Автор "Страстей по Матфею": Господь дал мне силы, чтобы писать музыку
26-03-2007
Представитель Русской православной церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) работает над созданием "Рождественской оратории".
"Сейчас я работаю над еще одним сочинением, которое называется "Рождественская оратория", - сообщил епископ на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной предстоящей мировой премьере его "Страстей по Матфею".
По словам епископа, он сознательно связывает свои произведения с Бахом (автором знаменитых "Страстей по Матфею" и "Рождественской оратории"), творения которого считает "вершиной музыкального искусства".
Однако епископ соединяет европейские традиции с русским церковным пением и православными богослужебными текстами на русском и церковно-славянском языках.
Состав исполнителей "Рождественской оратории" будет больше, чем в "Страстях по Матфею", где задействованы 145 музыкантов. "Будет полный состав Большого симфонического оркестра и два хора: детский и смешанный взрослый", - пояснил епископ Иларион.
Правда, в отличие от "Страстей", оратория задумана как одноактное сочинение, рассчитанное примерно на 60 минут.
Никаких дальнейших творческих планов в музыкальной сфере епископ не строит. "Если не придет вдохновение свыше, написать ничего невозможно. Конечно, можно сконструировать музыку, но ее никто не будет слушать", - пояснил он.
Епископ получил профессиональное музыкальное образование. Он учился в классе композиции Владимира Довганя в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных и в Московской государственной консерватории. Обучение в консерватории было прервано военной службой, после которой юный музыкант принял монашество.
С 20 до 40 лет Алфеев не возвращался к музыкальному творчеству, посвятив себя служению Церкви и богословию. "Но творческий процесс - вещь непредсказуемая. Господь дал мне вдохновение и силы, чтобы снова писать музыку", - сказал епископ Иларион.
Он особо подчеркнул, что, чем бы ни занимался, "все это всегда будет посвящено Богу".
Премьера "Страстей по Матфею", написанных епископом Иларионом в сентябре 2006 года, состоится 27 марта в Большом зале Московской консерватории. РИА Новости - информационный спонсор концерта.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Рождественская оратория епископа Илариона
Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив. Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.
Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ
Гайдн. Симфония № 49 («La Passione») фа минор, соч. 1768 г.
Епископ Иларион (Алфеев). Рождественская оратория, соч. 2007 г.
Солисты. Инесса Галанте, сопрано (Латвия), Виктор Шиловский, баритон (Австрия), Михаил Гужов, бас (Россия)
Хор государственной Третьяковской галереи
Художественный руководитель - Алексей Пузаков
Хор мальчиков Московского хорового колледжа им. А.В. Свешникова
Хор академического училища при Московской консерватории
Художественный руководитель – Леонид Павлов
Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского
Дирижер – Владимир Федосеев
Мировая премьера Рождественской оратории епископа Иллариона состоялась 17 декабря 2007 года в главном римско-католическом храме Америки – Национальной базилике Непорочного зачатия (Вашингтон). Благодаря прямой телетрансляции компании EMTN ее услышали более 200 миллионов зрителей в 140 странах мира. Концерты прошли также в соборе Иоанна Крестителя (Нью-Йорк) и Мемориальном соборе Гарвардского университета (Бостон).
Большой симфонический оркестр им. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер - В. Федосеев) были приглашены для участия в российской премьере, которая прошла с огромным успехом в день праздника Рождества Христова 7 января 2008 года в Большом зале консерватории.
Епископ Илларион (Алфеев) получил профессиональное музыкальное образование в Москве (МССМШ им. Гнесиных и МГК им. П.И. Чайковского). В 1987 году принял постриг. Закончил Московскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию. Кандидат богословия, доктор философии. С 2003 года – епископ Венский и Австрийский с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархиями. Автор более 600 богословских трудов.
Композиторское наследие Владыки – несколько крупных литургических сочинений. в числе которых Божественная Литургия (2006), Всенощное бдение (2006) и первые русскоязычные «Страсти по Матфею» (2007), – является частью его пастырского и миссионерского служения, направленного на распространение Слова Божия. Рождественская оратория продолжает эту линию музыкальных проповедей Евангелия. «Мне хотелось бы через эту музыку передать мысль о том, что история Рождества Христова – это не какая-то абстрактная история, происходившая две тысячи лет назад, а что она реальная, она такая же реальная, как наши собственные истории», – подчеркнул Епископ Илларион.
© MoscowShows.ru, 2007 - 2016.
Мировая премьера музыкального произведения "Страсти по Матфею" епископа Илариона состоится в Москве и в Риме
"В истории Русской Православной Церкви еще не было случая, чтобы создавалось произведение на тему Страстей Христовых, такой длины, для симфонического оркестра, солистов и хора", - так охарактеризовал свое новое монументальное музыкальное произведение епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), представитель РПЦ при международных европейских организациях. В преддверии премьеры "Страстей по Матфею", которая состоится 27 марта в Большом зале Московской консерватории, он выступил на пресс-конференции в РИА "Новости". Жанр "страстей" не свойственен православной культуре, зато широко распространен в Католической и Лютеранской Церквах, отметил епископ Иларион. Самое известное произведение в этом жанре - "Страсти по Матфею" Иоганна Себастьяна Баха. Связь с этим великим композитором православный архиерей специально "продемонстрировал", назвав так же свое произведение, а заодно застраховав себя от упреков в заимствованиях. Композиция епископа Илариона прозвучит в исполнении Государственного академического большого симфонического оркестра им.Чайковского под управлением народного артиста России Владимира Федосеева и Свято-Никольского хора Государственной Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова, который также присутствовал на пресс-конференции. Ожидается, что московскую премьеру посетит Патриарх Алексий II. Всего в постановке примут участие более 140 музыкантов, в том числе - пять солистов. Один из них, исполнитель партии евангелиста Матфея, протодиакон Венского кафедрального собора РПЦ Виктор Шиловский, выпускник Венской консерватории, рассказал, что будет читать речитативом евангельский текст. Остальные солисты не привязаны к какому-либо определенному евангельскому персонажу. Композиция состоит из четырех частей: Тайная вечеря, Суд, Распятие и Погребение. Автор сообщил, что в основу сочинения положена структура богослужения "Двенадцати Евангелий" в Великий четверг: почти полностью прочитывается 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, а между отрывками звучат симфоническая музыка и пение. По словам епископа Илариона, он "сразу знал", что Евангелие будет читаться по-русски, а богослужебные тексты будут исполняться на церковно-славянском языке, "привычном для православного уха", однако с некоторыми сокращениями и адаптацией. Композитор хотел, чтобы "те чувства, которые испытывает православный человек в Страстную седмицу", были переданы и людям, далеким от Церкви, поэтому на концерте будет роздано либретто с переводами всех церковно-славянских текстов. 29 марта "Страсти по Матфею" прозвучат в одном из самых больших концертных залов Ватикана, напротив собора св.Петра в Риме. В этом году, напомнил епископ Иларион, Страстная неделя и празднование Пасхи совпадают в католической и православных Церквах. Этой премьере автор придает большое значение: он хотел бы дать возможность "западной публике соприкоснуться с православным понимаем Страстей Господних". "Православный взгляд отличается от западного восприятия, идущего от эпохи Возрождения", - отметил епископ Иларион. В западных изображениях во время Распятия принято писать Христа еще живым, "страждущим", "подчеркивается реалистический элемент", "делается акцент на эмоциональном сопереживании". "Через православную икону Распятия, где Христа мы видим уже мертвым, православный человек приглашается не столько к эмоциям, сколько к духовному осмыслению той тайны, которая раскрывается через страдания Богочеловека", - пояснил он. На концерте в Ватикане будут присутствовать представители высшей иерархии Католической Церкви: президент Папского совета по культуре и межрелигиозному диалогу кардинал Поль Пупар, президент Папского совета по христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, бывший президент Папского совета "Справедливость и мир" Роже Эчегарай и другие иерархи, а также послы, представители дипломатического корпуса, деятели культуры. Евангелие от Матфея будет читаться в Риме по-итальянски. Епископ Иларион выразил надежду, что премьера "Страстей по Матфею", идея которых "универсальна", поможет в развитии православно-католического диалога "на уровне культурного обмена". Отвечая на вопросы журналистов, епископ Иларион рассказал о своей "творческой кухне". Будучи профессиональным музыкантом (Алфеев окончил Московскую консерваторию по классу композиции), епископ 20 лет "отдал служению Церкви" и не занимался музыкой. До прошлого года он был уверен, что "музыкальная страница жизни уже перевернута". Однако "ту жертву, которую я принес Богу, Он мне возвратил, и я стал опять писать музыку, хотя ничто этого не предвещало, идея пришла неожиданно", рассказывал архиерей. По его словам, он работает "очень быстро" и легко, несмотря на бессонные ночи: первое крупное сочинение - Божественная литургия - было написано за 10 дней, а на "Страсти по Матфею" понадобился вдвое больший срок. "Самое радостное в этой работе - чувствовать помощь Божию. Если вдохновение не придет свыше, невозможно написать музыку", - на своем опыте убедился епископ Иларион. "Сконструированную" музыку никто не будет слушать, так как необходимо, чтобы "музыка прошла через сердце" автора - тогда на нее "откликнется сердце людей", - отметил он. Сейчас композитор-епископ работает над новым, еще более масштабным музыкальным проектом - это будет "Рождественская оратория" (название опять же сознательно заимствовано у Баха). Это произведение будет короче "Страстей", но по числу исполнителей превзойдет их: в постановке примут участие два хора - детский и взрослый, а также Государственный академический большой симфонический оркестр в полном составе. В свою очередь, Алексей Пузаков отметил важную особенность произведения своего давнего друга (они познакомились в юности в храме Воскресения Словущего в Москве, где тогда служил митрополит Питирим). "В произведении владыки главное - не личность автора, а Божье Слово, сам Христос и молитва, и музыка проистекает оттуда", - считает дирижер хора. Он говорил о значении премьеры для всей русской культуры: "Это символический акцент в развитии современной русской культуры, совершение того духовного ренессанса, который переживает сейчас Россия, подлинный поворот светского искусства к духовным ценностям". Отвечая на традиционный вопрос о новых творческих планах, епископ Иларион говорил о "непредсказуемости творческого процесса". "Чем бы я ни занимался - музыкой или богословием - все будет посвящено Богу, все будет рассматриваться как церковное, миссионерское служение", -- подчеркнул он. Справка (использованы материалы РИА "Новости"). Епископ Иларион (Алфеев) получил профессиональное музыкальное образование. Он учился в классе композиции Владимира Довганя в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных и в Московской государственной консерватории (класс профессора Алексея Николаева). Обучение в консерватории было прервано военной службой, после которой в 1987 году музыкант принял монашество и на долгие годы оставил музыкальные занятия. Был священником в Литве. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. Затем шесть лет служил в московском храме святой Екатерины на Большой Ордынке. В 2002 году решением Патриарха и Священного Синода игумен Иларион был возведен в сан епископа и стал викарием Сурожской епархии (Великобритания), впоследствии с титулом "Подольский" был назначен представителем РПЦ при Европейском Союзе. С 2003 года он управляет епархиями Московского патриархата в Австрии и Венгрии. В 2006 году, после почти двадцатилетнего перерыва, епископ Иларион вернулся к композиторской деятельности и в течение одного летнего сезона написал три крупных произведения для хора, солистов и оркестра.
Мнение создателей сайта может не совпадать с мнением, изложенным в цитируемых в дайджесте новостях.
Музыкальное произведение "Страсти по Матфею" прозвучит в Австралии
Лучшие музыкальные коллективы Австралии готовятся исполнить произведение представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) "Страсти по Матфею".
МОСКВА, 7 сен - РИА Новости, Ольга Липич. Лучшие музыкальные коллективы Австралии готовятся исполнить произведение представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) "Страсти по Матфею".
"В настоящее время в Мельбурне проходят репетиции к концерту, который состоится 28 сентября в кафедральном соборе Святого Патрика", - сообщил РИА Новости епископ Иларион.
"Страсти по Матфею" передают содержание 26-й и 27-й глав Евангелия от Матфея на русском языке, а также тексты православных богослужений Страстной недели на церковно-славянском. Произведение состоит из четырех частей: "Тайная вечеря", "Суд", "Распятие" и "Погребение". В общей сложности оно включает 48 музыкальных номеров: речитативы, арии для сопрано, контральто, тенора и баса с оркестром, хоры, фуги для оркестра и хора. Продолжительность звучания - около двух часов.
"Страсти" - это отдельный музыкальный жанр, который основывается на кантатно-ораториальной традиции и строится по текстам Евангелий, описывающим Страсти Христовы", - отметил в беседе с РИА Новости руководитель хора Государственной Третьяковской галереи, исполнявшего сочинение епископа Иллариона в Москве и Риме, заслуженный артист России Алексей Пузаков.
По его словам, впервые в истории русской музыкальной традиции произведение такого масштаба написано на канонический текст Евангелия от Матфея и на богослужебные тексты Православной церкви и объединяет "традиционные распевы" РПЦ с фугами и другими музыкальными формами, присущими западной музыке.
Епископ Илларион написал "Страсти по Матфею" осенью 2006 года.
Премьера состоялась в исполнении Государственного симфонического оркестра имени Чайковского и хора Третьяковской галереи под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева 27 марта этого года в Москве, в Большом зале Консерватории. А два дня спустя "Страсти по Матфею" прозвучали в главном концертном зале Рима "Auditorium Conciliazione". Оба концерта прошли с большим успехом, публика приветствовала автора стоя.
Епископ Иларион получил профессиональное музыкальное образование - учился в классе композиции Владимира Довганя в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных и в Московской государственной консерватории. В числе созданных им крупных музыкальных произведений также "Всенощное бдение" и "Божественная литургия".
Австралийская публика услышит "Страсти по Матфею" в исполнении старейшего музыкального коллектива континента - 150-летнего Мельбурнского королевского филармонического оркестра, а также трех хоров: Петропавловского кафедрального собора, Австралийского католического университета и певческой школы "Orientale Lumen".
Дирижировать оркестром и хорами будет художественный руководитель и главный дирижер Мельбурнского королевского филармонического оркестра Эндрю Уэйлс. В его репертуаре уже немало известных сочинений ораториального жанра: "Страсти по Иоанну" Баха, "Мессия" и "Иуда Маккавей" Генделя, "Сотворение мира" Гайдна, реквиемы Моцарта, Верди и Форе, "Немецкий реквием" Брамса.
Дирижер неоднократно обращался и к произведениям русских композиторов, в частности, "Всенощной" Рахманинова, кантате "Александр Невский" Прокофьева.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu