marți, 1 martie 2016

в каких сферах деятельности может работать профессиональный психолог

17.3. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этика - это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам

лучше обратиться к другому специалисту", - не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога - "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики,

приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов - позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь

психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика,

клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это -профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При

этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда - профессиональный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду. "

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" - своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.

Основы профессиональной деятельности психолога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Общая информация об этическом кодексе практического психолога. Общая характеристика принципов этического кодекса психолога. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами. О вмешательстве, исследовательских работах и образовании.

реферат [21,7 K], добавлен 23.05.2012

Ознакомление с этическим кодексом практического психолога. Анализ социально-психологической ситуации в коллективе ООО "Сибтраст". Современные методы поиска, обработки и использования профессиональной информации, её применение в процессе психодиагностики.

отчет по практике [75,4 K], добавлен 12.11.2008

Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Качество профессиональной подготовки психолога.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 30.09.2004

Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Rачествj профессиональной подготовки практического психолога.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 06.04.2004

Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 12.07.2015

Модели профессиональной деятельности практического психолога, проблема его индивидуального стиля. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала. Проблема тенденции развития профессиональных деструкций в развитии психолога.

реферат [23,7 K], добавлен 28.06.2012

Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 18.06.2014

Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

реферат [24,8 K], добавлен 21.03.2011

Понятие "профессионализм практического психолога". Правовые и профессионально-этические нормы деятельности психологов. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда. Этические принципы деятельности психолога.

реферат [25,7 K], добавлен 02.05.2011

Психологическая помощь. Психологическая помощь как основной род деятельности специалиста-психолога. Этический кодекс профессионального психолога. Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом. Понятие психопрофилактики.

реферат [21,0 K], добавлен 24.09.2008

Размещено на http://www.allbest.ru/

Появление профессии психолога в начале века было связано с социальными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания - психологии индивидуальных различий. По существу, психолог на заре существования этой профессии начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни - с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Данная тема особенно актуальна для будущих психологов. Ведь психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом и его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области других гуманитарных дисциплин. Профессиональные умения психолога определяют успешность его практической деятельности, а профессиональные навыки позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Цель - оценить профессиональные и личностные качества будущего специалиста, а также его деятельность с точки зрения профессиональной этики.

Задача данной темы - рассмотреть основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»

Профессия - (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития» [Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. Академический проект, 2006. С.30].

Е.А.Климов выделяет основы профессионального выбора и называет три главные составляющие - «три кита» профориентации: 1) учет желания работать по данной профессии («хочу»); 2) учет способностей, возможностей освоить данную профессию и способности продуктивно работать в дальнейшем («могу»); 3) учет потребностей народного хозяйства в выбираемой профессии («надо»).

Что касается существование множества направлений в психологической науке - это бесспорно. Другое дело, когда вы попадаете на рынок туда, где от вас требуют совершенно конкретных практических знаний и навыков. Например, вы с дипломом психолога пытаетесь устроиться в кадровое агентство менеджером по подбору персонала. Как вы реально оцениваете свои знания в этой сфере деятельности, закончив, к примеру, кафедру общей психологии?

Например, получив специализацию "клиническая психология" можно попытаться устроиться на работу в психиатрическую клинику. Думаю, что это вполне осуществимый вариант, но зарплата будет оставлять желать лучшего.

Ещё одна сфера деятельности, где часто работают психологи - общественные организации, занимающие социальный сектор. Думаю, что это вполне приемлемый вариант, но, опять же, гарантировать достойный уровень заработка может далеко не каждая организация.

2. Хара ктеристика профессии «психолог»

Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняется как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыскательским, психодиагноста - к гностическим, а психолога-консультанта - к преобразующим. По условиям труда психолог-теоретик может быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник к профессиям, связанным с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно-деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение.

Особое значение в профессии «психолог» имеет личность носителя профессии - его профессионализм, активность, мотивированность, умение понимать другого человека и влиять на него. Поэтому развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК) является важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной судьбе. ПВК - это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и др. деятельности. (Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. 2006. С.54).

Необходимость данного вида деятельности обусловлена тем, что в нашем обществе существует известный дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

3 . Проф ессиональные качества психолога

Важнейшее качество психолога - профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включает в себя не только знание психологии, но и определённую совокупность знаний в области философии, истории, педагогики, культурологи, права, экономики, филологии, социологии, математики и информатики, концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приёмы, психологические «техники».

Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по дисциплинам, которые необходимы для успешной деятельности.

В области психологии специалист должен:

1.понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2.владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3.понимать специфику предмета психологии, её связи с другими дисциплинами; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4.знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5.знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6.понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7.знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8.знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9.знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10.знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11.иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах её развития;

12.знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13.знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14.знать основные закономерности психологии образования;

15.знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16.иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17.знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18.знать основы психодиагностики психологического консультирования;

19.знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

20.владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

4 . Личностные каче ства психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

Профессионально важные личностные качества практического психолога:

Где могут работать психологи

Если у вас психологическое образование, вы можете работать в системе здравоохранения, на торгово-промышленных предприятиях, сфере образования и в военных подразделениях.

Содержание

Психолог в системе образования

Это группа включает в себя работу в детский садах, школах, ВУЗах, учреждениях дополнительного образования, социально-педагогических центрах (СПЦ) и т. д.

Основные обязанности:

— психологическая диагностика;

— психологическая коррекция;

— психологическое просвещение (участников учебно-воспитательного процесса);

— психологическая профилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья, обнаружение и предупреждение отклонений в развитии и поведении);

— методическая работа (обобщение опыта психологической работы, разработка материалов по вопросам развития и воспитания, участие в конференциях, методических объединениях, семинарах и т. п.).

Психолог отслеживает развитие познавательных процессов, разрабатывает и внедряет эффективные методы обучения, проводит мероприятия, направленные на преодоление трудностей в учебе, составляет программы адаптации новых учеников/студентов, помогает учащимся выбирать специальность, соответствующую их интересам и способностям, оптимизирует детско-родительские отношения, а также психологический климат коллектива учреждения образования. Конкретный перечень задач зависит от типа учреждения.

Психолог в системе здравоохранения

Возможные места трудоустройства: поликлиники, больницы (в том числе психиатрические, неврологические, нейрохирургические), психоневрологические и наркологические диспансеры, многопрофильные медицинские центры.

групповая психотерапия. бывает и так

Основная обязанность психолога в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, — проведение психодиагностики и дифференциальной клинической диагностики. Результаты используются как для постановки правильного диагноза, так и для определения особенностей и степени нарушения психической деятельности пациента. В клинике нервных болезней психологи выполняют диагностическую функцию, выясняя какие психические функции у человека пострадали (в результате болезни, травмы), на основании чего предполагают топический диагноз (определение мест поражения нервной системы). В команде с другими специалистами психологи занимаются восстановительным обучением. Зная структуру дефекта, выстраивают программу реабилитации.

Психолог на торгово-промышленных предприятиях

В данном контексте психологи организуют процесс по развитию организации. Это и командообразование, и мотивация персонала, и определение функций подразделений и сотрудников, и развития корпоративной культуры и др. Психологу поручают организацию тренингов, направленных на рост производительности труда и чувства сопричастности к делу организации у сотрудников. Также психолог выступает в роли консультанта и участвует в разрешении конфликтов.

Военный психолог

Работает в военизированных и военных подразделениях, в органах безопасности, в спецподразделениях и прочих частях вооруженных сил и сил безопасности. Изучает социально-психологические процессы в полку и подразделениях, разрабатывает предложения по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений, проводит мероприятия по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы, участвует в профессиональном психологическом отборе личного состава, организует работу по поддержанию боевой и мобилизационной готовности, оказывает психологическую помощь военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости.

/ Профессиональная компетентность психолога2

Тема 1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Понятие и содержание профессиональной компетентности.

Основные принципы профессиональной компетентности.

Основные психологические правила работы психолога.

Структура деятельности психолога.

психологических особенностей (качеств),

профессиональных позиций,

акмеологических 1 инвариантов.

При этом знания, навыки и умения являются ролевыми характеристиками профессиональной психологической компетентности. Все остальные компоненты: психологические особенности (качества), профессиональные позиции, акмеологические 1 инварианты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога как специалиста к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых могут быть индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения проф-ных ф-ций. К ним относятся, напр-р, агрессивность, жестокость, эгоизм и др.

Профессиональные знания проявляются как объективно необходимые сведения о всех сторонах труда психолога и складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов, необходимые для успешной деятельности. Профессиональные знания психолога, охватывают сведения об объ­ектах работы и исследования, психологических технологиях реализации функциональных обязанностей, данные о всех детерминантах, определяющих успешность в достижении желаемых результатов. Они составляют основу для формирования психологической культуры и непосредственно достижения психологом желаемых результатов труда.

Профессиональные умения представляют собой действия и «техники» психолога, применяемые им для реализации своих обязан­ностей и функций в процессе деятельности. Они выступают ис­ходными элементами целостной технологии его социально-психологи-ческой работы.

Профессиональные навыки отражают приобретенную способность психолога выполнять проф-ые действия, приемы, конкретные должностные функции непосредственно в процессе трудовой деятельности.

Психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профес­сионала — психических процессов, свойств, состояний, образо­ваний, которые позволяют ему выполнять избранную деятель­ность. Их специфический характер определяется как природными особенностями психолога, так и характером труда, спецификой объекта.

Профессиональная позиция психолога — это целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (или не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде. Эта позиция выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации им собственной профессионально-деятельностной концепции. Она включает общесоциальный, профессиональный и акмеолого-психологический аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность — деятельность.

Акмеологические инварианты психолога представляют собой формируемые и используемые компо­ненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктив­ность труда независимо от действия внешних условий и факто­ров. В числе общих и специфических акмеологических инвари­антов, определяющих продвижение психолога к вершинам профессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.

Акмеологический подход, основанный на принципах акмеологии, дает возможность описать труд психолога-специалиста как целостный феномен, который включает в себя вполне определенную совокупность компонентов объективного и субъективного характера.

Попробуем аргументировать изложенное содержание профессиональной психологической компетентности специалиста. Профессиональная деятельность челове­ка в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмет в содержание «Я-концепции» человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но в них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой.

На уровне «Я-концепции» человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия, знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования — преодоление «Не умею».

Появление профессии психолога в начале века было связано с социаль­ными задачами максимального использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учится. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического звания — психологии индивидуальных различий.

По существу, психолог, на заре существования этой профессии, начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной жизни — с характеристикой перспективы личного развития, беря таким образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в доста­точно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

Таким образом, психолог несет человеку знание о нем, именно об этом человеке, используя обобщенное представление о людях вообще.

1.2.2. Основные принципы профессиональной компетентности

Цели и задачи труда в социальной сфере, где психолог реализует свои функции, достигаются в целостном деятельностном процессе посредством принципов профессиональной компетентности. Принципы профессиональной компетентности являются организационными мерами психологического характера, регламентирующими профессиональную деятельность психолога. Психолог как ведущий субъект социально-психологической работы выступает профессионалом, соответствие которого подтверждено соответствующим государственным дипломом.

В основе профессиональной компетентности психолога лежат следующие принципы:

Принцип профессиональной компетентности,

Принцип не нанесения ущерба испытуемому,

Принцип беспристрастности,

Принцип позитивно ориентированной активности.

Принцип профессиональной компетентности. Данный прин­цип указывает на то, что реализация должностных функций ос­новывается на знании сущности социально-психологического яв­ления (процесса) и особенностей его проявления в конкретных условиях и ситуациях. Не менее важно иметь ясное представле­ние о своих правах и обязанностях, возможностях и ограничени­ях. Профессиональная компетентность в конечном итоге предпо­лагает совершенное владение инструментарием, приемами и продуктивными технологиями реализации функциональных обя­занностей.

Этот принцип предопределяет обязательность соблюдения психологом:

профессио­нальное общение и взаимодействие с клиентом,

научно обос­нованная профессиональная деятельность психолога для достижения желаемого результата,

сотрудничество психолога и заказчи­ка на заинтересованной и компетентной основе.

Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Данный прин­цип обращает внимание психолога на то, чтобы ни процесс, ни результаты его деятельности не наносили вреда здоровью, социальному положению и интересам человека, а спо­собствовали более продуктивному использованию его потенци­альных возможностей в избранной сфере труда и полноценной активной жизни.

Здесь важно учитывать особенности каждого человека. с кем прихо­дится работать. Необходимо применять безопасные и наиболее приемлемые методики достижения цели, обеспечивать не нанесение вреда ис­пытуемому должностными лицами, осведомленными о его взаи­модействии с психологом или использующими полученные психологом результаты.

Требования данного принципа предполагают соблюдение психологом:

взаимоуважение психолога и клиента,

безопасность для испытуемого применяемых модели, алгоритма, технологии и непосредственных методик, техник, приемов,

предупреждение неправильных действий заказчика.

3. Принцип беспристрастности требует от психолога не допускать предвзятого отношения к любому человеку, исключать формирование выводов и осуществление действий психологического характера, противоречащих научным данным. Здесь важно занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Этот прин­цип предполагает также использование инструментария и техно­логии, адекватным целям работы, особенностям объекта иссле­дования и реальным возможностям. Полученные результаты все­гда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены.

В соотв-вии с требованиями данного принципа психолог обязан руководствоваться сле-ми правилами:

адекват­ность психолог-ого инструментария целям, условиям и осо­бенностям конкретного клиента,

объективность и научная обоснованность результатов,

целесообразность и взвешен­ность сведений, передаваемых психологом заказчику.

4. Принцип конфиденциальности означает, что любой матери­ал не подлежит сознательному или случайному распростране­нию, чтобы избежать компрометации кого бы то ни было — клиента, испы­туемого, психолога, руководителя и др.

В отдельных сферах труда данный принцип нашел норматив­ное закрепление. "Психолог несет ответственность за сохране­ние протоколов обследований, за ведение документации в соот­ветствии с положениями, установленными настоящим Времен­ным положением",— записано в документе, ориентированном на систему образования. Ознакомление с ними третьих лиц осуществляется только с согласия клиента.

Принцип позитивно ориентированной активности предпола­гает целенаправленное участие практического психолога во всех сторонах жизни и деятельности клиента, а также действенное влияние на весь комплекс их психоло-их составляющих. Здесь важно держать в поле зрения не только формирие и развитие конструктивных структурных и функциональных компонентов, но и то, что мешает их проявлению.

1.2.1. Основные психологические правила работы психолога.

В своей практической работе психологу важно руководствоваться рядом правил, которые основаны на социально-правовых и профессионально-этических нормах.

Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию.

а) Сле­дует хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше ор­ганизовать проводимые мероприятия, соотнести их с реальными практическими задачами или жизненными потребностями клиента.

б) Не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулирова­нии выводов и рекомендаций.

в) Результаты только в том случае будут близки к истине, если получены путем комплексного, всестороннего анализа.

г) Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, использовать нецелесообразно.

д) Особо осто­рожно следует подходить к применению психотера­певтических методов воздействия.

Во-вторых, вся исследовательская деятельность психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с про­цессами жизни и деятельности клиента.

а) Следует про­являть максимум корректности. Прежде всего, не до­пускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях так и при проведении психологической работы.

б) Необходимо добиваться доверительных и доброжелательных взаимоотноше­ний с любым клиентом. Корректность нужна и при использовании психологического инструментария.

В – третьих, в основе работы психолога лежит известный принцип«НЕ НАВРЕДИ».

Следует отметить, что в ряде зарубежных стран существуют соответствующие правила работы психолога. Так, в Германии действует закон о психологической деятельности, регламентирующий практическую деятельность психологов в этой стране.

В США также действуют моральные принципы деятельности психолога. Американской психологической ассоциаци­ей (AFIA) и аналогичными организациями в Кана­де и Великобритании были выработаны основные инструкции по обращению с испытуемыми — как с людьми, так и с животными (Американ­ская психологическая ассоциация, 1990).

В США федеральное законода­тельство требует от любой организации, прово­дящей исследования на деньги федерального бюджета, существования внутреннего наблю­дательного совета. Этот совет должен контро­лировать проводимые исследования и гаранти­ровать, что при обращении с испытуемыми бу­дут соблюдены инструкции, основанные на определенных этических принципах.

Первый принцип этического обращения с людьми-испытуемыми — это минимизация рис­ка. В США в соответствующих федеральных инструкциях сказано, что в большинстве случа­ев предполагаемый риск при ведении исследо­вания не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью. Очевидно, что Человеку не должен быть причинен физический вред или травма, но не всегда можно однознач­но решить, какой величины психологический стресс являете я этически оправданным в том или ином исследовательском проекте. Конечно, в обычной жизни люди часто ведут себя невеж­ливо, лгут и доставляют беспокойство другим. При каких условиях для исследователя будет эти­чески оправданным делать то же самое с испы­туемым с цепью выполнения исследовательско­го проекта? Это именно те вопросы, которые наблюдательный совет должен рассматривать в каждом отдельном случае.

Второй принцип этического обращения с ис­пытуемыми-людьми требует их информирован­ного согласия. Испытуемые должны участвовать в исследовании добровольно и должны иметь право отказаться от него в любой момент по своему желанию и безо всяких штрафов. Их так­же обязаны предупреждать заранее обо всех особенностях исследования, которые предполо­жительно могут повлиять на их желание сотруд­ничать. Как и принцип минимального риска, тре­бование информированного согласия не всегда легко реализовать. В частности, это требование иногда противоречит другому общепринятому требованию к проведению исследования: чтобы испытуемый не знал, какие гипотезы в этом ис­следовании проверяются. Если планируется сравнить заучивание одними испытуемыми зна­комых слов, а другими — незнакомых слов, то никаких этических проблем не возникнет, если просто сказать испытуемым заранее, что они будут заучивать списки слов, причем им не нужно знать, чем отличаются слова.

Не будет серьезных этических проблем, даже если испытуемым устраивать внезапную проверку на знание слов, тестирования которых они не ожидали. Но что если исследователю надо сравнить заучивание слов испытуемыми, настроенными нейтрально, с заучиванием слов испытуемыми, пребывающими в состоянии гне­ва или замешательства? Ясно, что это исследова­ние не даст достоверных выводов, если испыту­емым придется сказать заранее, что их будут на­меренно злить (путем грубого обращения) или намеренно приводить в замешательство (застав­ляя поверить, что они случайно сломали какой-нибудь прибор). По этому поводу в инструкциях сказано, что такие исследования проводить можно, но испытуемых следует вывести из не­ведения как можно скорее после их участия.

При этом следует объяснить им, почему их надо было держать в неведении или обманы­вать, и, кроме этого, следует устранить их оста­точный гнев или замешательство, так чтобы их достоинство не пострадало, а оценка проводи­мого исследования повысилась. Наблюдательный совет должен быть убежден, что процеду­ра выведения испытуемых из исследования со­ответствует этим требованиям.

Третий этический принцип исследования — это право испытуемых на конфиденциальность. Информацию о человеке, полученную в про­цессе исследования, следует считать конфиден­циальной и исключить доступ к ней других лиц без его согласия. Обычно с этой целью проводят отделение имен испытуемых и другой ин­формации, позволяющей их идентифицировать, от полученных данных. В этом случае иденти­фикация данных ведется по буквенному или цифровому коду. Таким образом, только экс­периментатор имеет доступ к результатам ис­пытуемого. Примерно в 7—8% всех психологи­ческих экспериментов используются животные (в основном грызуны и птицы), и в очень немно­гих из них животные подвергаются болезнен­ным или причиняющим вред процедурам. Тем не менее, в последние годы наблюдаются повы­шенный интерес к этой проблеме и споры по по­воду использования животных в научных иссле­дованиях, их содержания и обращения с ними; инструкции как федеральных властей, так и АПА требуют, чтобы все болезненные или нанося­щие животному вред процедуры были полно­стью оправданы тем знанием, которое получа­ется в результате такого исследования. Есть так­же специальные правила, регламентирующие условия жизни лабораторных животных и про­цедуры ухода за ними.

Помимо конкретных инструкций действует общий этический принцип, говорящий, что участников психологических экспериментов следует считать полноценными партнерами ис­следователя.

1.2.4. Структура деятельности психолога.

В сфере психологической деятельности психолога между психологом и другими субъектами и объектами его профессиональной деятельности складываются вполне определенные взаимосвязи и отношения. При решении психологической проблемы они приобретают субъектно-объектный характер, где психолог выступает преимущественно главным воздействующим лицом. Наряду с психологом в этой системе взаимодействия, образующих цикл деятельности также можно выделить заказчика, клиента, результаты труда, а также объект труда – психологическую проблему. Важнейшими компонентами этого цикла являются: а) заказ, б) объект труда, в) результат труда.

В целом цикл деятельности психолога может быть представлен следующим образом (рис. 2).

Рис.2. Цикл деятельности практического психолога

Заказчиком выступает социальный субъект (организация, семья, конкретный человек), который обратился к психологу за помощью в решении психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности (профессиональной компетенции), очерченную нормативными требов-ями.

Психологическая проблема часто предстает в виде трудности, барьера, «блокатора», которые клиент желает преодо­леть при содействии психолога. Для психолога данная проблема является главным компонентом объекта его труда.

Получив, заказ, психолог изучает объект труда, определяет цель этого труда и принимает решение о выполнении профессиональной деятельности. При этом устанавливаются нормативные регламентации, характер связей и отношений, определяются условия для получения намеченного результата. Все данные вопросы следует оформить договором или трудовым соглашением, планом или иным нормативным актом.

В последующем, психолог вырабатывает оптимальные модели, алгоритм и технологию практической деятельности для получения ожидаемых результатов.

Полученные результаты психолог передает за­казчику в виде заключения. При этом представленное заключение должно содержать обоснованные рекомендации.

Основным результатом труда психолога следует считать все реальное, что получено в процессе решения психологической проблемы (воздействия на объект труда психолога). Сюда относятся и материалы психодиагностики, и результаты психологического развития, коррекции, просвещения, консультирования.

В результаты труда психологатакже можно также включить рост его профессиональной компетентности, оптимизацию всего уклада его труда и многое другое. Это также результаты, влияющие на решение психологической проблемы конкретного клиента.

В рамках предлагаемой системы психолог получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления:

В совокупности они охватывают вопросы:

психодиагностики,

развития и психокоррекции,

психологической реабилитации,

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu