vineri, 19 februarie 2016

как большевики рушили памятники

Памятники русской архитектуры, разрушенные фашистами

3 ноября 1941 года фашистские оккупанты разрушили шедевр русской архитектуры - Успенский собор Киево-Печерской лавры. Об этом уникальном памятнике и о других архитектурных шедеврах, разрушенных фашистами, мы расскажем.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Главный соборный храм Киево-Печерской лавры, ставший прообразом всех последующих храмов на Руси и усыпальницей киевских князей, был заложен в 1073 году. Его строили на деньги князя Святослава II Ярославовича. По легенде, строили храм греческие мастера из Константинополя, которым во сне явилась Богородица и показала, как должен выглядеть будущий храм. Потому полное название этого шедевра – Собор Успения Пресвятой Богородицы.

У собора изначально была нелегкая судьба. Он пострадал во время землетрясения в 1230 году, а через десять лет был разграблен монголами хана Батыя. Спустя почти 200 лет – в 1470 году – собор отремонтировали, а в 1482 году он снова пострадал во время набега татар хана Менгли-Гирея.

В 1718 году в Киеве случился сильный пожар, от которого существенно пострадал и Успенский собор. В 1729 году архитектурный шедевр не только отреставрировали, но и украсили дополнительно в стиле барокко.

То, что не удалось пожарам, землетрясениям и татаро-монгольской орде, оказалось под силу фашистским оккупантам. 9 октября 1941 году оккупационные власти получили секретный приказ Гитлера, касающийся непосредственно Киево-Печерской лавры: «Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение».

Лично рейхскомиссар Эрих Кох командовал вывозом ценностей из Успенского собора, среди которых были среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата, серебряные ризы, снятые с икон, cеребряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи. Всего немцами было вывезено около двух тысяч предметов, представляющих историческую и художественную ценность. 3 ноября 1941 года оккупанты взорвали собор, сняв акт собственного вандализма на пленку. Страшные кадры потом показывались в официальной немецкой кинохронике как подтверждение скорой победы на ССССР.

Успенский собор был восстановлен лишь в 2000 году.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Этот уникальный памятник русской истории, религии и культуры находится на территории подмосковного города Истра. Он был основан в 1656 году патриархом Никоном, который хотел воссоздать под Москвой комплекс святых мест Палестины. Присутствовавший в 1657 году на освящении Воскресенской церкви монастыря царь Алексей Михайлович впервые назвал увиденное Новым Иерусалимом. По инициативе патриарха Никона в монастыре год за годом собиралась уникальная библиотека бесценных книг и рукописей.

С постройкой железной дороги монастырь стал одним из центров паломничества в России. По данным на 1913 год, его ежегодно посещали 35 тысяч человек.

В 1919 году большевики монастырь закрыли. Его превратили в Государственный историко-художественный музей. Научную работу, которая велась сотрудниками музея, трудно переоценить.

В 1941 году дивизия СС «Райх» взорвала Воскресенский собор на территории бывшего монастыря, разрушила большинство построек. Восстановление Новоиерусалимского монастыря началось в самое тяжелое военное время – в 1942 году. В работах по восстановлению шедевра русской архитектуры участвовали ведущие советские архитекторы Щусев, Рихтер, Барановский и другие.

Сегодня монастырь действует как мужская обитель, реставрационные работы на его территории ведутся до сих пор.

Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря

Этот шедевр древнерусского зодчества был построен в 1119 году в Великом Новгороде. Он стал усыпальницей великих князей Ярослава Владимировича, Федора Ярославовича и других. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами: главный купол венчает средокрестие, второй купол поставлен над квадратной лестничной башней, третья малая глава уравновешивает вторую. До революции в соборе сохранялись уникальные фрески XII века, семиярусный иконостас с драгоценными ризами.

Начали уничтожать собор и его ценности еще большевики. В 1920 году монастырь был закрыт. В 30-е годы из него бесследно исчезли ризничная, паперть (1706 года), придел и рака святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, галерея, древние захоронения, находившиеся под покрытыми чугунной плиткой полами.

Ног до такого варварства, как фашисты, не дошли даже большевики. Оккупанты расстреливали Георгиевский собор из тяжелых орудий.

В 1991 году Георгиевский собор и весь Свято-Юрьев монастырь были переданы Русской православной церкви. В соборе теперь проходят богослужения.

Собор Святой Софии в Великом Новгороде

Построенный в 1045-1050 годах, собор Святой Софии считается древнейшим из сохранившихся храмов, созданных славянскими мастерами. На западном портале собора смонтированы уникальные бронзовые Магдебургские врата в романском стиле, покрытые горельефами и скульптурами.

Софийский собор - это пятинефный крестово-купольный храм. Такие строились на Руси только в XI веке. В центральном куполе собора находился уникальный образ Христа Пантократора, а в Мартирьевской паперти - древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. В соборе хранились бесценные иконы, среди которых выделялась Тихвинская икона Богородицы XVI века. Риза на этой иконе изготовлена по заказу царевны Софьи. Также именно в Софийском соборе в Великом Новгороде находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

Впервые собор был разграблен в 1922 году большевиками во время кампании по изъятию церковных ценностей. В 1929 году Софийский собор закрыли, в нем был создан антирелигиозный музей. К счастью, сокровища, хранившиеся в ризнице собора, вошли в экспозицию музея как пример «баснословных богатств церкви», потому и сохранились.

Во время оккупации Великого Новгорода фашистами, Софийский собор был окончательно разграблен, его стены – существенно повреждены. После войны собор восстановили, он вошел в состав Новгородского музей-заповедника. В 1991 году Софийский собор передан Русской православной церкви, с тех пор в нем ведутся богослужения. В 2005-2007 годах были полностью отреставрированы купола собора.

Большевики разрушают памятники в Кремле

Когда-то Москва была городом уникальным, единственным в своем роде, вызывавшим неподдельное, искреннее удивление и восхищение как русских, так и иностранцев. Вот впечатления о Москве дореволюционной русского художника и норвежского писателя:

«Москва до такой степени художественна, красива, что я готов далеко, за тридевять земель ехать, чтобы увидеть подобный город» (Репин И.Е.). «Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город… Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет все, о чем я когда-либо мечтал» (К. Гамсун).

Усилиями «строителей коммунизма» Москва потеряла сотни великолепных построек, придававших ей уникальный облик. Они не пожалели памятников мирового значения, бывших гордостью русской культуры: известны участь храма Христа Спасителя, Сухаревой башни. Зарядья, арбатских переулков… А какому форменному разгрому подвергся Кремль. сердце России, средоточие русской истории!

Собор Спаса Преображения на Бору, 1880-е гг.

Именно они, кремлевские властители, отгородившись от собственного народа, охраняемые вооруженными до зубов чекистами, отдавали приказы сносить с лица земли чудеса русской архитектуры. Именно они, властители страны, распорядились сначала закрыть, а потом снести уважаемые всеми кремлевские святыни — монастыри и церкви. Все эти бандитские действия совершались тихо, без шума, и документы о кремлевских сносах были надежно похоронены в недоступных никому архивах.

Вскоре после захвата власти большевиками новообразованное правительство и многочисленные учреждения были вынуждены эвакуироваться из Петрограда – пугала вполне реальная возможность захвата города немецкими войсками. Правительство переехало в Москву 12 марта 1918 г. и сразу же, в день приезда, глава правительства Ленин В.И. ознакомился с патриаршей ризницей, дворцами, Грановитой и Оружейной палатами.

Чудов монастырь, 1880-е гг.

С 1918 г. Советское правительство затворилось в Кремле, схоронившись за высокими стенами и крепко запертыми воротами, и уже ни один «чуждый элемент» не мог проникнуть внутрь Кремля. Насельников монастырей выгнали в 1918 г. но монастырские здания стояли еще почти десять лет и только в 1929 г. они уступили место новой постройке: понадобилось выстроить помещение для охранников — «военной школы имени ВЦИК», и для нее не нашлось другого места во всей Москве, как только на месте древних Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца.

Во дворе Большого Кремлевского дворца еще сравнительно недавно можно было увидеть старинную небольшую церковь, почти вросшую в землю. Это был собор во имя Спаса Преображения. называвшийся «что на Бору». По летописному известию в 1330 г. князь Иван Калита «заложил церковь камену на Москве, близ своего двора…» В той старой церкви, по сообщению летописца, в 1319 г. было временно положено тело тверского князя Михаила Ярославич а, убитого в Золотой Орде.

Памятник Александру II, начало XX в.

Тихий и упорный собиратель московских земель князь Иван Данилович выстроил на месте деревянного каменный храм — Кремлевский Спасский монастырь. Перед кончиной князь Иван ушел в монастырь, основанный им, и принял монашество. Сын его — князь Симеон Гордый — по примеру отца также принял пострижение в этом монастыре. Как и все московские храмы, Спасский собор много раз горел и подвергался надругательствам татар. Особенно губительным был разгром, учиненный Тохтамышем в 1382 г. когда он обманом взял Москву.

Дмитрий Донской возобновил Спасский храм и завещал ежегодное пожертвование в пользу монастыря немалой по тому времени суммой — 15 рублей. Многие князья жаловали монастырь деревнями, землей и иными угодьями. И Иван III, заботясь о престиже своей власти, начал большую перестройку в Кремле и повелел вывести из Кремля Спасский монастырь далеко за Яузу, на высокий и крутой берег Москвы-реки, где и был основан новый Спасский монастырь, а в Кремле осталась древняя церковь Спаса, ставшая дворцовой, великокняжеской. В наполеоновское нашествие храм уцелел, хотя и был ограблен. Только в 1850-60-х гг. храм отреставрировали по проекту известного тогда архитектора Ф.Ф. Рихтера. Собор Спаса на Бору к 1 мая 1933 г. был безжалостно разрушен.

Памятник великому князю Сергею Александровичу, 1908 г.

В Московском Кремле, каждая пядь которого полна исторических воспоминаний, Чудов монастырь стоит на особом счету. Так много событий случилось здесь, так много знаменитых в русской истории лиц связано с ним. Основан монастырь был митрополитом св. Алексием. печальником и заступником за Русскую землю перед золотоордынскими ханами. Как повествуется в житии св. Алексия, в 1357 г. вызвала его к себе в Орду мать царя Джанибека Тайдула, много лет скорбевшая глазами. Всякий вызов в Орду был тогда тревожным — писали завещания, прощались с чадами и домочадцами, служили молебны. Когда митрополит в Успенском соборе совершал молебен перед отъездом, то случилось чудо — у гроба св. митрополита Петра «се от себя сама возгорелась свеча». Митрополит роздал молящимся часть этой свечи, а остальную взял с собою в Орду вместе с освященной водой.

В Орде он был торжественно встречен, введен в царские покои, там совершил молебен, возжег чудесную свечу, окропил глаза царицы святой водой и… чудо свершилось — Тайдула прозрела. Митрополиту был подарен татарский посольский (по другим источникам — конюшенный) двор в Кремле, где он устроил Чудов монастырь.

Почти через 100 лет после кончины св. Алексия в основанном им монастыре возвели церковь, освященную в его имя. В 1680 г. вместо этой церкви архимандритом Адрианом были заложены две новые церкви, под одной кровлей — одна во имя св. Алексия, а другая — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Особенно хорош был иконостас Алексеевской церкви — сделанный из бронзы в 1839 г. по рисунку Быковского М.Д. царские двери работы знаменитой ювелирной фирмы Сазикова сияли серебром. Собор этот был еще и своеобразным воинским памятником: по указанию Николая I на его стенах были развешаны трофеи русско-персидской войны 1826-1828 гг. Под аркой между этими двумя храмами с 1686 г. в серебряной раке покоились мощи св. Алексия, рядом лежал посох его, а за стеклом на стене находилось одеяние.

Под монастырским храмом св. Алексия в 1906 г. устроили церковь-усыпальницу великого князя Сергея Александровича. убитого террористами в Кремле, освященную во имя преподобного Сергия Радонежского. Ее украшал замечательной работы резной белокаменный иконостас, иконы для которого написал художник Степанов К.П. Из такого же белого мрамора изваяли надгробие, стоявшее в центре подземного храма…

В Чудов монастырь, насильно отвели деда Петра I. боярина Кирилла Нарышкина. В 1682 г. во время стрелецкого бунта он был пострижен в монахи — тогда это было весьма распространенной формой принудительного отстранения политических противников от участия в управлении государством.

Вознесенский монастырь находился у Спасских ворот, с правой стороны от улицы, ведшей к Соборной площади, и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. По преданию монастырь был основан великой княгиней Евдокией Дмитриевной, женой Дмитрия Донского. Одна из церквей собора —  Екатерининская – построена по проекту карла Росси. Вознесенский монастырь, столь богатый и памятниками искусства и памятниками истории, был полностью разрушен, стерт с лица земли в 1929 г. Тогда погибло все — и собор со многими могилами, и кельи, и храмы. Погибло и единственное произведение Карла Росси в Москве — его Екатерининская церковь .

Рядом с Чудовым монастырем стояло небольшое уютное здание с изящной угловой полуротондой. Это был так называемый Малый Николаевский дворец. Он был сломан вместе с Чудовым и Вознесенским монастырями в 1929 г. Благовещенская церковь – в 1932 г. церковь св. Константина и Елены – в 1928 г. Её снесли, место разровняли и засеяли травой, сейчас уже ничто не напоминает о ней…

Памятник Александру II

Если новые хозяева не пощадили древних сооружений кремля, то тем более они не пожалели еще сравнительно недавних, не имевших в их глазах никакой ценности. Как только большевики переселились в старую столицу, они начали разрушать памятники царям. В Кремле их руки протянулись прежде всего к памятнику царю-освободителю Александру II. Стоял памятник на исключительно выгодном для обозрения месте: на склоне кремлевского холма, обращенного к Москве-реке, и отовсюду из Замоскворечья виднелась колоннада и высокая шатровая сень над статуей Александра II .

Памятник строился на деньги, собранные по всей России в продолжение многих лет. Закладка его происходила 14 мая 1893 г. после продолжавшихся в течение почти трех лет земляных работ. Строили на совесть — фундамент закладывали на материковой скале. «Только это, — как писали тогда, — может придать ему вековую прочность». Создавали памятник такие талантливые люди, как скульптор Опекушин А.М. художник Жуковский П.В. архитектор Султанов Н.В. Само строительство и отделочные работы продолжались пять лет — только 16 августа 1898 г. памятник торжественно открыли.

Памятник представлял собою выдающееся произведение прикладного искусства. Это был мемориальный комплекс, состоявший из собственно самой статуи императора, шатровой сени над ней и большой колоннады. Статуя во весь рост, отлитая из темной бронзы, стояла на прямоугольном пьедестале с помещенной на нем надписью: «Императору Александру II любовию народа». Возвышавшаяся над статуей шатровая сень была облицована темно-розовым финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой. Кровля шатра была сделана из бронзовых листов, вызолоченных через огонь и залитых темно-зеленой эмалью.

С трех сторон сень со статуей была окружена сквозной арочной галереей, на сводах которой помещались 33 мозаичных портрета русских государей, начиная от Владимира и кончая отцом Александра императором Николаем I, выполненные по эскизам художника Жуковского П.В. сына знаменитого поэта.

Этот памятник разрушили одним из первых — летом 1918 г. статуи Александра уже не было (сень дожила да конца 1920-х гг.). В дневнике одного москвича, опубликованном за границей, 3 сентября 1918 г. было записано: «Ехал вчера на трамвае по Каменному мосту и — увы! — видел оттуда, что памятники Александрам Второму и Третьему уже разорены…» И далее он добавляет: «Какие же суетники эти советские работники! Снятие памятников, флаги, красноармейские звезды, телеграммы Ленину. бюллетени о его болезни — ведь это «буржуазные» замашки».

Памятник великому князю Сергею Александровичу

Недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала, на ступенчатом постаменте из темно-зеленого лабрадора стоял высокий бронзовый крест с эмалевыми вставками с изображенным на нем распятым Христом. Над крестом под волнисто-изогнутой кровлей виднелась скорбно склоненная Богоматерь, в резном фонаре теплилась неугасимая лампада. На кресте можно было прочесть: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят». Это были слова Иисуса о прощении своих врагов, ослепленных невежеством и злобою, обращенные к Богу-Отцу во время смертных мук его на кресте.

Этот крест-памятник, произведение художника Васнецова В.М.. был сооружен в 1908 г. на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Великий князь, бывший тогда генерал-губернатором Москвы, выехал 4 февраля 1905 г. из Малого Николаевского дворца, направляясь в свою резиденцию на Тверской улице. В 3 часа дня он проезжал в Кремле по улице между Арсеналом и Сенатом к Никольской башне, и в это время с тротуара сошел молодой человек и бросил какой-то предмет под коляску князя.

Раздался страшный взрыв. Коляска, лошадь, извозчик и седок были буквально разорваны в клочки. Снег кругом был залит кровью. Вот выдержка из газетной корреспонденции: «От сотрясения воздуха побиты все стекла… Взрыв был слышен в Замоскворечье, на Сретенке, Мясницкой… Силой взрыва голова была отделена от туловища и разорвана на мелкие части, и бездыханное тело лежало на снегу без левой ноги, с большими повреждениями всего туловища. Одной руки не было, а другая лежала около шеи…»

Так, на сорок восьмом году, закончилась жизнь великого князя Сергея Александровича. Четвертый сын императора Александра III, он родился в 1857 г. участвовал в турецкой кампании 1877-1878 гг. и получил за нее орден св. Георгия 4-й степени, путешествовал по Востоку, после чего основал Палестинское общество, целью которого было исследование древней Палестины и оказание помощи русским паломникам в Святую землю. Он интересовался историей и принимал близкое участие в возведении здания Музея изящных искусств в Москве, будучи председателем «Комитета по устройству музея». Сам Сергей Александрович пожертвовал значительную сумму на зал Парфенона, а после кончины его вдова передала музею некоторые предметы из большой художественной коллекции Сергея Александровича.

В 1891 г. он стал московским генерал-губернатором и стяжал на этом поприще репутацию твердого охранителя самодержавия. Незадолго до покушения великий князь стал получать анонимные письма с угрозами убить его, если он не прекратит преследования революционеров, но он пренебрег опасностью, только перестал выезжать вместе с женой, великой княгиней Елизаветой Федоровной (старшей сестрой жены Николая II ). Она одна из первых попала на место убийства своего мужа и подобрала среди окровавленных останков части головы и грудь великого князя.

Убийцей был некий Каляев. террорист, член боевой организации партии социалистов-революционеров, ставившей целью путем убийств достижение справедливого социального порядка. Останки великого князя Сергея Александровича похоронили в храме-усыпальнице, устроенном в подклете Алексеевской церкви Чудова монастыря, а на месте убийства поставили памятник.

После смерти мужа Елизавета Федоровна посвятила себя благотворительности — она основала Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия, приобрела для нее два участка на Большой Ордынке, пригласила архитектора Щусева А.М. и художника Нестерова M.В. для постройки и отделки церкви Покрова Богородицы. Сама Елизавета Федоровна многие годы работала в общине, ухаживая за больными — в Москве она пользовалась искренней любовью и уважением.

После захвата власти большевиками великую княгиню несколько раз пытались вывезти за границу, но она упорно отказывалась покинуть Россию, свою новую родину. В 1918 г. большевики арестовали ее вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (двоюродным братом ее мужа), тремя сыновьями великого князя Константина и сыном Павла Александровича увезли на Урал в город Алапаевск.

Вскоре по приезде она и другие жертвы большевистского произвола были доставлены к заброшенной шахте и живыми сброшены туда, вслед за ними полетели гранаты. Раздались взрывы и удовлетворенные убийцы удалились — дело было сделано. Но окрестные жители, подобравшись к шахте, еще слышали голоса глубоко внизу, а когда белые, взяв Алапаевск, извлекли тела мучеников, то оказалось, что голова одного из мальчиков была перевязана платком Елизаветы Федоровны… Там, в кромешной тьме, истекая кровью, прощаясь с жизнью, она находила в себе силы утешать и ухаживать…

Ответ на вопрос, как и когда снесли памятник, поставленный на месте убийства великого князя, прекрасное произведение замечательного художника, мы можем найти в любопытном отрывке из рассказа коменданта Кремля. «Наступило 1 мая 1918 г. Члены ВЦИК, сотрудники ВЦИК и Совнаркома собрались к 9.30 утра в Кремле, перед зданием Судебных установлений. Вышел Владимир Ильич. Он был весел, шутил, смеялся. Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом шутливо погрозил пальцем:

— Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это уж нехорошо, — и указал на памятник, воздвигнутый на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Я сокрушенно вздохнул.

— Правильно, говорю, — Владимир Ильич, не убрал. Не успел, рабочих рук не хватило.

— Ишь ты, нашел причину! Так, говорите, рабочих рук не хватает? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? — обратился Владимир Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса.

— Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки.

Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон.

— А ну, дружно! — задорно скомандовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник.

— Долой его с глаз, на свалку! — продолжал распоряжаться Владимир Ильич. Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду».

Не правда ли, милая картина? Группа большевиков распоряжается в Кремле, как в своем доме, а Ленин показывает своим подельщикам, как делать петлю на веревке…

По материалам книги Романюк С.К. «Москва. Утраты», М. ПТО «Центр», 1992, с. 5-41.

Музеефикация Майдана, и что будет на щите у памятника Родина-мать?

Андрей Лубенский, РИА Новости Украина

Последствия победы Евромайдана еще не проявились во всей полноте (хотя уже ясно – мало никому не покажется), а участники и поклонники "революции достоинства" уже торопятся оформить музейную экспозицию и выбить под это дело деньги из бюджета.

В Киеве объявили о создании Музея Майдана: уже собрано более двух тысяч экспонатов, для размещения временной экспозиции будут пока просить помещение в Украинском доме, а в перспективе вытребуют земельный участок на Грушевского для строительства отдельного здания.

Есть прицел и на финансированиее из госбюджета (для этого новому музею надо получить статус "национального"). Об этом сообщил директор Украинского института Национальной памяти (УИНП) Владимир Вятрович .

Он представил директора музея – на данный момент эту должность занимает бывший глава Музейного совета при Минкульте, экс-задиректора Музея Ивана Гончара Игорь Пошивайло. Впрочем, в будущем будет проведен конкурс, и тогда новый директор будет формировать свою команду. А пока экспозицию формируют активисты.

Пошивайло отметил, что на данный момент уже собраны более 2000 артефактов, записаны более 500 устных историй.

Музей собираются делать "открытым" и "экспериментальным", не столько хранилищем артефактов, сколько площадкой для осмысления прошлого и будущего, заявила представляющая общественность Александра Бакланова.

По ее словам, это будет "музей не только про прошлое, но и про будущее" (что ж, это постмайданное будущее уже сейчас легко себе представить – Авт.). А Пошивайло добавил, что такой музей поможет украинцам идентифицировать себя "как нацию".

Судя по высказываниям создателей музея, несмотря на всю его – в будущем – "открытость" и "экспериментальность", обществу (которое вовсе не состоит сплошь из сторонников Евромайдана) вряд ли стоит рассчитывать на объективность. Будет представлена история "победы", история будто бы борьбы за "свободу" – но не история кровавой войны с целью передела собственности олигархами, чем, собственно, и оказался по факту евромайдан. Что ж, историю пишут победители. Правда, эта история еще не дописана до конца.

"Отречемся от старого мира…"

Тем временем, в Украине продолжается планомерная работа по уничтожению символов объявленного "преступным" советского прошлого. При этом называющая себя "демократической по определению" власть не считается не просто с мнением граждан, для нее не имеет значение даже мнение явного большинства.

В качестве примера можно назвать ситуацию, сложившуюся в Кировограде. На референдуме кировоградцы высказались за возвращение городу старого (бывшего до 1924 года) названия – Елисоветград .

Казалось бы, раз большинство так решило, какие могут быть вопросы? Но депутаты горсовета предыдущего созыва передоверили решение проблемы переименования Верховной Раде. А для нынешних властей что советское, что имперское – все одинаково плохо. И в парламенте решили: какой еще Елисоветград, пусть будет Ингульск (в честь реки Ингул).

Это название многим кировоградцам не приглянулось. В городе митингуют, депутаты горсовета обратились в Раду с просьбой отстрочить переименование до проведения нового местного референдума. Депутаты заявили, что к мнению людей не прислушиваются… История эта пока не закончена.

А в Днепропетровске схитрили: хотя и выполнили закон о декоммунизации, но переименовали Днепропетровск в… Днепропетровск. Только теперь город назван не в честь революционера и советского государственного деятеля Петровского. а в честь апостола Петра.

Кто фашистов победил?

Добрались декоммунизаторы и до скульптуры "Родина-мать" в Киеве. Сразу после одобрения парламентом законов о декоммунизации появился анекдот: "теперь киевлянам, живущим на левом берегу Днепра, запретят смотреть на берег правый – потому что там "Родина-мать", а на щите у нее запрещенный отныне герб Советского Союза.

В реальности смотреть в сторону правого берега не запретили, нашли решение попроще – герб СССР убрать. Об этом сообщил на своей странице в Facebook все тот же руководитель УИНП Владимир Вятрович.

"Со щитом, но без совка на нем. Герб СССР будет убран со щита скульптуры "Родина-мать". – написал он.

В данном случае, кажется, никто и не собирается спрашивать граждан, как они к такой идее относятся. Герб-то "преступный". Ничего, что именно Советский Союз одержал победу над нацистской Германией. Пройдет время – кто об этом вспомнит? Дело техники. Уже сейчас понятие "Великая Отечественная война" в Украине фактически под запретом, его заменили на нейтральное "Вторая мировая".

В свое время и большевики рушили памятники и взрывали церкви, а прозорливые люди предупреждали: так же когда-то поступят и с новыми монументами, возведенными на обломках старых. Нынешним разрушителям тоже надо бы об этом помнить.

Кстати, в Вене на монументе советскому воину-освободителю герб СССР хорошо виден, он просто сияет золотом. И австрийцы (которые во Вторую мировую сами знаете на чьей стороне воевали) не торопятся убирать с памятника этот, по выражению Вятровича, «совок».

Десоветизация, затем дерусификация

Параллельно процессу десоветизации вполне естественным образом развивается процесс отрицания всего русского. Запад ненавидел Россию до революции, ненавидел ее после революции, ненавидит и теперь, после реставрации капитализма. В глазах "цивилизованного мира" Россия, независимо от политических режимов, сама по себе – "мировое зло".

И здесь украинское правительство шагает в ногу и с "цивилизованным миром", и с местными "активистами". В среду премьер-министр Арсений Яценюк поручил рассмотреть предложение нардепа Остапа Семерака о запрете ввоза в страну изданных в России книг (сам нардеп заявляет, что это – не борьба с русским языком, но «ответ агрессору-РФ на военное вторжение и пропаганду…").

Не все в Украине отнеслись к такой инициативе с полным пониманием.

"Что ж, если бы это была просто заградительная мера которая сочеталась бы со специальными условиями кредитования, дотаций и т.д. для украинских типографий и издательских домов, я бы еще понял. Здоровый протекционизм. Однако проблема в том, что это просто запрет, запрет и ничего более. Запрет на культуру, на мировоззрение, на язык". – написал на своей странице в Facebook политолог Михаил Павлив.

"Вчера, покупая детям книги в одном из крупнейших специализированных магазинов города, я ужаснулся, насколько меньше стало детской литературы на русском языке за последние два года. Наших детей, наши семьи, осознанно лишают права выбора, осознанно ограничивают ", – отметил он.

По словам Павлива, он, разумеется, не видит никакой проблемы в поддержке украинской культуры и языка – "это абсолютно нормально". Однако, считает, что "все бесчисленные попытки дискриминации языкового большинства, коим являются русскоговорящие в Украине", нельзя назвать иначе как "наступлением на права и свободы".

Напомним, летом 2015 года Киев уже составил "черный список" книг российских писателей, историков и журналистов, которые запрещено ввозить в Украину. Под запрет, в частности, попали книги таких авторов, как Эдуард Лимонов, Николай Стариков, Сергей Глазьев, Александр Дугин, Лев Вершинин, Сергей Доренко, Максим Калашников. В Госкомтелерадио Украины отметили тогда, что этот список может быть расширен.

Регистрация

Выбор региона

Возрастная категория сайта 18+

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Екатеринбургский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда». ул. Мамина-Сибиряка, 52, оф.302, Екатеринбург, ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 620075, контактный телефон: +7 (343) 379-27-72.E-mail: kp.ekb@phkp.ru Студия радио «Комсомольская правда» в Екатеринбурге - контактный телефон: +7 (343) 253-33-03.

Разрушенные памятники мира

Статуя Будды в Афганистане - до и после разрушения Фото: Википедия

«Сталин и Ленин в Горках»: загадка нелепых поз

Памятник Ленину сохранился в каждом городе, как и улица, названная его именем. Памятники Сталину тоже еще кое-где остались. Но почти нигде не встретишь их вместе. А в 30-ые годы парный памятник двум вождям был очень распространен в СССР. Эта работа украинских скульпторов имела большой успех на московской выставке искусства, ходили даже слухи, что она очень понравилась самому Сталину. После этого скульптуры — по большей части совершенно одинаковые — стали повсеместно отливаться во всех городах СССР, иногда даже не в единственном экземпляре. Композиция изображает Ленина и Сталина сидящими рядом на скамейке и что-то обсуждающих друг с другом. Некоторые монументы отличались друг от друга наличием либо отсутствием бумаг в руках вождей, а позже был создан еще один вариант памятника — на нем Сталин не сидит, а стоит рядом с Лениным. Лишь на двух памятниках в этой бесконечной череде была соблюдена историческая правдоподобность: скульптуры в Белгороде и в Москве на станции метро «Краснопресенская» изображали Сталина молодым, каким он и был во время Октябрьской революции. Остальные же памятники являлись исторически неправильными, но очень символическими. Тем не менее, в 60-ые данные скульптуры начали массово демонтировать. При этом иногда убирали только фигуру Сталина (в ходе борьбы с культом личности), из-за чего оставшийся на постаменте Ленин выглядел достаточно нелепо, ведя активную беседу с пустотой.

«Монумента гуманности и мира»: символ, ставший неоднозначным

В 2006 году турецкий скульптор Мехмет Аксой взялся за создание огромного памятника, посвященного дружбе Турции и Армении. Две исполинские фигуры высотой в 35 метров и весом в 300 тонн получили название «Монумент гуманности». Его создание было приурочено к подписанию Цюрихского протокола, который был призван нормализовать отношения стран. Ведь в 1915 году в Турции произошло массовое убийство армян, с тех пор отношения между странами были натянутыми. И теперь, когда с подписанием перемирия, явной и неявной неприязни между народами пришел конец, мэр Карса заказал этот памятник как символ укрепления отношений. Но в 2011 году премьер-министр Турции назвал монумент «уродливым сооружением» и велел его демонтировать. Напрасно вступались за памятник 200 турецких деятелей искусства, бывший мэр и скульптор Аксой — фигуры разобрали. Разрушение «Монумента гуманности» многим показалось не менее символичным, чем его воздвижение. Кто-то посчитал это проявлением нетерпимости, кто-то счел просто блажью. Скульптор поклялся памятник восстановить, а Берлин. приютить. Владелец ресторана в Берлине Андан Орал вознамерился перевезти разрушенный монумент в Берлин и установить в центре города. Он уже готов обратиться в соответствующие инстанции за разрешением такой установки и не считает эту затею чересчур сложной. Ведь по словам Орала Германия тоже несет частичную ответственность за геноцид армян в 1915 году: тогда Берлин мог повлиять на ситуацию, но не сделал этого.

Памятник Александру III как символ крушения российской монархии

Не удивительно, что после свержения монархии большевики принялись усиленно уничтожать памятники царям и их приближенным. Одним из самых грандиозных разрушенных монументов был памятник Александру III в Москве, стоявший на Пречистенской набережной возле Храма Христа Спасителя. Его строили 12 лет, он обошелся в колоссальную сумму в два с половиной миллиона рублей. На открытии памятника в 1912 году присутствовал сам император Николай II, в процессе освящения монумента состоялся даже крестный ход, а в финале церемонии к постаменту возложили 86 венков. Место у храма выбрали, исходя из того, что цари — это «ходатаи перед Богом». На месте разрушенного памятника большевики намеревались установить другой — монумент «Освобожденному труду», но от этой мысли вскоре отказались. А разрушение восседающей на троне фигуры императора в 1918 году ненадолго опередило разрушение самого Храма в 1931 году. Храм был восстановлен, а памятник — нет. Однако на Храм Христа Спасителя теперь смотрит другой император — Александр II Освободитель. Этот памятник установили в 2005 году. Любопытно, что рядом с Александром III находились четыре коронованных двуглавых орла, Николая II ныне сторожат два царственных льва — некая символическая преемственность сохраняется.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu