммунистической партии Франции.

В том же 1920 г. создается коммунистическая партия в Англии, образуется коммунистическая группа внутри социалистической партии Италии. Через год она обособится в коммунистическую партию.

1921 г. образуется коммунистическая партия Чехословакии. Коммунистической партии Китая, Коммунистической партии Бразилии. За год перед тем собираются в компартию революционные марксисты Индонезии.

Становление партий рабочего класса, партий нового типа, проходило отнюдь не гладко. Сказывались пережитки реформистского прошлого, а в противовес ему – ошибки «левого» характера, которые В. И. Ленин назвал «детской болезнью „левизны“ в коммунизме». Мнимо левая революционность выражалась в теориях, отрицавших компромиссы с буржуазными или социалистическими партиями и движениями, в отказе от работы в реакционных профсоюзах, в стремлениях увести пролетариат от борьбы за парламент и присутствие в парламенте как аппозиционного течения представляющего интересы трудящихся.

Новые партии рабочего класса объединились коммунистическим Интернационалом.

Состоявшаяся в марте того же года конференция коммунистических партий решила конституироваться в качестве конгресса интернационала: присутствовало 52 делегата от 30 стран мира.

Важнейшее значение для выработки тактической линии партии, для их большевизации имели решения конгрессов Коминтерна. Укажем в этой связи на решение 3 конгресса (1921 г.), осудившего сторонников глубоко ошибочной «теории наступления», настаивавших на том, что коммунисты должны вступать в бой всегда и везде, не заботясь о том, идут за ними массы, или нет; на решения 4 конгресса Коминтерна (1922 г.) о тактике единого рабочего фронта, о единстве действий с низами социалистических партий о возможности-соглашения с лидерами этих партий, о том, что в известной исторической ситуации возможно образование рабоче-крестьянского правительства с участием коммунистов и представителей других рабочих и крестьянских партий.

Буржуазные правительства прекрасно понимали разницу между коммунистическими партиями и реформистскими. Они не замедлили обратить против коммунистов все те преследования, которые оказывались возможными, – законные и незаконные.

Несмотря на это, мировое коммунистическое движение росло и крепло. К 1935 г. когда собрался 7 конгресс Коминтерна, в мире существовало 60 коммунистических партий. Они объединяли 800 тыс. человек, а с ВКП (б) – более трех миллионов.

Таким образом, главнейшим и имеющим наибольшую значимость итогом октябрьской революции в революционном подъеме является образование коммунистического движения и партий практически по всему миру.

Политические партии и партийные системы зарубежных стран

1. Политические партии

Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Без политических партий невозможна никакая политическая система, так как в этом случае не будет второго, важнейшего, после государства, элемента. В современном мире в условиях любой демократии, даже самой формальной, без политических партий не может функционировать государство. Государства без партий имеются, но это:

а) либо государства без развитых политических традиций и политических структур, с очень своеобразным составом населения, которое еще не нуждается в организациях, выражающих политические стремления граждан.

Такие государства, именуются чаще всего предбуржуазными автократиями (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бутан, и т.д.);

б) либо это государства с тоталитарными режимами, которые, чаще всего после военных переворотов, насильственно прекращают легальную деятельность политических партий – современная Нигерия, Чили в период правления президента Пиночета в 70–80 гг. и т.д.

Политические партии, в современном понимании этого слова, сложились в ходе становления и развития индустриального рыночного общества, которое пришло на смену феодальному обществу, и которое мы привыкли именовать буржуазным обществом. Отметим, однако, что прообразы политических партий были уже в Древней Греции и Древнем Риме.

Что же считать политической партией, каковы ее признаки и отличительные черты?

Как формулируют понятие политических партий? Все определения последних лет начинаются с того, что этимология слова «партия» восходит к латинскому слову «pars», что означает часть. Партия – это всегда какая–то часть, группа людей, имеющих некие специфические особенности.

Дефиниции последних лет, имеющиеся в российских учебниках, в известной степени перекликаются со своими предтечами. Например, определение, данное в учебнике конституционного права зарубежных стран под редакцией Б.А. Страшуна, также начинается с того, что политическая партия – это активная и организованная часть общества.

Не претендуя на универсальность и законченность, мы полагаем, что политическая партия – это организованная (или не имеющая строгой организации) группа людей, объединенная задачей завоевания, удержания или использования государственной власти, выражающая интересы определенного класса, социальной, этнической группы, религиозной общины, или иной человеческой общности. Любая партия выступает на политической арене с определенными политическими действиями, целями, стремлениями, вмещающимися в рамки цивилизованного поведения, исключая, к примеру, политический терроризм.

Когда группа людей, имеющая какой–то общий интерес и некую степень организации, становится партией? Можно определить формальный момент образования партии. К примеру, партия возникает с момента юридической регистрации в качестве таковой в специальном государственном органе – например, при регистрации в Министерстве юстиции или каком–то ином аналогичном государственном учреждении. Хотя это бывает не всегда. Во многих зарубежных странах такая регистрация не является обязательной.

Мы полагаем, что фактическое создание партии возникает с момента, когда группа людей ставит своей задачей борьбу за участие в государственной власти, когда эта группа людей вступает в политический процесс и начинает заявлять о себе как об участнике политического процесса, когда претендует на это участие и реально участвует. Но, применительно к демократическим режимам, группа людей превращается в политическую партию со вступления в избирательный процесс, с момента заявления о том, что эта группа людей будет выдвигать своего кандидата, будет вносить свое название в избирательные списки – то есть, участвовать в избирательной кампании.

Как же конституции закрепляют правовой статус политических партий? Нужно отметить, что конституции XIX и первой половины XX века, как правило, это вопрос практически не регулировали. Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия. Основной закон ФРГ – Конституция 1949 года – четко определяет основные принципы правового положения политических партий. В ней сказано (Ст.21), что партии могут свободно создаваться, что их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Одновременно конституция ФРГ фиксирует положение, что партии, которые стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его, или поставить под угрозу существования Федеративную Республику Германии, являются антиконституционными, и деятельность таких партий запрещается.

Кроме конституции правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях (в странах, где используется судебный прецедент). В некоторых конституциях или законах специально не оговариваются нормы, касающиеся партий, а партии приравниваются к другим общественным формированиям, союзам, объединениям и ассоциациям. Поэтому на политические партии могут распространяться нормы, общие для всех этих общественных организаций. Если речь идет о специальных законах, о политических партиях, то такие законы есть в ФРГ (1967), Португалии (1975), Австрии (1975), Испании (1978, с дополнениями). Есть специфический вид законов, которые регулируют финансирование политических партий. Иначе говоря, есть такие подходы, что регулируется не вообще правовой статус партии, закрепляется не универсальное регулирование, а берется одна сфера их жизнедеятельности. Такие законы есть в Швеции (1975), Финляндии (1969), США и ФРГ (1973). ФРГ наиболее подробно регламентирует вопрос о финансировании партии.

Какие вопросы включаются в регулирование статуса политических партий, помимо названного финансирования? Правовая регламентация охватывает несколько направлений. К примеру, закрепление понятия партии, разграничение партий от других общественных организаций, закрепление статусной роли, функции, порядок образования и основные принципы функционирования. В некоторых случаях могут закрепляться формальные требования к образованию партий (например, определенный минимум числа членов), может закрепляться обязательная регистрация, обязательность определенного числа филиалов в регионах. Перечисленные требования отнюдь не всегда характерны. Могут быть и иные. Кроме того, в законах может закрепляться участие партии в деятельности государственных органов. Закрепляются основные направления работы, скажем, принципы деятельности партии во время выборов, либо участие в комплектовании органов государства, участие в деятельности парламента.

В некоторых законах закрепляются пределы полномочий политических партий, перечень определенных запретов. Например, закон может содержать такие нормы, что партии не могут выступать против конституционного строя государства, не могут призывать к нарушению неделимости территории государства, призывать к войне и т.д. Законы, регулирующие деятельность партии могут включать в себя формы и порядок их запрета, в случае нарушения партиями определенных условий.

Наиболее подробно законы регулируют отношения между партиями и парламентами. Отношения с другими органами государства, как правило, менее урегулированы. Отношения партия–парламент – наиболее естественны и поэтому наиболее урегулированы. Например, Конституция ФРГ содержит даже упоминание «Партийная фракция в парламенте».

В Конституции Италии сказано, что комиссии палат образуются пропорциональным составом парламентских групп. А парламентские группы – это партийные группы (фракции). Также участие партийных фракций и их правовое положение в парламенте детально урегулированы в Конституции Швеции в акте о Ригсдаге 1974 года.

Более подробное закрепление взаимоотношений партий и парламента обычно содержится в более конкретных законах. Прежде всего, в регламентах парламентов. Эти регламенты (уставы) содержат положения, определяющие понятия партийных фракций, права фракций, требования к образованию фракции и т.д.

Законы могут регулировать правила использования партиями средств массовой информации. Нормы, посвященные этому вопросу, содержатся либо в законах, либо в постановлениях правительства. Например, может отводиться определенное общее количество телевизионного времени для политических партий во время избирательных кампаний. Могут закрепляться принципы распределения этого времени между партиями. (Это время часто зависит от численного представительства партии в парламенте). Крупные фракции часто получают большее количество времени, мелкие – меньшее. В некоторых странах все партии формально имеют одинаковую возможность выступать на радио и телевидении во время избирательной кампании, но бесплатного времени отводится не очень много, а количество платного выделяется – в зависимости от сумм, собранных той или иной партией для избирательной кампании.

Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии – одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло, и в законодательстве многих стран содержатся положения, обязывающие политические партии предоставлять государственным органам ежегодные отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.

В ряде стран закон закрепляет возможность финансирования партий из бюджета, т.е. государством. В основном речь идет о возмещении расходов после выборов. Такие законы есть в Дании, Швеции, Финляндии, ФРГ. Как правило, возмещение идет в каких–то определенных пропорциях. Например, после выборов подсчитывается, сколько каждая партия получила избирателей, и за каждого избирателя государство платит партии определенную сумму. Скажем, в ФРГ предвыборные расходы в последние годы возмещались по такому принципу: за каждого проголосовавшего избирателя партия получала после выборов по 5 марок.

Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах, т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах, содержащихся в них, и государство, утверждая устав, как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу, могут содержаться в иных разделах и статьях. Например, в Конституции Италии статья о партиях помещена в разделе о правах и свободах. Там членство в партии рассматривается как одно из политических прав личности (Ст.49). В Конституции Греции тоже нет специальной главы, а статья 29, посвященная партиям, помещена в разделе об устройстве государства – в одном из самых важных мест в конституции.

В любом случае, правовое или конституционно–правовое регулирование статуса партии – это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.

Вопрос о классификации партий – достаточно разработанный. В литературе нет единства по этому поводу, и, в принципе, не может быть единства, т.к. каждый исследователь подходит к этому вопросу по–своему, и каждый выбирает наиболее понравившиеся ему критерии, которые кладутся в основу классификации. Чаще всего, партии классифицируют по их социально–экономической ориентации, то есть – по отношению к формам собственности и способам распределения общественных благ. По самому популярному критерию партии делятся (с достаточной степенью условности) на три основные группы:

· партии консервативного типа

· партии центристского типа

· партии левого типа.

Это очень приблизительное деление, но оно весьма популярно и применяется практически в каждой стране. Правда, иногда понятия «правые–левые» несколько путаются, иногда то, что в некоторых странах «левое» в других считается «правым». Особенно много путаницы было в бывших социалистических странах. Отметим, что все–таки имеется мировой подход по этому поводу. Партии консервативного типа – это партии, которые предполагают минимальное участие государства в распределении социальных благ. Партии консервативного типа еще иногда называют партиями правой ориентации. Но в последнее время модно называть их консервативными партиями. Словосочетание «правая партия» в массовом восприятии имеет определенный негативный оттенок.

Партии консервативного типа – это партии, которые получили свое название от английской партии консерваторов, которая в XVIII и XIX веке, называлась партией тори, имела весьма характерную идеологическую и социальную направленность. Взяв за образец английских консерваторов, многие политические деятели объявляют себя партией консервативного типа, имея в виду как эталон прославленных англичан.

Прежде, чем более подробно рассказать о партиях консервативного типа, нужно отметить, что за рубежом практически любая более или менее стабильная политическая партия имеет внутри разные идейные части, фракции, течения. Почти о каждой политической партии можно сказать, что внутри нее есть и свои центристы, и свои консерваторы, и свои левые. То есть эта схема – консерваторы (правые), центристы и левые – применима не только ко всему спектру партий, но даже к любой отдельной конкретной партии, поскольку все зарубежные партии неоднородны и имеют разные течения внутри. Если исходить из этой позиции, то могут быть «консервативные консерваторы», «центристские консерваторы» и «левые консерваторы». Партии консервативного типа необязательно будут называться именно так – «консервативная» или «правая» партия. Например, в Японии партия консервативного типа называется либерально–демократической партией, в ФРГ – это Христианско–демократический союз и Христианско–социальный союз (ХДС/ХСС). То есть, партии консервативного типа одновременно со своим фундаментальным консерватизмом могут склоняться к христианским ценностям или ссылаться на либеральные ценности в экономике.

Партии консервативного типа объеденены в международном масштабе. Международный демократический союз (МДС), известный как консервативный Интернационал был образован в 1983 г. в Лондоне представителями Европейского демократического союза (создан в Зальцбурге, Австрия в 1978 г.) и Тихоокеанского демократического союза. Консервативный Интернационал проводит ежегодные съезды. Постоянно действующий секритариат находится в Вене. Члены этого объединения регулярно встречаются, обмениваются своими представлениями о реальной политике, о проблемах экономики, экологии и т.д. МДС не принимает каких–то обязательных решений, а является совещательным органом, участие в котором имеет координационно–контактные цели.

Партии центристского типа получили свое название потому, что они находятся как бы посередине политического спектра – между консерваторами и левыми. Партии центристского типа, чаще всего, используют в своих названиях такие слова, как либеральная партия (Либеральная партия Великобритании), свободно–демократическая партия (Свободно–демократическая партия Германии), демократическая партия. Часто употребляется термин «партия центра» (например, в Швеции, во Франции). Эти партии обычно отражают идеологию, так называемого, среднего класса. Правда, далеко не всех представителей среднего класса, а может быть, наиболее просвещенной части. В центристские партии часто входит научно–техническая, творческая интеллигенция. Обычно это партии небольшие по размеру, но очень влиятельные, поскольку включают в себя сильных идеологов – блестящих публицистов, экономистов, идеи которых достаточно популярны и привлекательны. В некоторых странах партии центристского типа (либеральные партии) ближе к партиям консервативного типа, в некоторых – ближе к партиям левого фланга. В любом случае, у них есть определенное место, которое хорошо ощущается сторонниками или противниками этих партий. После перечисления названий этих партий, их основных программных целей каждому ясно, к какой группе партий относится та или иная партия центристского типа.

Либеральный Интернационал имеет свой Манифест либералов, который закрепляет наиболее привлекательные ценности либерализма. Например, в Манифесте либералов говорится, что «человек – это выдающееся и самое уникальное существо, наделенное силой независимого мышления и действия и способностью отличить правильное от неверного». Членство в этом Интернационале – это почетная привилегия, т.к. объединяет своих членов не по принципу экономических или прочих выгод, а по принципу единых взглядов на мир.

Левые партии делятся на несколько течений или разновидностей. Их можно разделить на партии буржуазно–реформистского типа, партии социал–демократические и коммунистические (рабочие) партии. Каждая из них имеет большую специфику, но в принципе их все можно отнести к левым партиям. Партии буржуазно–реформистские – это партии, которые недалеко стоят от центристских. Отличие у них лишь в том, что они прокламируют более активную роль государства в экономике и перераспределении благ. Они считают целесообразным национализировать какие–то сферы экономики или транспорта, т.е. они ближе к идеям социалистов, поэтому и считаются левыми партиями. Из наиболее известных партий данного типа можно назвать партию Индийский национальный конгресс или Институционно–революционную партию Мексики. Это достаточно известные и влиятельные партии, правда, от них часто отделяются какие–то группы (которые затем образуют самостоятельные партии), но это старейшие и уважаемые в мире партии.

Говоря о социал–демократических партиях, надо отметить, что это очень влиятельные партии, которые занимают больше места в современном мире, чем левые партии буржуазно–реформистского типа. Это партии, у истоков которых стояли такие известные деятели, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс, потому что первыми социал–демократами они как раз и были. Первой социалистической организацией был коммунистический Интернационал. Затем, как известно, дороги первых социалистов разошлись. В начале XX века от социал–демократов отделилась самое левое крыло, которое потом образовало коммунистические партии в России, Германии и ряде других стран. Традиционное (правое) крыло социал–демократии без коммунистов успешно существует и по сей день.

Социалисты также имеют международное объединение, которое называется Социалистический Интернационал, или сокращенно Социнтерн.

Коммунистические левые партии (так сказать, «левые среди левых»), до недавнего времени, были достаточно влиятельной силой, объединялись в международном масштабе, имели свои печатные органы (журнал «Проблемы мира и социализма»). После распада СССР роль коммунистических и рабочих партий значительно снизилась, и это движение находится в серьезном кризисе, хотя в некоторых странах коммунистическое движение еще достаточно сильно. Из самых крупных партий данного направления можно назвать коммунистическую партию Китая, Японии, есть целых две коммунистических партии в Индии. Но все–таки кризис – это наиболее подходящее слово к определению состояния коммунистического движения в Европе, Латинской Америке, во многих странах Азии (за исключением названных).

Кроме названной классификации партий есть еще классификации партий сугубо научного толка. Например, ряд исследователей выделяют группу партий парламентско–электорального происхождения (или парламентарные партии) и партии непарламентские (не рассчитывающие на участие в деятельности парламента). К первым относятся большинство партий Запада. Целью их создания является объединение граждан, объединяющихся для того, чтобы обеспечить выдвижение и избрание своего представителя, т.е. человека, чьи взгляды они разделяют в парламент или на какую–нибудь избираемую должность. Парламентские и непарламентские партии отличаются друг от друга и формами работы, и отношением их членов друг к другу. Партии парламентского типа – это, в основном, группа лидеров и просто избиратели, поддерживающие их. А непарламентские партии предполагают более четкое организационное единство, более строгие правила членства, функционирования внутри партии. В качестве примера парламентских партий чаще всего называют Республиканскую партию США, Демократическую партию США, Христианско–демократическую партию Италии (которая сейчас не существует). К партиям непарламентским – некоторые социал–демократические и коммунистические партии в силу их особого происхождения и более строгой организации.

Интересна классификация, которая приводится рядом ученых – это деление партий на правительственные и оппозиционные. По мнению многих западных ученых, правительственные партии – это партии, которые являются как бы вспомогательными механизмами государственных органов. Они, как правило, консервативного направления, а оппозиционными принято считать партии более радикального типа, партии, которые стремятся вытеснить правительство и занять его место. Деление на радикальные и консервативные можно считать достаточно условным, иногда партии в ряде стран меняются местами, и после итогов одних выборов правительственная партия внезапно становится оппозиционной и наоборот.

Есть разделение западных партий на партии идеологические и партии деловых интересов. Под идеологическими понимаются партии, которые имеют определенную идеологию, программы. Они могут ставить какие–то экономические или экологические цели, т.е. есть определенную сумму религиозных, философских и прочих установок, на которые и ориентируются граждане. Партии деловых интересов – не ставят во главе угла программы, а ориентируются, опять–таки, на определенных лидеров, на лозунги, а не программы. Это более персонифицированные партии, ставящие конкретные сиюминутные цели.

Некоторые партии делятся еще по их основному социальному составу. Если большинство их членов – рабочие, то это рабочие партии. Если большинство составляют фермеры или представители крестьян – это будут аграрные, сельскохозяйственные партии. Если партия, скажем, аграрная, то не обязательно, что в ней только фермеры. Такие партии принимают любых граждан, сочувствующих целям и задачам. Но направленность и основной состав определяет такую партию по социальной принадлежности членов. Так лейбористская партия Великобритании на 80% состоит из рабочих, и ее название вполне соответствует составу. В советские времена самым популярным было деление на партии крупной буржуазии, средней и мелкой буржуазии. Сейчас говорить о крупной, средней, мелкой буржуазии, конечно, можно, но это такой незначительный процент населения, что именовать какую–то партию партией крупного капитала, или мелкой буржуазии, если этой буржуазии в партии 0,5%, а большинство – рабочие и служащие и т.д. то можно только с очень большой степенью условности. Такое деление «вышло из моды».

Есть деление партий на элитарные и популистские партии. Элитарные партии очень небольшие, своеобразные, с какими–то экстравагантными программными целями, а популистские могут быть в какой–то момент очень большими, на какой–то момент включать по нескольку тысяч. Популизм – вещь приходящая, такие партии как возникают, так и исчезают.

Выделяют партии с индивидуальным членством, с коллективным членством, есть партии, членами которых считаются все избиратели, голосующие за эту партию.

Важный критерий для классификации – критерий отношения к религии. По этому признаку выделяют партии клерикального типа и партии конфессионального типа.

В последнее время стали выделять партии, основанные по признаку пола. Речь идет о женских партиях. Женские партии есть в Бельгии, Исландии и некоторых других странах.

Выделяют группу партий, которые объединяют сторонников охраны и защиты природы. Это экологические партии, или партии «зеленых». Такие партии особенно влиятельные и сильны в странах Западной Европы – ФРГ, Голландии, Австрии, Франции.

Совершенно особое место занимают, так называемые, национальные партии. Они существуют в тех странах, где есть достаточно крупные национальные общности (этнические общности), которые как–то отличаются от основной массы населения, либо все население состоит из 2–3 крупных этнических групп. Такие партии есть в Великобритании: это Шотландская национальная партия и Уэльская националистическая партия. В Финляндии есть Шведская народная партия. Очень известна франкоязычная партия в канадской провинции Квебек. Она так и называется – партия Квебека и объединяет, так называемых, франкофонов. Национальные партии – очень своеобразная группа партий. В некоторых странах они являются обычным элементом политической системы (как, например, в Финляндии шведская народная партия – самая нормальная, без всякого экстремизма), а в некоторых – партии с определенной долей политического экстремизма.

Наконец, есть группа партий, которые можно назвать экзотическими партиями. Среди них – партии любителей пива, как в некоторых странах Восточной Европы, или, например, либертарианская партия, партия сухого закона. Эти партии нельзя представить как какое–то массовое политическое течение, но они есть, они влияют на политический процесс и иногда попадают в парламент. Например, либертарианцы, это группа, которая защищает интересы сексуальных меньшинств, проституток, таких людей, которые, по мнению либертарианцев, подвергаются унижениям и дискриминации в государстве.

Есть еще редкая группа партий – это региональные партии, которые, в отличие от национальных или клерикальных, объединяют не представителей какой–то религии или этнической группы, а жителей отдельного региона, которые сознают свою некую особость, свой особый статус.

2. Партийные системы

политическая партия система

Страны делятся на группы в зависимости от того, сколько там партий, как они действуют, как соотносятся друг с другом, и с государством. Принято считать, что идеальным является состояние, когда в государстве много партий и все они активно участвуют в политической жизни, т.е. многопартийное состояние или многопартийная система.

В науке называют и другие возможные ситуации. Кроме многопартийной системы называются еще двухпартийная система, существует однопартийная система, есть ряд государств вообще без партий.

Многопартийная система в большинстве высокоразвитых стран Запада, Азии, Латинской Америки сложилась постепенно и в настоящее время представляет собой самое распространенное явление. Многопартийность вырастала и вырастает из противоречивых интересов различных слоев населения, из неоднородного и пестрого национального состава стран, из социальных противоречивых интересов и т.д. В целом, многопартийность дает возможность разным социальным группам и их представителям бороться за влияние на государственные органы, направлять туда своих представителей и этим добиваться своих целей. То есть в таком многоголосном хоре у каждого может быть свое место.

Есть ли оптимальное число партий, которое считается наиболее демократичным? Об этом можно говорить со значительной степенью условности. Полагают, что, если в государстве есть 5, 6, 8 партий, то эти партии, влияя друг на друга, образуя разные коалиции и союзы, сменяя друг друга, могут обеспечить политический плюрализм, реальную демократию. Для большинства стран Европы как раз характерно наличие 7–8 партий в каждой отдельно взятой стране. Например, во Франции можно насчитать свыше десятка более–менее влиятельных политических партий. Две наиболее влиятельные партии во Франции – это Социалистическая партия Франции, и Объединение в поддержку республики (партия, созданная Де Голлем). Это две наиболее влиятельные партии во Франции. Представитель Социалистической партии Миттеран 14 лет был президентом, а теперь его сменил Жак Ширак, представитель партии ОПР. Кроме этих двух крупнейших партий во Франции есть и ряд других. Так до сих пор достаточно популярна Французская коммунистическая партия, есть партия суперправого типа «Национальный фронт», во главе с Жаном–Мари Ле Пеном, есть партии крестьянские (Национальный центр независимых и крестьян), есть центристские партии («Центр, демократия, прогресс»), партия зеленых, Республиканская партия радикалов и радикал–социалистов, партия Независимых республиканцев (ее лидер – знаменитый в недавнем прошлом политик Валери Жискар Д ’ Эстен). Есть, кроме социалистической партии, Объединенная социалистическая партия. Партия демократического центра и т.д.

Довольно пестрый спектр партий в Италии; 8 активных партий – в Нидерландах; 4 сильные партии в ФРГ и т.д.

Многопартийная система имеет свои разновидности. Чаще всего, называют три из них:

· многопартийная система без доминирующей партии (3–4 партии примерно одинаковые по численности и по поддержке избирателями). Они равномерно набирают по 20–30% голосов и, чтобы образовать правительство, вынуждены объединяться в коалиции (Италии, Голландия, и др.);

· многопартийная система с доминирующей партией. Это довольно любопытный вариант, он более 40 лет существовал в Японии. Там имеется около полудюжины активных партий, но одна из них все время доминировала, т.к. имела стабильно более половины голосов избирателей. Это Либерально–демократическая партия Японии. Последние несколько лет ситуация изменилась, потому что Либерально–демократическая партия рассыпалась на несколько партий, и модель многопартийной системы с доминирующей партией превратилась в многопартийную систему без доминирующей партии;

· третья модель многопартийной системы – блоковая модель. Она означает такую ситуацию, когда существует многопартийная система с множеством партий, которые объединяются в избирательные блоки, чтобы набрать большее число голосов. Блоковая модель много лет существует во Франции, поскольку до победы на выборах все полтора десятка партий объединяются в три–четыре блока.

Двухпартийная система – это достаточно условный термин, потому что двухпартийная система не закрепляется специально в каком–то законе или конституции, а складывается непроизвольно. Это такая система, когда при формальной многопартийности две ведущие партии, попеременно сменяя друг друга, монополизируют власть. То есть одна партия уступает место только другой, не допуская какую–либо третью, четвертую и т.д. Двухпартийная система первоначально сложилась в Великобритании, где еще в XVIII веке были две партии «виги» и «тори». «Тори» представляли интересы аристократии, а «виги» – средний класс. То завоевывая, то теряя доверие монарха, они то возглавляли правительство, то лишались его и уходили в оппозицию. Эта система оказалась особенно удобной, так как не затрагивала важнейших государственных устоев, позволяя менять отдельных политиков. Сейчас классическая двухпартийная схема существует в США – республиканцы и демократы попеременно сменяют друг друга. Там сложилась оптимальная ситуация (с точки зрения стабильности режима), т.к. одна партия представлена президентом, а вторая имеет большинство в парламенте. Таким образом, президент и конгресс все время держат друг друга в напряжении, что оказывается полезным для государства.

Однопартийная система – состояние ненормальное. Однопартиная система – это бессмыслица, ведь партия – это часть чего–то. А система должна иметь несколько элементов, т.к. одна часть без другой части не составит единого целого. Однопартийные системы появляются, как правило, после военных переворотов, революций, когда какая–то правящая группа (хунта) запрещает, разгоняет все партии и образует исключительно для себя какую–то придворную партию. Есть правда случай, когда с какими–то оговорками допускается принцип однопартийности (это даже не партия в чистом виде, а некий фронт, группа партий, выступающих как единое целое). Примером служит период борьбы колониальных народов за независимость, когда партии объединялись, к примеру, во Фронт национального освобождения (Алжир).

Состояние беспартийности

В ряде стран существует положение, когда никаких партий нет. Это бывает в двух вариантах:

а) когда партий не было никогда (общество в данной стране не достигло такой степени поляризации, чтобы создавать партии);

б) второй вариант, когда партии запрещены в результате насилия.

В настоящее время есть около 20 стран, в которых не имеется партий. Некоторые из них никогда не будут иметь партий. Например, княжество Бутан – там просто нет политико–социальных предпосылок для создания партии. У государства Ватикан, мы думаем, также никогда партий не будет, потому что это государство очень своеобразно. В таких государствах, как Гана, Гвинея, Иордания партии были, но теперь они запрещены. А в Катаре и Кувейте говорить о создании партий пока преждевременно. Ливия, Мавритания, Мальдивы, Нигер, Нигерия, Оман – это те страны, в которых или не было партий, или как только они появились, как их запретили. К этим странам можно добавить такие государства, как Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея, Объединенные Арабские Эмираты – это страны, в которых партий не было никогда.

Государства, где существует или до недавнего времени существовала однопартийная система – это Заир, Кения, Конго, Кот Д ’ Ивуар и т.д. Говорить о какой–то демократии в этих странах не приходится.

Там партии представляют сторонников правящего режима, иногда вступающих в «партию», чтобы не потерять место на государственной службе, а иногда просто включенных в такую партию, т.к. неучастие в ней означало бы явную нелояльность к режиму, проявление политической демонстрации и т.д. результатом чего могли быть либо превентивный арест, либо уход в партизаны.

Своеобразным феноменом была ситуация в Гвинее. Много лет там существовала партия с весьма незамысловатым названием – Партия государства Гвинея. Туда входили все государственные служащие, «прогрессивные» предприниматели и бизнесмены, военнослужащие и т.д. Кроме того, имелось женское отделение партии, молодежное отделение, детский филиал. Это очень характерный пример однопартийной системы. Он настолько характерен, что в западных источниках Гвинея называлась в числе стран без партий.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu