vineri, 26 februarie 2016

в каких фольклорных жанрах модно встретить загадки

Фольклорные жанры

С английского термин «фольклор» переводится как «народная мудрость», «народное знание». Впервые его употребил английский историк Уильям Томсон. В Европе и Америке под термином стали понимать все виды народного творчества, включая и словесное, и музыкальное, а также вышивку, резьбу по дереву и кости. В отечественной науке к фольклору относят именно словесное искусство народа. Известные фольклорные жанры очень многообразны. Это и крупные произведения, такие как эпос, сказки, былины, так и малые формы: частушки, загадки, пословицы и поговорки и др. Об этом и пойдет речь в статье.

Малые жанры фольклора

Основными признаками, характеризующими фольклорные произведения, считают устную форму их распространения, коллективность создания и особую художественную форму. Поэтому к фольклору относят безавторские произведения. По этим признакам к ним принадлежат фольклорные жанры частушки, загадки, пословиц и поговорок. Рассмотрим некоторые из них. Частушкой называют короткую русскую песню, которая чаще всего имеет вид четверостишия с юмористическим содержанием. Народ, сочинявший эти шуточные песни, использовал все богатство и выразительность русского языка. На гуляньях в деревнях частушки исполнялись под гармонь. Возник этот жанр народного творчества в 19 веке и получил свое развитие в веке 20.

Пословицы и поговорки – это фольклорные жанры, главной характерной чертой которых является краткий, сжатый вид, смысловая легкость и простота изложения. Некоторая часть поговорок и пословиц свое происхождение ведут из произведений русского фольклора – песен, сказок, загадок. В пословицах и поговорках отражалась жизнь народа, наблюдения за природными и общественными явлениями. Классики русской литературы, взращенные на народном фольклоре, обогатили его собственными фразами из литературных произведений. Такие крылатые выражения можно встретить у Фонвизина, Пушкина, Грибоедова, Крылова.

Традиции, которые сложились в русском народном творчестве, переходили от поколения к поколению, на протяжении многих веков. Так сложились фольклорные жанры, в истоках которых язык иносказаний. Например, загадки. В самых древних из них отражается быт людей, которые занимались охотой и разведением скота. В более поздних встречаются приметы из быта земледельцев. Существовало поверье, что в речи нельзя употреблять названия предметов, связанных с важными заботами о своем благополучии. Если какой либо обряд (например, свадьба), мог подвергнуться, по верованиям людей, воздействию злых сил, то в обиходе использовали иносказания, загадки, чтоб не произносить запретных слов. Для создания нового слова или замены запретного использовали созвучие, причем смысл при этом во фразе терялся, но это было не важно. Кроме загадок, в которых отражался быт или явления природы, встречались и загадки-шутки. Например, вопрос о том, какой камень в реке, на который дается ответ - мокрый.

Произведения устного народного творчества для детей.

Малые жанры фольклора это:

Содержание

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.

Волка бояться в лес не ходить.

Рыбак рыбака видит издалека.

Без труда не вытащишь рыбу из пруда.

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Под лежачий камень вода не течёт.

Не надобен клад, коли в семье лад.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Предметный каталог

Размещено: Наталия Владимировна Антонова - пт, 13/12/2013 - 17:44

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т.д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т.д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Потешки — короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропеванияпотешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Наиболее популярные сюжеты потешек: "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и кладут на голову:"Полетели, на головку сели!"); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой).Потешки — замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона,

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки ("Родион, поди вон!"); Считалка произносится до тех пор, пока не останется последний, которому выпадает водить в игре ("Ну-ка, Мишенька, води»). Значительная часть считалок составляют стихи, скомпонованные из набора слов, отсутствующих в языке или выступающих в искаженных формах словесных образований, не поддающихся логическому объяснению ("Перводан, другодан, на четыре угадал. " или еще более непонятное:"Эники-беники Си колесо, Эники-беники Клоп. "; "Ана-руна-жесь, Кинда-ринда-резь. "). Часто подобная заумь объясняется искажением иноязычных слов, прежде всего числительных ("Эна, бена, рее, унтер, квинтер, жес" — где узнаваемы следы не то лат. не то франц. счета). В считалках закрепились следы языковой архаики и мифологических связей. Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Пестушка ( от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

сезонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

Утя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Доклад на педагогическом совете «Роль загадки в развитии дошкольника»

Анастасия Алексеева

Доклад на педагогическом совете «Роль загадки в развитии дошкольника»

загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Загадка – малый жанр фольклора

Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т. д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Развитием речи дошкольников малыми фольклорными жанрами занимались такие ученые как: Ю. Г. Илларионова, Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохима, А. М. Бородич, А. П. Усова, А. Я. Мацкевич и др. В своих работах они не обошли стороной загадку, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Известный фольклорист В. И. Чичерова дала такое определение загадке, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса ».

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.

Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.

Крыластый,

Горластый-

Красные ласты.

Могут быть указаны последовательные действия предмета.

Скачет зверушка –

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Такое перечисление создает картину видимости предмета.

Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.

С ножками, но не хожу,

Со спинкой, но не лежу,

Садитесь вы – я не сижу.

Самый обширный вид загадок – загадки-метафоры. В загадке мы видим предельно малое литературное произведение, композиционное построение которого может быть самое разнообразное. Оно может строиться на вариациях простых и вопросительных предложений. Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.

Что за зверь:

живет всех выше,

не рычит, не кусается,

ни на кого не бросается?

Как в любом художественном произведении, в загадке сочетаются различные изобразительные средства. Загадки могут строиться как ритмически организованная, рифмующая речь. Формы ритмического строя загадки разнообразны. Народные загадки обычно не имеют единого чередования ударных и безударных слогов. Даже в одной загадке ритм может меняться.

Стоит столбом.

горит огнем,

ни жару, ни пару, ни углей.

Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация, наиболее распространенная в народной поэзии – хорей – двусложная стопа с ударением на первый слог.

Конца не найду.

Изменение ритма в загадках несет на себе изобразительно-выразительная форма, в результате чего загадка отличается необыкновенной живостью восприятия.

Литературные загадки обычно имеют вид четверостишия, организованного по правилам литературного стихотворения, что является показателем ее литературного происхождения.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu