joi, 18 februarie 2016

в каких климатических поясах расположен материк северная америка

Урок обобщения по Северной Америке

Автор(ы): Решетняк Валентина Ермолаевна, учитель географии

Цели урока:

Систематизация и контроль за знаниями учащихся по теме “Северная Америка”.

Воспитание любви к урокам географии, развитие у детей нестандартного мышления, товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:

Атласы для VII класса, физическая карта Северной Америки,

Картины о природе материка, удостоверение экскурсовода (по числу играющих в одной команде).

Перед началом игры учащиеся делятся на 2 команды. Столы (парты) желательно поставить друг против друга.

Учитель: “Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Северная Америка. Наша задача — закрепить знания по Североамериканскому материку. Итак, в путь!”

I станция “Биография”

1. Определите ФГП материка.

2. Укажите площадь материка: 20 млн. кв, 22,4 млн. км ; 24,2 млн. км 2 .

3. Кого называли “русским Колумбом”? Почему?

4. Назовите крупнейшие острова, расположенные вблизи материка?

5. Мыс Марьято — какая это точка?

6. Что за знаменитое море расположено вблизи Северной Америки?

7. Определите координаты крайней северной точки.

8. Какими морями омывается Северная Америка?

9. В каких полушариях расположена Северная Америка?

Игра: “Что такое? Кто такой?”

(Задания для этой игры предлагаются на небольших листках; задача ребят — ответить, что обозначает слово).
  • м. Принца Уэльского
  • Нъюсраудленд
  • Америго Веспуччи
  • Басрсринова Земля
  • Берингов пролив
Учитель подводит итоги по I станции.

II станция: “Все выше, и выше и выше”

6. Какие территории Сев. Америки подвергаются наиболее частым землетрясениям? Почему?

“Страна Сообразилия”

(На решение заданий данной игры дается 1 мин. ребятам можно пользоваться атласом).

Учитель подводит итоги за II станцию.

Ill станция “Раз дождинка, два дождинка”

1. В каких климатических поясах расположена территория Сев. Америки?

2. Определите, в каких климатических поясах расположены США?

3. Дайте краткую характеристику арктического климатического пояса.

4. Определите по климатической карте количество осадков на полуострове Калифорния.

5. Влияют ли на климат Сев. Америки течения? Как?

Предварительный просмотр:

Тема урока:        Природные зоны Северной Америки

    Цели и задачи урока.   Формировать  у учащихся  представлений и знаний о природе Северной Америки; познакомить  с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными;  продолжить  формирование умения устанавливать  причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон.  Рассмотреть  особенности природных зон материка. Формировать  навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока.  Развитие  познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.   Воспитывать  сознательное отношение к учебе, бережное отношение к картам, к учебнику.

Учебно-наглядный комплекс:  климатическая карта, физическая карта, карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса, учебные принадлежности, презентация к уроку.

Тип урока:  урок  изучение нового материала

Ход урока.

1. Актуализация знаний учащихся

Перед изучением нового материала повторить основные понятия, изученные ранее, но используемые на данном уроке (природная зона, широтная зональность, высотная поясность, природный комплекс, природные компоненты).

Природные зоны - территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями ( природные компоненты: климат, почвы, растительность, животные)

Природная зона  – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира

Как и климатические пояса, природные зоны закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения. Такую смену природных зон называют широтной зональностью.

Высотная поясность.   Смена природных зон, как вам известно, происходит не только на равнинах, но и в горах-от подножия к их вершинам. С высотой понижаются температура и давление, до определенной  высоты увеличивается количество осадков, изменяются условия освещенности. В связи с изменением климатических условий происходит и изменение природных зон. Сменяющие одна другую зоны как бы опоясывают горы на разных высотах, поэтому их называют высотными поясами.  Вертикальная поясность  -  постепенная смена в горных районах  климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.

Задания учащимся:  докажите, что природная зона – это природный комплекс.

Ответ:  В состав природного комплекса и природной зоны входит одни и те же природные компоненты: рельеф, климат, почва, растительный мир, животный мир, воды. Они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Если изменится только один природный компонент, изменится весь природный комплекс.  Итак:    Природная зона  – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

II. Изучение нового материала

1. Вводная часть.   Подготовка к  основному  этапу урока.

Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной  шаг  восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.

География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок познания нового начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно  обратимся к ней. Но карта  которая будет сопровождать нас по теме урока не  физическая, а карта природных зон.  Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.

2.Особенности проявления широтной зональности на материке.

- Какие природные зоны расположены на материке С. Америка?

- В чем особенность расположение природных зон материка Северная Америка?

- В каких направлениях они сменяют друг друга?

Вопрос: объясните причины такого расположения?

3. Сравните расположение природных зон с другими материками.

Задания учащимся:  Какие материки мы изучили в предыдущих уроках? Какова закономерность расположения природных зон в этих материках?

    Вследствие большой протяженности материка с севера на юг  его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами  растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны  наиболее характерное животное  североамериканских прерий.

Таблица ( в тетради)

5.  Природная зона  арктических пустынь  расположилась  в арктическом климатическом поясе.  Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает  облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается  до пяти месяцев. В пределах этого пояса  находятся центры современного покровного оледенения.  Почвы практически отсутствуют. Растительный мир  представлен  мхами и лишайниками.  Животный мир  немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством  ( моржи, тюлени, белые медведи ).

Вопрос:  итак, почему у этих животных окраска белого цвета? Почему там мало растительности?

Вывод:  Значит там суровые климатические условия, животные приспособились в таких климатических условиях, их жизнь связана с морем, они там находят себе пищу, мех теплый, под мехом слой жира, который спасает их от голода и холода.

6.  Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная  зона  тундры  и лесотундры, которая занимает районы  субарктического климатического пояса.  Для него характерна суровая  зима ( работа с климатической картой! ), прохладное лето с пасмурной  дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами (голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями (карликовая береза, ива, сосна ).  Животный  мир  более разнообразен, чем в арктических пустынях.

Вопрос:  Почему растительность представлена только низкорослыми травами, а деревья карликовые?

Ответ:  Потому что, в зоне тундры и лесотундры – вечная мерзлота. Из-за того, что растительности мало, почва мало образуется и чтоб почва образовалась, не хватает тепла из-за короткого лета, растительный опад не успевает разлагаться.

7.  При движении на юг количество солнечного тепла возрастает. Это приводит  к смене  тундры  зоной хвойных лесов –  тайга.  На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается  гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская -  самое высокое и большое дерево в мире- секвойя «Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м,  диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет,  вес 2500 т.

Вывод:   Зона тайги – появились деревья,   количество солнечного тепла возрастает, вечной мерзлоты нет. И почва более плодородна. Хотя солнечного тепла не достигает до земли из-за кроны хвойных деревьев, из-за большой влажности почва вымывается и образуется подзолистая почва.

8.  В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует  образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах  расположилась зона смешанных и широколиственных лесов, а чуть южнее переменно-влажные леса.  Здесь ощущается господство умеренного  пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с  туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный  и животный мир более  разнообразен.

Вывод:  Из-за влияния течения Гольфстрим образуются широколиственные леса и переменно-влажные леса. Значит,  количество осадков увеличивается из-за теплого течения и растительный и животный мир более разнообразен. Почва более плодородна, потому что растительного опада много, тепла хватает, чтобы перерабатывать их в гумус или перегной. В теплых климатических условиях в почве почвенных бактерий и разнообразных жуков и червей бывает очень много.

9.  При приближение на запад в глубь материка количество осадков  убывает, и поэтому леса сменяются  лесостепями и степями,  которые вытянулись  в  меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями  ( в словарь !), которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной.

Вывод:  Итак, при приближении в глубь материка количество осадков уменьшается, леса сменяются безлесными пространствами – степями, которые в Северной Америке называются прериями. Под многолетними травами образуется очень плодородная почва – черноземы, где очень много плодородного слоя – гумуса или перегноя.

10. Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное  Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь.  Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром

Вопрос:  почему в данном случае образовалась  пустыня? Что повлияло?

Ответ:  Холодное Калифорнийское течение.

Общий вывод:  В отличие от уже известных нам южных материков  в Северной Америке смена природных зон происходит особым  образом. В северной  части материка природные зоны сменяют друг друга  с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.

Сопоставив карту природных зон с картой климатических областей и приходим к выводу, что чередование природных зон на равнинах от экватора к полюсам объясняется сменой климатических условий, т.е  географической широтой.

Чередование зон на одной широте объясняется все теми же причинами - изменением соотношения тепла и влаги, которое обусловливается близостью или удаленностью от океана, рельефом, направлением господствующих ветров в пределах одного пояса.

11. По ходу объяснения нового материала учащиеся работают с контурной картой. ( Подписывают название природных зон, почв и ярких представителей растительного и животного мира). По ходу работы учащиеся заполняют таблицу в тетради:

Северная Америка рассказ с ошибками Климат нашего материка чрезвычайно разнообразен. Ведь располагается материк во всех климатических поясах земного ш

Северная Америка (рассказ с ошибками) Климат нашего материка чрезвычайно разнообразен. Ведь располагается материк во всех климатических поясах земного шара. Наибольшую площадь занимает тропический климатический пояс. На севере — Гудзонов залив. Он охлаждает климат континента, а низменности, расположенные рядом, позволяют воздушным арктическим массам проникать далеко на юг. Огромные массы влажного западного воздуха задерживают горные цепи Аппалачей на юго-западе материка. Теплый влажный воздух, формирующийся над течением Гольфстрим, приносит достаточное количество осадков на западные склоны Анд. (какие ошибки допустил автор рассказа)

Напишите. план описания географического положения материка ЮЖНАЯ АМЕРИКА. Определите, как расположен материк относительно экватора, троп

Напишите, пожалуйста, план описания географического положения материка 

ЮЖНАЯ АМЕРИКА.

1.) Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

2.) Определите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

5.) Как расположен материк относительно других материков?

с севера на юг по 70° з.д.

с запада на восток по 10° ю.ш.

3) На юге от Северной америки. На северо завпаде от Антарктиды. На юго западе от Евразии. На востоке(западе) от австралии. климатические пояса: Субэкваториальный пояс (дважды)(один север)(второй перед умерянным), Экваториальный пояс, Тропический пояс, Субтропический пояс умеренный пояс. Пояса перечислены с севера на юг.

Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

2)м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;

По пунктом:

1.Определите,как расположен материк относительно экватора,тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

Относительно экватора- пересекается экватором на севере, относительно тропиков-пересекается почти посерелине, полярными кругами не пересекается, отстоит к западу от нулевого мередиана

2.Найдите крайние точки материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

северная.- м. Гальинас 12 с.ш. 72 з.д.

Юг – м. Фроуард 54 ю.ш 71 з.д.

Западная. - м. Париньяс 5 ю.ш. 82 з.д.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu