О таинстве Евхаристии (причастие)
Таинство Евхаристии совершается в храме ежедневно. В будние дни и в субботу Божественная литургия начинается в 8.00. По воскресным дням и в дни церковных праздников служатся две Литургии, начало, соответственно, в 7.00 и в 10.00.
Перед причастием необходима исповедь . Исповедоваться можно как во время Литургии, придя к ее началу, так и во время всенощного бдения, если оно совершается накануне. При необходимости можно договориться со священником об исповеди и в другое время.
Существует еще одна форма общения с батюшкой — беседа . Беседа не является таинством и не заменяет собой исповеди, это возможность обсудить со священником насущные жизненные вопросы, на что зачастую неразумно тратить время исповеди. О беседе тоже можно предварительно договориться со священником храма. В течение дня в храме обязательно есть дежурный священник, обратиться к которому помогут в церковной лавке.
Исповедоваться и причаститься можно взрослым и детям, придя к началу Божественной литургии натощак. Младенцы в возрасте до 3 лет могут съесть легкий завтрак.
О начале Божественной литургии в конкретный день месяца можно узнать из расписания богослужений. Справки можно получить по телефону (499) 186 86 47.
Православному христианину, желающему приступить к святому таинству Причащения, надлежит помнить, что для того, чтобы причастие Господу не было «в суд и осуждение», ему необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния, внезапной сложной или опасной жизненной ситуации) не исполняются. Однако православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и поэтому в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (исповедь, пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т. д.) также является обязательной.
1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю (1 Кор.11, 20-22).
2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со страхом Божьим: Начало мудрости — страх Господень (Притч. 9, 10). Человек должен помнить, что тот кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11, 27).
3. Душевный мир. Человек, подходящий к чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).
4. Церковность. Человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от причащения и Церкви, то есть он должен находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Иустин Философ. Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов — воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.
5. Напряженная духовная жизнь. И наконец, последнее, но очень важное сущностное условие. Христианская жизнь, к которой призван христианин, невозможна без ведения христианином напряженной духовной жизни как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нем ветхим человеком с поврежденной грехом природой и новым человеком, рожденным во Христе в таинстве Крещения и получившим семя вечной жизни, которое он призван взрастить. Напряженная духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание, принуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т. д. Из этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни.
6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к святой чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т. д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6-ти часов. Возникает вопрос: если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своем каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от причащения, чаще будет делать то же» (Ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.
7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 28-30). Исповедь перед причащением может происходить как накануне вечером (или утром, перед Литургией) так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т. д.) — за несколько дней до причащения.
8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается обычно несколько дней, и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжелый физический и интеллектуальный труд, в этих условиях, естественно, мера снижается). Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.
9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к Литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо постараться прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв чтение Последования ко Святому Причащению: канон вечером, а остальное последование вслед за утренними молитвами утром. Русская традиция предусматривает также чтение трех канонов: Покаянного ко Господу, Молебного ко Пресвятой Богородице и Канона ангелу-хранителю, обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например Акафист Иисусу Сладчайшему.
10. Телесная чистота. Существуют определенные требования к телесной чистоте мужчин и женщин: им предписывается отказаться от телесных супружеских отношений накануне причащения. Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам, во время женских дней и сорокодневного послеродового периода.
Александр Боженов, катехизатор Данилова монастыря
Как причаститься в церкви?
- Anna Pupchenko 29-01-2014, 12:49 75036
Отношение к религии – глубоко личная тема для каждого человека. Одни делают ее своим моральным ориентиром, другие почти не уделяют внимания религиозным чувствам. Но подавляющее большинство наших соотечественников, да и человечество в целом, занимает позицию между этими мнениями, придерживаясь умеренно-уважительного взгляда на веру и посещая церковь только по большим праздникам. Вероятно, вы тоже относитесь к этой многочисленной группе, раз заинтересовались причастием в церкви, но не владеете достаточно глубокими знаниями об этом обряде. Между тем, причастие – это одно из Семи Таинств христианской церкви и основа ее богослужения.
Что такое причастие
Святое Причастие, Вечеря Господня и Евхаристия – это все разные названия одного и того же таинства. Посредством него христиане приобщаются к Телу Иисуса Христа и его Крови, вкушая освященные вино и хлеб. Евангелие содержит информацию о том, что Искупитель сам установил этот обряд во время Тайной Вечери за день до распятия на кресте. С тех пор эта ритуальная трапеза символизирует память о Нем, Его смерти и воскрешении. Это не только воспоминание о божестве, но и буквальное соединение с ним, когда он входит в верующих вместе с едой и питьем.
Причастие в церкви является первым шагом человека к Богу, но не каждый может его принять. Это действие должно быть осознанным и добровольным. В качестве подтверждения силы своего намерения прихожанин должен морально и поступками приготовиться к причастию, приложить определенные усилия. Проявив чистоту помыслов и истинное стремление, вы получите право причаститься в церкви и соединиться с нею. Но этому всегда предшествует определенная подготовка.
Подготовка к причастию
Только маленькие дети до 7 лет, в силу своего возраста и внутренней незапятнанности, не нуждаются в специальном очищении перед причастием. Взрослые люди обязательно готовятся к таинству в течение нескольких дней, во время которых:
- Соблюдают пост физический и духовный. Он может длиться от одного до трех суток, в зависимости от состояния вашего здоровья. Перед началом поста нужно помириться, попросить прощения у всех, кто может быть на вас обижен. Соблюдайте умеренность в еде и питье, воздерживайтесь от употребления скоромной пищи, которой являются мясо, яйца, сливочное масло и молочные продукты. Если пост строгий, то на этот период и рыбу следует исключить из рациона. Но самое главное в пост – «не есть других и себя», то есть не испытывать негативных эмоций, тоски и злости, не проявлять агрессии, вести себя доброжелательно и помогать окружающим. Строже относитесь к себе, не позволяйте ругаться и сквернословить, замечайте все свои проступки и исправляйте их. Откажитесь от табака и алкоголя, а также интимной близости. Не посещайте увеселительные заведения, просмотр телепередач замените чтением книг.
Как происходит причащение в церкви
В тот день, на который назначено ваше причащение, не завтракайте, придите в церковь пораньше, почувствуйте ее атмосферу и настройтесь на нужный лад. Затем исповедайтесь и ожидайте причащения во время службы (это может быть как обедня, так и литургия):
- Незадолго до ее окончания запоют «Отче наш», откроются Царские врата иконостаса и к прихожанам вынесут священную реликвию - Чашу с Телом и Кровью Спасителя. В ней находится освященный кагор и хлеб, их величают Вином и Хлебом. Чаша устанавливается на возвышение, называемое амвоной, а священник в это время читает специальную молитву «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго».
Частота и количество актов причащения в жизни каждого человека никак не регламентируется и не ограничивается. В общем смысле, причащаться нужно тогда, когда этого просит ваша душа, когда вас тянет в церковь невидимая внутренняя сила. Более конкретные указания может дать духовное лицо. Но поскольку Причастие, то есть приобщение к Святым Христовым Тайнам, является высшей благодатью, то старайтесь не упускать этой возможности, посещая храм. Большинство прихожан причащаются один или два раза в месяц. Бывают также особые случаи: венчание, крещение, именины, великие праздники, когда без причастия не обойтись. Однако, запрещено причащаться больше одного раза в течение одного дня. И даже если во время богослужения Дары раздают из двух чаш, вкусить их можно только из одной из них.
Великий пост – это лучшее время для покаяния и молитвы, Покаяние (исповедь) и Причастие в этот период должны принести вам радость и благодать. Но, если вы планируете причащаться во время Великого поста, то запомните, что сделать это можно будет в среду, пятницу, субботу и воскресенье. В остальной период года Причащение верующих происходит в любой день недели. Но самое главное в этом Таинстве, и это должен понять каждый христианин, - не дата и не время, как и не сам акт Причастия, а те чувства и мысли, которые появляются у вас во время подготовки и принятия Причастия.
О Святом Причастии
М ногие слышали, что в церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых. Дети до 7 лет причащаются без исповеди, взрослые перед Причастием обычно исповедуются. Причастие — это одно из семи Таинств Церкви. Одно из самых важных. К Причастию необходимо готовиться. Прежде всего помириться со всеми, попросить — каждый сам знает у кого — прощения. По возможности помолиться и попоститься. Духовно, молитвенно, внутренне настроиться, ожидая причащения как великой радости общения и соединения со Христом.
В особо положенный момент церковной службы — обедни, литургии, — незадолго до ее окончания, наступает самый важный, самый торжественный ее момент. Открываются Царские Врата иконостаса и со словами «Со страхом Божиим и верою приступите!» выносится Чаша с Телом и Кровью нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа. Священник читает молитву: «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго. »
Люди подходят к Чаше, священник дает ложечкой Причастие. Нужно помнить, что это Причастие. Не следует говорить детям: «Батюшка дает меду». Разве только детям-крошкам. А так следует детям самого раннего детства говорить правду, приучая их к тому, что они подходят к Самому Богу и соединяются с Ним. Следует идти навстречу Христу, который идет к нам.
Так что же «дают»? Что преподают верующим? Что находится в Чаше? Как мы видим и ощущаем при вкушении — хлеб и вино. Напишем с большой буквы: Хлеб и Вино. Почему с большой буквы и зачем их дают? Дело в том, что это не только Хлеб и Вино, а нечто гораздо большее. Это — истинное Тело и истинная Кровь Господа и Спасителя нашего, Сына Божия Иисуса Христа.
Таково наше православное понимание. Хлеб и Вино, будучи и оставаясь Хлебом и Вином, становятся Телом и Кровью Господа Бога. Так угодно Богу. Таким образом Он осуществляет максимальное приближение людей к Себе. Как это может быть? Конечно, только непостижимым для нас образом, сверхъестественным. Не побоимся этого слова. Если мы ищем Бога, религии, то нам придется в будущем иметь дело с сверхъестественным. Если мы заранее отвергнем его, то мы обречены всю жизнь оставаться неверующими, безрелигиозными. И нам вряд ли удастся понять верующих.
Претворение Хлеба и Вина совершено Иисусом Христом. Он основатель и Предмет христианской веры, условно говоря, — религии. Мы стремимся быть к Нему как можно ближе. Мы причащаемся Его Тела и Крови, как Он заповедал нам.
Для чего это нужно? Для нашего спасения. Для нашего счастья. Для высшего счастья и для исполнения своего призвания. Для чего создан человек? Для чего он существует? Не для «просто так» и не для простого прозябания. Для чего-то другого. Для чего-то высшего. Для того, чтобы служить Богу и в конце концов прийти к Нему. Для того, чтобы максимально к Нему приблизиться. Для того, чтобы максимально с Ним соединиться. Конечно, в той степени, в какой это доступно человеку. И вот для максимального соединения с Богом существует вкушение. Вкушение Тела и Крови Господней, физическое принятие Бога. Так это нам понятно и ощутимее. Поэтому Бог избрал именно такой способ соединения с Ним. Христос входит в нас, мы принимаем Его. Сам Христос создал этот способ соединения с Ним.
Обычай вкушения Бога как способ соединения с Богом — очень древний. Он существовал у многих языческих народов. Ведь и у них была доля религиозной истины. Достаточно вспомнить наш обычный русский блин на масленицу. Ведь это изображение солнца — бога солнца. Нужно было спечь это изображение и съесть его. Таким образом человек принимал в себя бога. Конечно, аналогия здесь весьма относительна. Но прообраз налицо. Христос пользовался понятными людям образами и обычаями. Наша Церковь, охристианизировала многие языческие обычаи. Они были понятны людям того времени.
Мы, конечно, соединяемся с Богом в ином смысле. Мы не язычники, мы христиане. Мы верим в одного бога, а не во многих. Мы свидетельствуем миру о том, что Сын Божий — истинный Бог — пришел в мир. Стал человеком, пребывая среди нас, людей. И оставил нам таинство причащения, таинство соединения с Ним посредством хлеба и вина. Как видим, наша вера во Христа — не спиритуалистическая религия. Она стоит твердо на земле. Человек вкушает земные, материальные блага — хлеб и вино. Но в них-то и пребывает Бог, зовущий нас к Себе.
Две тысячи лет назад появилась новая религия, больше, чем религия, вера в Бога, ставшего Человеком для спасения людей. Эта религия иначе установила взаимоотношения человека с Богом. И в этом ее особая ценность.
Таинство причащения Христос установил в Великий Четверг, за день до смерти, за три дня до Воскресения. Установил Он это таинство на Тайной Вечери, то есть во время своего прощального ужина с учениками. Присутствовали при этом Христос и Его апостолы-ученики. Место: «Сионская горница», комната в Иерусалиме.
Деятели мировой живописи посвятили немало трудов для изображения Тайной Вечери. На эту тему существует много икон и картин. Одна из известных написана Леонардо да Винчи. В ней имеется одна неточность, все сидят за столом. По-видимому же, согласно местному обычаю, ученики находились в полулежащей позе. Церковные тексты говорят, что ученики «возлежали». Дело, конечно, не в этом.
На этой вечери Христос совершил местный обычай благословения Чаши, И здесь же — что еще гораздо важнее! — благословил хлеб и вино, повелел и ученикам творить так во «Свое воспоминание». При этом Он произнес слова, которые мы находим в Евангелиях. Эти слова священники повторяют, вспоминая Христа, вот уже 2000 лет за каждой обедней-литургией. Мы их называем установительными словами Христа. Этими словами Христос установил это таинство Церкви, таинство Причащения. Вот эти слова:
Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Это значит: Возьмите и ешьте. Это Мое Тело, которое преломляется за вас.
Пийте от нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Это значит: Пейте все из этой Чаши. Это Моя Кровь Нового Завета, которая проливается за вас и за многих.
Эти слова с небольшими различиями помещены в Евангелиях и во Второй главе І-го Послания апостола Павла к Коринфянам. Редакции разные, смысл слов и предложений — тождествен. Мы привели текст, согласно принятой у нас Литургии Иоанна Златоуста. Таким образом, текст — церковный.
С древних времен христиане собирались вместе для молитвы, чтения Писания и «преломления хлеба». Так они продолжили Тайную Вечерю Христа. Так они ввели практику совершения нашей сегодняшней — уже очень древней — Литургии-обедни. Эта служба совершается по утрам.
Когда приходишь в церковь и присутствуешь в воскресенье или Праздник на литургии, — интересно и радует все: и чтение, и пение, и проповедь, и свечи, и молящиеся вокруг сестры и братья. Но главный смысл присутствия верующих на Литургии — это причащение Святых Таин. В древней Церкви все причащались за каждой службой. В начале мы молимся, потом слушаем Священное Писание и проповедь. Потом читается или поется «Верую». Вскоре после этого мы услышим знакомые слова. «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» и «Пийте от нея вси». Молимся дальше. Затем. наступает торжественный момент. Открываются завеса и Царские врата, и под возглас диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!» выносится Чаша. Выносится она для причащения верующих. Христос идет к народу, чтобы спасти людей, чтобы приблизить их к Себе, чтобы открыть им доступ в Свое Царство. Верующие, скрестив на груди руки, подходят к Чаше. Священник читает молитву:
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый, первая есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая пречестная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. И сподоби мя неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим, тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих таин, Господи, но во исцеление души и тела.
Руки следует держать на груди и не креститься в этот момент, чтобы, не дай Бог, не толкнуть Чашу. Подходить следует по очереди, не толпиться, опять-таки, чтобы не толкнуть Чашу. Принимать с ложечки Святые Дары с благоговением. Это великая радость! Затем диакон пономарь вытирает особым платком губы причастника, чтобы на них не осталоcь капли Крови Господней. Следует поцеловать Чашу и отойти в сторону, давая место другим. Получить и съесть кусочек просфоры и запить Причастие из ковшика водой или вином — как где принято.
Святое Причастие называется также Евхаристией. По-гречески это значит благодарение. На Тайной Вечери, на встрече с учениками Христос совершил обряд благодарения. «Он взял Чашу, благословил, благодарил. » Христос воздал хвалу и благодарение Богу-Отцу. Евхаристия — это сама Церковь.
Только там, где причащаются Святых Таин, — Церковь. Только такое собрание христиан можно назвать Церковью. Вне Церкви — нет Евхаристии. А такая Церковь, которая не дает верующим Причастия, — не Церковь.
Подчеркнем еще раз: к Святому Причастию нужно готовиться. Помириться со всеми, попросить прощение, исповедоваться — по мере надобности — постараться изгнать из себя скверные помыслы. Есть молитвы перед Причастием. Их полезно прочесть или выслушать в церкви. После принятия св. Причастия следует поблагодарить Бога за эту великую радость, Существуют благодарственные молитвы, их тоже полагается прочесть или выслушать.
Постараться не грешить после этого, сохранить в себе Христа как можно дольше. По окончании службы идти в мир и нести Христа в мир, другим людям, делать добро, творить милостыню, давать миру мир.
В России после Петра Первого вошел обычай причащаться один раз в году. Почему? Да потому, что были люди, которые не причащались годами. Для этого Петр Первый издал указ: все государственные чиновники обязаны причащаться каждый год. Люди и решили: одного раза в год достаточно. Конечно, это минимум. Причащаться желательно чаще. Чем чаще, тем лучше. И каждым постом, и на большие праздники, и в рядовые воскресения. Вот в 20 веке происходит возрождение более частого причащения. В древней Церкви, у первохристиан все причащались каждое воскресение, за каждой службой. В этом и был смысл воскресного церковного собрания: помолиться вместе и совершить преломление хлеба. Иначе: причаститься всем вместе, от единыя (из одной) Чаши. В Чаше — спасение. Она нас приводит к Богу, она нас ведет к Божьему Царству. Недаром отцы Церкви называли Причастие лекарством бессмертия. Имеется ввиду будущая, вечная жизнь — жизнь с Богом. Здесь мы подходим к Тайне, не постижимой для нашего человеческого ума.
У нас в христианстве все богочеловечно. Иисус Христос — и Бог, и Человек, Богочеловек, Библия — Богочеловечна. Ее писали люди по Божьему вдохновению. Так и Церковь — богочеловечна. В ней есть чистое, святое, божественное. А есть низшее, человеческое, подчас и грешное, земное. Так и Причастие. В нем есть земное: Хлеб и Вино. А есть и божественное, сверхземное: Тело и Кровь Христа, Одно и другое неотделимо, как и нераздельны две природы во Христе: божественная и человеческая. Едим Хлеб, пьем Вино, но в то же время вкушаем, принимаем в себя Бога — не только духовно, но и вполне телесно. Так понятнее, ощутимее. Поэтому и благоволил Бог установить такой способ общения с Ним.
Поясним еще два понятия: антидор и просфора. Просфора значит приношение. Верующие приносят в храм свою жертву. Практически они пекутся при храме, где их и можно приобрести. На просфорах священник совершает службу. Из первой, самой большой просфоры он готовит Причастие, вырезает Хлеб, будущее Тело Христово. Но можно подать просфору в алтарь с запиской — именами своих близких, о которых мы просим священника помолиться. Просфора имеет вид булочки, печется из белой муки, без соли. Часть просфор затем режется и кладется на блюдо, особенно части тех просфор, которые побывали в алтаре, на поминанье. Этот хлеб раздается причастникам после причащения, а затем — всем в конце службы. Он называется антидор. Значит; вместо даров, для подкрепления всех молящихся.
Поминание. Прежде чем начать основную службу — Литургию, обедню, священник долго молится в алтаре у левого столика — жертвенника. Он поминает. Значит: молится о живых и об усопших, вынимая из просфор частицы и кладя, полагая их на круглой металлической тарелочке — дискосе. У священника есть свои просфоры, и он поминает кого считает нужным. Кроме того, каждый может приобрести просфору у старосты, у свечного ящика и подать ее в алтарь вместе с запиской, на которой мы можем написать имена своих родных и близких, всех, о ком мы хотели бы помолиться. Священник поминает и их, читая имена с молитвой, и вынимает из просфоры частички, кладя и их на дискос. Они лежат на дискосе всю литургию рядом с Агнцем, то есть самой большой, главной просфорой, из которой потом будет Причастие — Тело Господне. В конце литургии, уже после Причащения верующих, священник опускает, высыпает все эти поминальные частицы — маленькие кусочки, крошки — в Чашу, то есть в Вино, в Кровь Господню, со словами: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Грехи людей омываются Кровью Христовой. Святые Церкви замаливают эти грехи. Мы это можем принять к сведению со слезами благодарности Христу и Его святым, которыми украшается наша Церковь.
Самое важное: в таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, с Богом. Но, причащаясь того же Тела, и той же Крови нашего Спасителя, причащаясь от единой Чаши, мы тем самым соединяемся и друг с другом. Мы больше сознаем, что мы дети одного Отца, Бога, и что мы все братья и сестры. Следовательно: мы все должны любить друг друга, жить в мире, братстве и любви. Именно поэтому! У нас есть для этих «лозунгов» серьезная религиозная основа!
Представим себе круг. В центре его находится Христос. А мы все на окраинах, на окружности. Если мы все начнем приближаться по радиусу к центру — ко Христу, — то мы будем таким именно образом приближаться и друг к другу. Польза людям, общность людей, общность человечества, единство человечества. Называй как хочешь. Но у нас в Церкви Христовой это достигается причащением Таинств Церкви, взаимной, совместной молитвой, даже обрядами. И они общие всем, и они объединяют нас.
Говорят: верующие охотно причащаются перед смертью, чтобы облегчить себе переход в иную жизнь. На этом основании многие другие верующие считают, что можно и вообще не причащаться. Ведь до смерти еще далеко. Когда наступит смертный час, тогда можно попросить батюшку прийти причастить. Верно то, что причастие в смертный час особенно ценно, как путеводитель в жизнь вечную. Человек идет к Богу, хочет принять и встретить Его на пути. Для многих причащение в страшный час — утешение, ободрение. Часто случается, что после причащения человеку, хотя бы временно, становится вообще лучше. Взаимодействие Божией помощи и духовной силы, духовного подъема человека. Слава Богу!
Но неверно, что для причащения нужно ждать смертного часа. Во-первых, смерть может наступить внезапно. Не успеем. Во-вторых, неизвестно, каковы будут обстоятельства смерти и будет ли неподалеку свободный священник. А в-третьих, зачем откладывать на долгий срок. Зачем лишать себя великой радости причащаться регулярно всю жизнь, быть всегда с Богом. Это церковным людям даже непонятно. Естественно воспользоваться теми прекрасными плодами, которые предлагает нам Церковь. Тем более, у нас прекрасный пример древней Церкви, первых христиан. С них нужно брать пример в наше время, а не с порочной практики последних веков, практики «воздержания» от Святых Даров. Причастие — не признак смерти, а жизнь. Жизнь с Богом. Постоянное пребывание со Христом уже здесь, в этой жизни, уже теперь!
Святые Дары, Святое Причастие — хранятся в Церкви на Престоле, в особом сосуде в виде часовни. Она называется Дарохранительницей. В случае надобности священник может причастить желающих и не совершая службы. Это запасные Святые Дары. Хранятся они главным образом для больных. Да и для всяких непредвиденных случаев. Это такое же причастие, как и на обычной литургии. Но правильнее причащаться в Церкви во время обедни, литургии, разделяя радость со своими братьями и сестрами и участвуя во всей полноте богослужения. Помолиться, послушать Писание, проповедь и все положенные молитвы. Из Дарохранительницы священник берет Дары и идет с ними к больному, немощному, который не может сам прийти в храм.
В заключение приведем здесь две из пяти благодарственных молитв, которые читаются после службы, после принятия Святых Таин. Ведь вполне естественно поблагодарить Бога за такой великий Дар, такую великую милость.
Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя, о всех, яже ми еси подал благих, и о причашении пречистых и Животворящих Твоих Таинств Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим и в сени крилу Твоею, и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися Святынь Твоих во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси Хлеб Животный, Источник святыни, Податель благих: и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тело Твое святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие: в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых.
Будем же приступать к Святым Тайнам с верою и любовию! Бог откроет нам врата Своей Обители! Поверь, нам всем будет всегда хорошо с Ним!
Использованы катехизические беседы
Когда люди обыкновенные смотрят на воцерковлённых людей, видят, как они причащаются, — безусловно испытывают что-то похожее на зависть, потому что тоже хотят быть такими: спокойными, уверенными, добрыми, но как? Как стать такими, как обрести эту благодать и желание жить так, как воцерковлённые люди? Это снисходит на кого-то за какие-то заслуги?
Разумеется, нет. Ведь каждый воцерковлённый когда-то был невоцерковлённым. Надо просто начинать церковную жизнь — воцерковляться. Это несложно. Часто ко мне в храм приходят люди и говорят, что хотят начать жизнь православного христианина. Я беседую с этими людьми, и после беседы многие говорят: слава Богу, все оказалось так доступно.
Посудите сами, если Господь желает спасения каждого, разве сделал бы Он этот путь непреодолимым?
Что требуется от человека, желающего сделать первые шаги в вере? Скажу об этом, но сначала два предварительных замечания.
Во-первых: Церковь пугает многих сложностью обряда, обилием каких-то догматов, канонов, норм, постичь которые, как кажется, не хватит никаких сил.
Это богатство Церкви действительно не объять одному человеку, даже самому умному. Его постигают всю жизнь, в меру способностей каждого. Чтобы войти в Церковь и начать жить церковной жизнью, нужно очень мало. А вот уже по ходу этой жизни ты начинаешь для себя открывать и глубину богослужения, и тайны христианской веры, и все остальное.
Разве нельзя жить полнотой благодатной жизни во Христе, например, не зная грамоты, но зная основы веры, ведя добрую жизнь, исповедуясь и причащаясь? Конечно, можно.
Ещё 100 лет назад неграмотных людей было большинство. Я вот и сам в своё время (комсомолец, активист, готовившийся поступать в университет) пришёл к вере благодаря простым рассказам одной знакомой бабушки, отметьте, на исходе XX века не умеющей писать и читающей по слогам.
Каждый день я открываю для себя что-то новое в океане православного предания, накопленного за 2 тысячи лет христианской истории. Что-то новое прочитал у святого подвижника веры или у богослова — и что-то новое слышал в богослужении, узнал что-то новое об иконописи — и через это стал глубже понимать икону. Путь постижения Православия — это путь длиной в жизнь.
Во-вторых: церковная жизнь — это не психотерапия, не самовнушение. Каждый, наверное, слышал слова: благодать, сила Божия, действие Духа Святого. Все они означают одно: Бог действительно действует. Церковь — не место, где мы можем купить свечек и заказать какую-нибудь требу. Это место, где через совершающиеся Таинства — точки встречи Бога и человека, на человека изливается благодать, то есть благой дар Божий.
Насильно Бог никогда человека к Себе лицом не развернет. Если человек отворачивается, прячется, бежит от Бога, Тот будет звать, ждать, через жизненные обстоятельства вразумлять — но насильно к Себе не обратит. Таинство встречи произойдёт, только если этого захочет человек.
Итак, второе — человек, начавший жить церковной жизнью, ощутит в Церкви что-то невидимое, что-то такое, что можно назвать некой силой, энергией. Не почувствовать эту силу, благодать невозможно.
Для нецерковного человека это кажется невероятным, для нас — это факт.
И ещё: Церковь не хочет лишить человека радости жизни, умалить жизнь. Я очень люблю слова Христа: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» .
Жизнь христианина более яркая, светлая, радостная, чем жизнь неверующего человека. Знать, что все, что ты делаешь — навсегда, что знакомства, дружба, любовь твоя перейдут в вечность, не прервутся со смертью. Чувствовать, что рядом по жизни твоей ненавязчиво и мудро тебя сопровождает нежный Отец Небесный. Желание обрести все это и должно приводить людей в храм, к Богу.
С чего лучше всего начать церковную жизнь?
С исповеди. Это так называемая исповедь за всю жизнь, или подробная исповедь. Бояться её не надо. Вы должны знать: если вы действительно всерьёз решили начать новую жизнь, все старое, греховное, тёмное, что было в вашем прошлом, Господь простит и никогда не вспомнит.
Исповедь — это Таинство покаяния. Вспомнив все то злое, что сделано за жизнь без Бога, искренне раскаиваясь в этом, мы приходим в храм и исповедуемся Богу перед священником. Можно записать грехи и прийти на исповедь с запиской.
Если вы хотите в этот же день причаститься, нужно подготовиться к причастию. Необходимо попоститься (воздерживаясь от мясной, молочной пищи, алкоголя, развлечений) хотя бы 3 дня, накануне причастия желательно сходить на вечернюю службу в храм. Наутро, желающий причаститься, идёт в храм натощак, лишь почистив зубы и прополоскав рот. Приходить в храм следует до начала службы.
Исповедь совершается в каждом храме утром, перед Литургией. В воскресный день (и тем более в праздничный) исповедающихся очень много (до сотни), поэтому священник при всем желании не сможет уделить вам нужного для серьёзной исповеди и разговора времени. Лучше всего подойти к священнику и договориться о встрече с ним в храме как-нибудь днем, в будний день. Здесь у вас действительно будет время для обстоятельной исповеди или разговора. А уже после исповеди можно будет причаститься.
Нужно ли как-то специально готовиться к Причастию?
К Причастию необходимо заранее подготовиться: попоститься (воздерживаясь от мясной, молочной пищи, алкоголя, развлечений) хотя бы три дня, накануне Причастия желательно сходить на вечернюю службу в храм. Наутро желающий причаститься идёт в храм натощак, лишь почистив зубы и прополоскав рот. Приходить в храм следует до начала службы.
В дальнейшем желательно исповедоваться одному и тому же священнику, то есть человеку, который будет вас знать и представлять хотя бы в общих чертах вашу жизнь, а ещё лучше — найти духовника.
Исповедоваться и причащаться нужно не реже, чем раз в две, максимум в три недели. Кроме того, нужно взять за правило утром и вечером молиться, начинать поститься, читать духовную литературу, Новый Завет, вести жизнь честную, чистую, порядочную. Творить добро, быть приветливым человеком.
Вот самый минимум, как начать церковную жизнь.
Как совершается причащение?
Причащение верующих является кульминацией службы, за которой совершается Божественная литургия.
Когда наступает время причащения, отверзаются Царские врата (главные ворота Алтаря) и священник выносит Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите. ». В это время следует сделать перед Святой Чашей с величайшей святыней — Телом и Кровью Господа — земной поклон.
Священник читает молитву: «Верую, Господи, и исповедую. ». В этой молитве мы просим, чтобы Господь сподобил нас причаститься достойно и не быть осужденными. Затем, крестообразно сложив на груди руки, мы подходим к Святой Чаше.
У Чаши не крестимся, чтобы ненароком её не толкнуть. Подойдя к Чаше, мы называем своё полное имя и отверзаем уста. После причащения диакон или иной служитель алтаря вытирает нам специальным красным платом уста, чтобы на них не осталось ни капли святыни. Причастившись, целуем низ Чаши и так же, со сложенными на груди руками, отходим. После того, как мы причастились, следует запить, чтобы во рту не осталось ни крошки Тела Христова. Для этого устраивают в храме столик, где наливают тёплый морс, или вино, или просто воду и дают кусочек просфоры.
Почему Причастие не похоже на обычные тело и кровь?
Мы должны помнить, что причащаемся не обычных, человеческих, тела и крови, а Тела и Крови Богочеловека Иисуса Христа. Во Христе Его человечество было пронизано Божеством. Но это во время Его жизни на земле. После распятия и смерти Христа Он воскрес, а потом восшёл на Небеса, то есть, Богочеловеческие Тело и Кровь прошли путём совершенного изменения и преображения — «от земли к Небеси». Природу этой новой телесности Христа нам не постичь, но именно её мы принимаем в себя в Причастии.
О том, что мы причащаемся Тела и Крови Христовых, прошедших путем Воскресения и совершеннейшего обожения, читаем в авторитетном документе «Послание Восточных Патриархов» (XIX век): «Веруем, что в этом священнодействии присутствует Господь Иисус Христос не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих Таинствах. но истинно и действительно. Так, что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось в Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных. ».
Можно ли что-то почувствовать во время причащения? Не есть ли это самовнушение?
Церковь никогда не советует верующим что-то воображать или пытаться почувствовать во время церковных Таинств и обрядов. Напротив, рекомендует от этого воздерживаться, иначе может случиться, что вместо подлинных благодатных религиозных переживаний мы будем чувствовать то, что себе внушили.
Но Бог может и как-то отозваться, дать человеку что-то почувствовать, это тоже факт. У свт. Феофана Затворника читаем: «Плод причащения чаще всего отзывается в сердце сладким миром; иногда приносит оно просвещение в мыслях и воодушевление в преданности Господу; иногда почти ничего не видно, но после в делах обнаруживается большая крепость и стойкость в обещанной исправности».
Современный нам подвижник, старец Амфилохий (Макрис), живший на острове Патмос, на том самом острове, где Апостол Иоанн получил Божественное Откровение, писал: «Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой — мир, третий — дух верности и четвертый — неизреченное сострадание ко всему. Лично я часто бывал усталым, но после Божественного Причастия я чувствовал, что у меня нет никакой усталости».
Правда ли, что плевать в день причащения — большой грех?
Если есть необходимость, то после того, как мы «запили», можно плевать. Я знаю одного священника, который в день причащения запрещает есть арбуз, так как приходится выплёвывать семечки. Это крайность, такая же, как и распространённое в народе убеждение, что после Причастия нельзя прикладываться к иконам и целоваться с другими христианами.
В первую половину дня я работаю. Можно прийти причаститься вечером?
Божественная литургия, за которой совершается Таинство причащения, служится только утром, до 12 часов дня. Но зато ежедневно: и в выходные дни, и в праздники. Приходить на богослужение нужно до начала службы. Она начинается обычно в 9 или в 10 утра (в разных храмах по-разному).
Как причастить ребенка?
В Православной Церкви мы причащаем не только взрослых, но и детей. Дело в том, что благодать Божия действует не только на подходящего к Богу «разумно». Сила Божия действует и на тех, кто не понимает, что происходит. Она воздействует на душу, на сокровенное ядро человеческой личности. Поэтому мы допускаем совершать Таинства и над детьми, и над людьми психически неполноценными и больными.
Ребёнка можно причащать сразу после того, как над ним совершено будет Таинство Крещения.
Детей подносят к Чаше с Телом и Кровью Христовыми и причащают прежде взрослых. Держим их, если это младенцы, в лежачем положении на правой руке, лицом вверх. Называем полное христианское имя ребёнка: не Лёша, но Алексей, не Маша, но Мария. Затем относим ребёнка в сторону и даём ему запить. Как взрослые запивают после Причастия, чтобы во рту не осталось ни крошки Тела Христова, так же запивают и дети. Взрослым обычно наливают морс или воду на специальном столике, детям же можно дать попить из принесённой с собой бутылочки.
Можно ли давать ребёнку соску после причащения?
Когда ребёнок запьёт (соком, морсом, тёплой водой), можно ему давать и соску, и любую еду.
Должен ли ребёнок перед Причастием поститься?
Тут единого ответа нет. Некоторые священники говорят, что и младенец должен причащаться натощак, как и взрослые. Но наиболее приемлемыми считаются следующие советы.
Дети, которые питаются только материнским молоком, не должны перед Причастием поститься. Их можно кормить и нести к Святой Чаше. То же самое относится к маленьким детям. Но уже с трёх лет ребёнок отдаёт себе отчёт в том, что происходит. Если ему объяснить, что лучше перед Причастием не завтракать, он все прекрасно поймёт. Можно сказать, что это его жертва Богу.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu