marți, 23 februarie 2016

в каких эпизодах

Тематическое планирование курса литературы в 7 классе

(68 часов по программе)

Урок 1. "Читайте не торопясь. " М. Горький

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.

Слово о литературе. Выразительное чтение по учебнику (стр. 3-4) статьи "Читайте не торопясь. " Какие советы, данные М. Горьким, К. Паустовским, Д. Лихачёвым, кажутся наиболее важными?

Объяснение смысла пословиц "В хороших книгах охотно роются", "Выбирай писателей так, как выбираешь друга".

Рассмотреть учебник, обратить внимание на его построение.

Обмен впечатлениями о прочитанных летом книгах.

Устное народное творчество. Былины

Урок 2. "Поэтическая сила" былины. Былина "Вольга и Микула Селянинович"

Слово учителя о былинах, чтение вступительной статьи о былинах (стр. 5-9), обратить внимание на художественный строй, ритм, строение стиха былины.

Чтение былины "Вольга и Микула Селянинович", выяснение первоначального впечатления о прочитанном.

Урок 3. Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула - носитель лучших человеческих качеств

Выразительное чтение былины, анализ содержания, работа с трудными словами: оратай, присошечек, обжи и др.

Урок 4. Былина "Илья Муромец и Соловей - разбойник". Илья Муромец - любимый герой русских былин

Знакомство с содержанием былины. Работа над выразительным чтением. Выборочный пересказ эпизодов. (Например, "Подвиги Ильи Муромца на пути в Киев" и др.).

Уроки 5-6. Внеклассное чтение. "В мире былин"

Урок - обобщение на материале самостоятельно прочитанных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче.

Выразительное чтение, художественный пересказ отрывков былин просмотр фильма "Русские былины", обращение к иллюстрациям художников И. Билибина, К. Васильева, В. Васнецова, прослушивание былин в грамзаписи.

Уроки 7-8. Урок развития речи. Сочинение. Написание своей былины

Уроки 9-10. Народная мудрость пословиц и поговорок

Слово учителя о пословицах и поговорках, пересказ статьи в учебнике "Пословицы и поговорки" (стр. 16-17). Беседа о меткости и точности языка пословиц, их краткости и выразительности, прямом и переносном смысле.

Конкурс "Кто больше знает пословиц и поговорок?" Знакомство с пословицами и поговорками народов мира.

Урок 11. Урок развития речи

Урок - конкурс на составление лучшего сюжета по пословице.

Древнерусская литература

Урок 12. "Повесть временных лет"

Слово учителя о древнерусской литературе. Чтение статьи в учебнике (стр. 25-26). Знакомство с отрывками из "Повести временных лет". Беседа. (Как трудились над рукописной книгой? Какие жанры литературы включены в "Повесть временных лет"? Какова основная мысль текста?)

Уроки 13-14. "Поучение" Владимира Мономаха". "Повесть о Петре и Февронии Муровских". Нравственные заветы древней Руси

Выразительное чтение, выяснение актуальности "поучений" для наших дней.

Творческая работа: составление "Поучения" другу, брату, сестре. Рецензирование.

Из русской литературы XIIX века

Урок 15. М.В. Ломоносов - поэт, гениальный учёный и общественный деятель. "К статуе Петра Великого", отрывок из "Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года"

Слово о М.В. Ломоносове. Чтение его произведений. Особая торжественность чтения. Художественные средства, помогающие выразить главную мысль в каждом из произведений наиболее ёмко и полно.

Работа над словарём: сатира, ода, эпиграмма, штиль, уязвить и др. Чтение стихотворений М.В. Ломоносова "Ночною темнотою покрылись небеса. ", "Случились вместе два Астронома в пиру. "

Урок 16. Державин - гражданин и Державин - поэт. (Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе в стихотворениях "Река времён в своём стремленьи. ", "На птичку", "Признание")

Слово о Державине. Знакомство со стихотворениями, их идейным содержанием. Державинское мастерство.

Русская литература XIX века

Урок 17. "В творческой лаборатории А. С. Пушкина". ("Медный всадник". Вступление к поэме)

Индивидуальные сообщения учащихся о Пушкине. Интерес поэта к истории. Выразительное чтение отрывка. Беседа с элементами анализа.

Урок 18. А. С. Пушкин "Полтава" ("Полтавский бой".) Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских воинов

Выразительное чтение "Полтавского боя". Анализ содержания (чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Докажите, что это - историческое сражение. Петр I и Карл XII, их описание. Определите по этим описаниям отношение автора к героям.)

Работа с иллюстрациями в учебнике.

Уроки 19-20. А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

Рассказ учителя о летописном источнике "Песни о вещем Олеге". Работа с трудными словами: вещий, сеча, хозары, броня, отроки, бранное поле, тризна. Выразительное чтение учителем "Песни о вещем Олеге" или прослушивание в грамзаписи. Работа с текстом. (Кратко восстановить последовательность и связь событий. Сколько времени прошло между предсказаниями кудесника и смертью князя? Расскажите о князе. В какой момент автор особенно любуется князем? Как складываются отношения кудесника и князя?)

Выразительное чтение диалога кудесника с Олегом. Работа с иллюстрациями к произведению Пушкина.

Урок 21. А. С. Пушкин - драматург. "Борис Годунов" (отрывок). Образ летописца

Сообщение о трагедии Пушкина "Борис Годунов". Чтение в лицах сцены в Чудовом монастыре. Беседа.

Уроки 22-23. "Благородный голос М. Ю. Лермонтова." "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Слово о Лермонтове, его интересе к истории России. Индивидуальные сообщения учащихся "Картины русской жизни 16 века". Чтение статьи в учебнике "Как работал Лермонтов".

Работа с трудными словами-историзмами: опричник, гой еси, стольник, аргамак, отороченный, яхонт и др.

Знакомство с "Песней про купца Калашникова". Беседа. (Примерные вопросы: В чём смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным? В чём "правда" купца Калашникова? Можно ли считать подвигом то, что купец Калашников поднимает руку на царского любимца? Какие эпизоды вы бы хотели видеть иллюстрированными?) Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.

Урок 24. Урок развития речи

Изложение текста "Пир у Грозного", "Бой купца Калашникова с царским опричником", "Жизнь и смерть купца Калашникова".

Урок 25. Лирика М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива. "

Знакомство со статьёй в учебнике "Читатели Лермонтова о своих впечатлениях".

Выразительное чтение стихотворений учителем или хорошо подготовленным учеником.

Какими настроениями проникнуты стихи? Какие литературные приёмы использует поэт?

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Урок 26. Историческая основа повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Рассказ учителя об освободительном движении на Украине в 16-17 веках. Работа с трудными словами: свитки, ляхи, бурса, светлица, зеница, горелка и др. выразительное чтение I главы повести, усвоение содержания.

Уроки 27-28. Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

Усвоение содержания повести, выборочное чтение, пересказ, беседа. Устное рисование "Запорожская Сечь". Наблюдения над поведением героев повести. Составление рассказа по иллюстрации И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану."

Урок 29. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей в борьбе за родную землю

Тарас Бульба, его портрет, взаимоотношения с героями, поведение в бою.

Выразительное чтение речи Тараса о товариществе и анализ её содержания. Составление плана к образу главного героя.

Выделение элементов сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Уроки 30-31. Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия. Смысл этого сопоставления

Рассказ о жизни Остапа и Андрия, создание "портрета" этих героев. Выразительное чтение отрывков "Смерть юного Андрия", "Последняя встреча Остапа с Тарасом Бульбой", анализ их содержания. Коллективное наблюдение над текстом, отражающим глубину страданий старого Тараса.

Знакомство с иллюстрациями художников к повести "Тарас Бульба". Чьи, на ваш взгляд, иллюстрации наиболее полно отражают характеры героев?

Урок 32. Последняя встреча с Тарасом Бульбой. Отношение автора к героям повести. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Картины природы в повести. Урок - обобщение.

Художественный пересказ последних страниц повести. (Каково отношение автора к своим героям? Согласны ли мы с ним? В каких эпизодах, словах, поступках героев повести мы находим свидетельства товарищества, братства, свойственных запорожцам?)

Чтение описаний природы. Каковы ваши впечатления от этих описаний? Выводы. Особенности изображения людей и природы в повести.

Урок 33. Урок развития речи

Характеристика литературного героя или сочинение "Мой любимый герой повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Урок 34. Внеклассное чтение по повестям Н. В. Гоголя из сборника "Миргород" (по выбору учащихся)

Урок 35. "Вся моя биография в моих сочинениях. " (Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ "Бирюк")

Слово о писателе. Чтение рассказа "Бирюк". Беседа. (Как относились мужики к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившихся мужиков? Виновен ли он сам? Чем обусловлен суровый характер лесника?) Чтение эпизодов в лицах, устное рисование.

Мастерство пейзажной живописи.

Урок 36. "Вера в торжество света, добра и нравственной красоты." (И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе")

Объяснение значения понятия "стихотворения в прозе". Выразительное чтение стихотворений "Русский язык", "Близнецы", "Два богача". Какие мысли выразил автор в "стихотворениях в прозе"? Заключение. Тургенев в воспоминаниях современников.

Урок 37. Внеклассное чтение по рассказам И. С. Тургенева "Певцы", "Бежин луг", "Бурмистр" (по выбору учащихся)

Урок 38. Н. А. Некрасов. Историческая основа поэмы "Русские женщины". Знакомство с I частью "Княгиня Трубецкая"

Заочная экскурсия по некрасовским местам, рассказ о поэте с привлечением стихотворений, которые подготовили учащиеся.

Историческая основа поэмы "Русские женщины". Работа над словарём: Сенатская площадь, клеймо, варнак, ханжество и др.

Чтение поэмы, беседа по содержанию.

Урок 39. Н. А. Некрасов. "Размышления у парадного подъезда". Боль поэта за судьбу народа

Рассказ учителя о времени написания стихотворения, сообщение о том, что поводом к написанию послужил реальный случай, который наблюдал Н.А. Некрасов.

Выразительное чтение стихотворения или прослушивание в грамзаписи. Впечатления о прочитанном. Беседа. (Против кого направлен гнев поэта? Внешность, речь, поведение крестьян. На какие выводы о крестьянах наталкивает их поведение?)

Урок 40. Сатирическое изображение людей господствующего класса. Антитеза как основной художественный приём, раскрывающий идейное содержание стихотворения

Выразительное чтение стихотворения по частям. Разъяснение термина "антитеза". Каков смысл антитезы?

Рассказ учителя о прототипах вельможи. (М.Н. Муравьёв, министр госимуществ, жестокий палач и граф А.И. Чернышев, член комиссии по делу декабристов.) Беседа с учащимися по вопросам учебника.

Уроки 41-42. Внеклассное чтение

"Есть женщины в русских селеньях. " Н.А. Некрасов. (Поэтический образ русской женщины в произведениях Некрасова "Мороз, Красный Нос", "Орина, мать солдатская".)

Урок на материале самостоятельно прочитанных произведений.

Урок 43. "Я - писатель, в этом моё призвание". (М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки "Для детей изрядного возраста". "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Слово о писателе - сатирике. Причины обращения к жанру сказки. Выразительное чтение "Повести. " учителем или хорошо подготовленными учащимися или прослушивание в грамзаписи. Выяснение непосредственных впечатлений о прочитанной сказке. Беседа по содержанию. Учебник. Работа с трудными словами: департамент, казначейство, "Московские ведомости", оказия, каллиграфия, рандеву и др.

Урок 44. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Сатира и юмор в "Повести. "

Урок - инсценирование. Учащиеся показывают инсценированную сказку. Коллективная рецензия на игру актёров.

Основная часть урока - беседа по сказке, уяснение авторского отношения к героям, выявление идейно - художественных особенностей.

Урок 45. "Оживить полностью Щедрина. " (Сказка "Дикий помещик". Сатира на социальные и нравственные пороки общества)

Знакомство со сказкой "Дикий помещик". Беседа по содержанию. (Какой "эксперимент" предложил автор? Что стало с помещиком, когда он лишился крестьян? Какие явления современной действительности высмеивает Щедрин? Какие положительные идеалы проповедует?)

Выразительное чтение диалогов в лицах. Художественные особенности щедринских сказок.

Урок 46. Лев Николаевич Толстой "Детство". Главы "Классы", "Наталья Савишна"

Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Слово о трилогии Толстого. Чтение и пересказ интересных фрагментов из глав "Классы", "Наталья Савишна". Взаимоотношения детей и взрослых. Беседа по содержанию. (Вопросы в учебнике).

Урок 47. Иван Алексеевич Бунин "Цифры", "Лапти"

Слово о писателе. Чтение статьи "В творческой лаборатории И.А. Бунина". Знакомство с содержанием рассказа "Цифры". Диспут (стр. 190): Кто виноват в ссоре дяди и мальчика? Как оценивает дядя поступки мальчика и собственное решение? Почему бабушка и мама поддержали дядю? На чьей стороне автор? А вы?

Самостоятельное чтение рассказа "Лапти".

Урок 48. Антон Павлович Чехов - писатель и человек. Рассказ "Хамелеон". Живая картина нравов

Слово о писателе. Знакомство с рассказом "Хамелеон". (Чтение или прослушивание в грамзаписи.) Работа со словами: хамелеон, конфискованный, мировой, городовой и др. Проследить по тексту, как вёл себя полицейский надзиратель Очумелов? Каково отношение автора к герою? А ваше отношение? Чтение рассказа в лицах. Беседа по вопросам учебника.

Урок 49. Урок развития речи. Юмор в рассказах А. П. Чехова "Тоска", "Злоумышленник", "Пересолил" и др.

Художественный пересказ самостоятельно прочитанных рассказов А.П. Чехова.

Русская литература XX века

Урок 50. Встреча с Максимом Горьким. Автобиографическая повесть "Детство" (главы из повести)

Слово о М. Горьком. Художественный пересказ эпизодов. ("Пляска бабушки", "Ученье", "Цыганок"), чтение в лицах сцены "Разговор с дедом", развёрнутые ответы на вопросы. (Как сложились отношения Алеши с людьми в доме деда? Как вы понимаете "свинцовые мерзости русской жизни"?

Урок 51. "Подвиг во имя людей". (По произведению М. Горького "Старуха Изергиль". Легенда о Данко)

Выразительное чтение легенды о Данко. Диспут. Примерные вопросы: Чем отличается Данко от тех людей, которые были с ним? Человек за все платит сам. Как вы это понимаете? Что же главное в человеке? В чем его подлинная ценность?

Работа над терминами: "романтическое произведение", "реалистическое произведение". Просмотр иллюстраций к произведениям М. Горького.

Урок 52. Владимир Владимирович Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. " Мысли автора о роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

Слово о поэте, его работе в РОСТА. Разъяснение учащимся неологизмов Маяковского: взорим (от слова заря), занежен, вспоём, донце и др. Выразительное чтение стихотворения Маяковского или прослушивание в грамзаписи. Наблюдения над композицией, над его образной системой, над языком (выразительная роль гипербол, омонимов, слов-неологизмов). Ритм и рифма. Самостоятельное чтение стихотворения "Хорошее отношение к лошадям".

Урок 53. Урок развития речи. Письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Леонида Андреева "Кусака"

Урок 54. Андрей Платонович Платонов. Рассказ "Юшка". Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания, сопереживания

Знакомство с содержанием рассказа "Юшка". Беседа. (Какие чувства вызывает этот рассказ? Прав ли Юшка, говоря, что народ его любит? Передайте близко к тексту разговоры Юшки с детьми и взрослыми. Были ли у вас случаи, которые вызывали сострадание?) Чтение сказки-были "Неизвестный цветок".

Произведения о Великой Отечественной войне

Уроки 55-56. "Идет война народная. " (Стихотворения А. Т. Твардовского "Братья", К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленшины. ", "Жди меня" и др.)

Слово учителя о мужестве, чувстве личной ответственности русских людей за судьбу Родины. Изображение трудностей грозных лет войны в стихотворениях поэтов.

Чтение стихотворений наизусть, прослушивание песен военных лет. Чтение интервью московских школьников "Час мужества".

Урок 57. Фёдор Александрович Абрамов "О чём плачут лошади"

Слово о писателе, чтение рассказа. Обмен впечатлениями о прочитанном. Чтение в лицах эпизода "Разговор с Рыжухой". Анализ рассказа по вопросам учебника.

Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. В какой мере этот рассказ обращён к нашему поколению?

Урок 58. Евгений Иванович Носов "Кукла"

Знакомство с рассказом. Выразительное чтение диалогов. Беседа по вопросам учебника. Развёрнутый ответ на вопросы: Почему Е.И. Носов вспоминает о военном времени? Есть ли здесь связь с событиями, возмутившими Акимыча?

Урок 59. Урок внеклассного чтения

Знакомство с произведениями Е.И. Носова "Живое пламя", А.М. Володина "Старшая сестра", А.В. Васильева "Свидание". (По выбору учащихся)

Урок 60. Юрий Павлович Казаков. Рассказ "Тихое утро"

Слово о писателе. Знакомство с содержанием рассказа "Тихое утро". Сравнение поведения Яшки и Володи по дороге к реке. Вправе ли мы осуждать поступок Яшки, когда он хотел бросить друга в беде? Почему, на ваш взгляд, Володя для Яшки стал самым дорогим человеком?

Урок 61. Человек и природа в стихотворениях С. Есенина, А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова

Уроки 62-63. Джеймс Олдридж "Отец и сын" (Из повести "Последний дюйм")

Знакомство с писателем. Чтение рассказа "Отец и сын". Усвоение содержания. Беседа. (Как ведут себя герои в минуты опасности? Кто же в рассказе проявляет мужество? Почему Дэви и Бен после полёта стали очень дороги друг другу?)

Урок 64. Рассказ О`Генри "Дары волхвов". Чтение статьи о писателе по учебнику.

Тарас Бульба. Глава XII (В сокращении)

А что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов 1 и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки; распечатали и поразливали по земле козаки вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых. «Ничего не жалейте!» — повторял только Тарас. И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении, пока польское правительство не увидело, что поступки Тараса были побольше чем обыкновенное разбойничество. Потоцкому поручено было с пятью полками поймать непременно Тараса.

Шесть дней уходили козаки проселочными дорогами от всех преследований; едва выносили кони необыкновенное бегство и спасали Козаков. Но Потоцкий на сей раз был достоин возложенного поручения; неутомимо преследовал он их и настиг на берегу Днестра, где Бульба занял для роздыха оставленную развалившуюся крепость.

Над самой кручей у Днестра-реки виднелась она своим оборванным валом и своими развалившимися останками стен. Щебнем и разбитым кирпичом усеяна была верхушка утеса, готовая всякую минуту сорваться и слететь вниз. Тут-то, с двух сторон, прилеглых к полю, обступил его коронный гетьман Потоцкий. Четыре дни бились и боролись козаки, отбиваясь кирпичами и каменьями. Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопут-ницу на морях и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки 2. «Эх, старость, старость!» — сказал он, и заплакал дебелый 3 старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам. «Попалась ворона! — кричали ляхи. — Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешения, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты всё было видно, как на ладони. «Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, — кричал он, — горку, что за лесом: туда не подступят они!» Но ветер не донес его слов. «Вот, пропадут, пропадут ни за что!» — говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!»

На этот раз ветер дунул с другой стороны, и все слова были услышаны козаками. Но за такой совет достался ему тут же удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его.

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами: пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

— Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. — Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем 4 лебедей, и гордый гоголь 5 быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов 6 и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях. Козаки живо плыли на узких двух-рульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.

1 Костёл — католический храм.

2 Гайдуки — легковооруженные пехотинцы.

3 Дебелый — крепкий, большой, грузный.

4 Ячанье — стон, жалобный крик лебедей (ячать — стонать, жалобно кликать).

5 Гоголь — птица из семейства утиных.

6 Курухтан — болотная птица.

Вопросы и задания

Прочитайте повесть «Тарас Бульба», подготовьтесь к ее чтению и обсуждению в классе.
  1. Итак, мы надеемся, что повесть Гоголя вам понравилась. Какие эпизоды показались вам забавными, смешными, какие — печальными, какие — торжественными? При чтении каких глав вы особенно волновались?
  2. А. П. Чехов, вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царем степи». Чем, по вашему мнению, заслужил писатель столь высокую оценку? Опишите Сечь такой, какой впервые увидели ее Остап и Андрий. Каковы ваши впечатления от описаний степи? Подготовьте небольшой отрывок описания степи для чтения наизусть или для художественного пересказа (т. е. пересказа с максимальным сохранением художественных особенностей прочитанного).
  3. Перескажите эпизоды повести, наиболее важные для характеристики Остапа, Андрия, Тараса Бульбы — на выбор. Подумайте над вопросом: каково авторское отношение к каждому герою? Дайте характеристику героям (внешность, характер, поступки). Вам помогут в подготовке и небольшая статья, и план характеристики.

Какой герой и при каких обстоятельствах произносит приведенные ниже слова: «Терпи, козак, — атаманом будешь!», «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», «Есть ли еще порох в пороховницах?»?

Как вы их понимаете? В каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены и сегодня?

В каких эпизодах, словах, поступках героев повести мы находим свидетельства товарищества, братства, свойственные запорожцам?
  • Как проявляется в повести ее народный характер? В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями? Подготовьте к выразительному чтению речь Тараса о товариществе, составив предварительно цитатный план. Насколько близки вам мысли, выраженные в ней?

    Если вам понравился этот текст, попытайтесь сами подготовить небольшую «речь» — «Обращение к друзьям», в котором выразите свои суждения, свое отношение к чувству дружбы и братства.
  • «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?
  • При подготовке к выразительному чтению понравившегося отрывка из повести воспользуйтесь свидетельствами о том, как читал сам Гоголь.

    «Кто не слыхал читавшего Гоголя, — рассказывает В. А. Соллогуб, — тот не знает вполне его произведений. Он придавал им особый колорит своим спокойствием, своим произношением, неуловимыми оттенками насмешливости и комизма, дрожавшими в его голосе и быстро пробегавшими по его оригинальному остроносому лицу, в то время как серые маленькие его глаза добродушно улыбались и он встряхивал всегда падавшими ему на лоб волосами».

    Когда Гоголь читал про украинскую ночь, В. А. Соллогуб стоял как завороженный. С ним творилось удивительное. Он видел, он ощущал синий небосвод, усеянный звездами, свежесть, благоухание.

    Можете ли вы назвать произведения Гоголя, которые были восприняты вами так же?

  • Литература и другие виды искусства

    Познакомьтесь с иллюстрациями художников к повести «Тарас Бульба». Чьи иллюстрации более полно, по вашему мнению, отражают характеры героев?

    В каких эпизодах романа эгоизм печорина проявляется наиболее отчетливо

    в каких эпизодах романа эгоизм печорина проявляется наиболее отчетливо

    333

    ДЛя меня самый яркий эпизод - глава "Максим Максимыч" После того, как мы видели его отношени к Печорину в главе "Бэла", то, как Печорин просто вычеркнул его из своей жизни, поражает, меня, по крайней мере.

    А так примеров эгоизма - полон роман!

    Второе. На что рассчитывал Вулич, приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывает Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака? Вспомним, что Вулич полагался исключительно на судьбу, на игру случая. Печорин же действует вовсе не слепо, а трезво и обдуманно: внимательно и быстро оценивает обстановку, заставляет есаула отвлекать убийцу и, зная, что тот ждет опасности со стороны двери. бросается в окно, надеясь выиграть нужное мгновение за счет внезапности, неожиданности нападения. Можно сказать, что .Печорин действует даже расчетливо, по пословице «На судьбу (бога) надейся, а сам не плошай». Значит, если Вулич действительно фаталист, то Печорин, испытывая судьбу, принимает определенные меры, чтобы исключить слепую игру случая.

    И наконец, третье: каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича и каких от Печорина? Вулич рисковал своей жизнью, но противника у него не было. Ему нужно было, конечно, хладнокровие, своеобразное мужество. А Печорину, помимо того же, требовалось и умение оценить обстановку, и находчивость, и воля, и способность подчинить себе других, увлечь их своим замыслом, действовать быстро, решительно, энергично. Эти качества по крупицам можно было видеть в Печорине и ранее, но здесь все лучшее в нем мобилизуется для поступка, нужного и полезного людям. Здесь Печорин выступает не как «топор в руках судьбы», принося несчастье другим. Именно в «Фаталисте» мы видим, как возможности героя и его силы необъятные могут оказаться необходимыми людям. И заметим: на какой-то миг Печорин испытывает довольство своим поступком, хотя много об этом говорить не в его правилах. Однако он все же произносит замечательную фразу: «Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем».

    В каких эпизодах и деталях запечатлен героизм защитников севастополя дайте название такому эпизоду

    Алина Катречко Ученик (131) 1 месяц назад

    В июле 1855 года, в самый разгар Крымской войны, когда взоры всей России были прикованы к героической обороне Севастополя, в журнале "Современник" стали появляться севастопольские рассказы Л. Н. Толстого, которые были встречены с

    особым интересом. Вся читающая Россия восхищалась "Севастополем в декабре", "Севастополем в мае", "Севастополем в

    августе месяце".

    В этих рассказах были выражены очень важные политические истины, были поставлены волнующие социальные вопросы.

    Правду, глубокую, трезвую правду - вот что прежде всего увидели и оценили читатели

    в "Севастопольских рассказах". Правду о патриотическом подъёме и героизме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат, о тех чувствах и настроениях, которые были близки всему русскому обществу, и, с другой стороны, правду о несостоятельности царизма в войне, об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхушкой.

    Толстой показывает Севастополь и его мужественных защитников не в парадном, не в традиционном литературном их одеянии, но в их истинном виде - "в крови, в страданиях, в смерти". Он сорвал с войны её романтические покровы и показал её реалистически, правдиво, без прикрас.

    Остальные ответы

    Niciun comentariu:

    Trimiteți un comentariu