miercuri, 2 martie 2016

в каких трех формах проявляется рациональное познание

Формы познания

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Индуктивное — умозаключение от частного к общему. Дедуктивное — умозаключение от общего к частному. Получаемое по аналогии.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Особенности чувственного и рационального познания.

1) Чувственное познание:

- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;

- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;

- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание:

- опора на результаты чувственного познания;

- абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;

- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.

Различают следующие виды интуиции:

— интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;

— мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотиваци-онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Рациональное познание и его формы

Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.

Формы рационального познания (мышления) – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие – такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Образование понятия – сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстрагирование. Сравнение позволяет мысленно сопоставить один предмет с другим, выявить признаки сходства и различия между ними. Обобщение даёт возможность на основе тех или иных общих признаков мысленно объединять однородные предметы. Абстрагирование – операция, позволяющая пренебречь несущественными, второстепенными свойствами предметов и явлений во имя существенных свойств. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, так как участвуют в едином процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «дерево», люди, с одной стороны, отвлекаются от несущественных для этого понятия признаков, таких как форма листьев, их цвет и т. п. а с другой стороны, выделяют те общие и существенные признаки, которые определяют содержание этого понятия. Этими свойствами, в частности, являются наличие ствола и кроны. Итак, дерево – это растение, имеющее ствол и крону.

Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.

Образование новых понятий – свидетельство того, что познание сопровождает человечество на всех его этапах. Особенно это заметно в связи с возникновением новых понятий в сфере науки. Выявление новых свойств объектов познания, а также отношений между ними приводит к появлению новых научных понятий. Любая наука характеризуется наличием своего особого понятийного аппарата. В понятийный аппарат философии, например, входят такие понятия, как «бытие», «материя» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др. В основе социально-экономических наук лежат понятия «общество», «производство», «потребление» и целый ряд других понятий, отражающих экономическую жизнь и социально-экономическое развитие общества.

Научные понятия имеют различные сферы своего использования. Одни понятия применяются лишь в рамках одной науки, другие же успешно используются в различных науках. Например, понятия «пространство» и «время» используются не только в философии, но также в физике, астрономии и др.

Для современной науки характерно наличие интеграционных процессов, что обусловливает существование так называемых общенаучных понятий «на стыке» различных наук (примером такого рода понятий является понятие «информация»). Появление общенаучных понятий также объясняется широким взаимодействием между естественными, техническими и социальными науками. Это привело к появлению понятий, имеющих общенаучный характер к которым, в частности, можно отнести понятия «система», «организация», «управление».

Более сложной формой мышления (в сравнении с понятием) является суждение. Суждение – это такая форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Объективной основой суждения являются связи и отношения, которые существуют между предметами. Эти связи могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов и т. п. Посредством суждения раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, наукой установлено, что медь обладает теплопроводностью. Наличие этой связи между медью и её свойством позволяет сделать суждение: «медь теплопроводна». Наряду с суждениями, в которых утверждается наличие того или иного свойства предмета, возможны суждения, отрицающие наличие определённого свойства у предмета мысли. Примером такого рода суждений является следующее суждение: «медь не пропускает солнечный свет».

Суждение – одна из ведущих форм мышления и в научном познании. Все научные утверждения (в том числе формулировки законов науки) имеют форму суждений.

Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение . Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия). Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо явления. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании.

Чтобы уяснить сущность умозаключения как формы мысли, сравним две разновидности знаний, которыми человек пользуется в своей жизнедеятельности. Это знания непосредственные и опосредованные. Знания, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д. называют непосредственными. Они могут быть выражены следующими суждениями: «студенты записывают лекцию», «идёт дождь», и т. п.

В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это такие знания, которые получены путем выведения из других знаний. Умозаключение – это такая форма мысли, благодаря которой происходит вывод нового знания. Иными словами, под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известных знаний, выраженных определёнными суждениями, выводится новое знание.

Всякое умозаключение представляет собой логический вывод одних суждений из других. В зависимости от характера этого вывода выделяются следующие два типа умозаключений: индуктивные и дедуктивные.

Индуктивные умозаключения позволяют сделать общий вывод на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему. Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон, который трактовал индукцию как важнейший методом открытия новых истин в науке.

Индукция широко применяется в научном познании для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. Например, на основании многочисленных единичных опытов по электропроводности отдельных металлов в физике был сделан общий вывод об электропроводности всех металлов.

По мере развития естествознания становилось все более очевидным, что методы классической индукции далеко не всегда могут рассматриваться как универсальное средство в научном познании, которую им приписывали Ф. Бэкон и его последователи вплоть до конца XIX в.

В науке Нового времени начинает осознаваться роль дедуктивного метода в познании. Его основоположником является математик и философ Р. Декарт. Дедуктивная методология Декарта была прямой противоположностью эмпирическому индуктивизму методу Бэкона. Декарт преувеличивал роль интеллектуальной стороны познания за счёт опытной.

Дедуктивные умозаключения характеризуют процесс получения частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной железной проволоки (зная, что железо – металл).

Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.

Но, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе научного познания, эти два метода не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответствующем этапе познавательного процесса.

Это обусловило тот факт, что разграничение дедуктивной и индуктивной логики продержалось до XIX в. С этого периода времени дедуктивная и индуктивная логика рассматривались как две взаимосвязанные части.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания, как было уже отмечено, имеет свою специфику и существует в своих формах.

Иной взгляд на соотношение роли чувств и разума в познании представлен в сенсуализме и рационализме.

Сенсуализм (от лат. чувство, ощущение) – теоретико – познавательное направление, выводящее все знания из чувственных восприятий. В античной философии сенсуалистами были эпикурейцы. В Новое время основы сенсуализма представлены в известном выражении Локка: нет ничего в разуме, чего бы ранее не было в чувствах. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей. Противоположная сенсуализму позиция – рационализм.

Рационализм (от лат. разум, разумный) – направление в философии, утверждающее неограниченные возможности разума в познании. Как целостная гносеологическая система рационализм сложился в Новое время и представлен в работах Декарта, Спинозы, Лейбница и др. В рационалистических учениях недооценивается роль чувств в познании мира. Кант пытался примирить идеи сенсуализма и рационализма. Он полагал, что всякое наше знание начинается с чувств, а заканчивается в разуме.

Дата публикации: 2013-10-03

/ Познание

3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.

Познание – совокупностьпроцессов,процедуриметодовприобретениязнанийоявленияхизакономерностяхобъективного мира. Познание является основным предметом наукигносеологии(теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).

Восприятие – целостный образ предмета или явления.

Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).

Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).

Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.11. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> И чувственное, и рациональное познание

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Формирует знания и представления о предмете ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Использует логические умозаключения ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Начинается с ощущения ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Даёт наглядный образ предмета

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.12. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Отражение предметов и их свойств, ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа, называется

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятием ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ощущением ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Восприятием ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Представлением

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.13. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Что характеризует понятие как форму рационального познания?

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отражение общих и существенных признаков познаваемых предметов и явлений ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Утверждение или отрицание чего-либо о познаваемых предметах и явлениях ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.14. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рациональное познание в отличие от чувственного

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Присуще только образованным людям ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Формирует понятие о предмете ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Является критерием истины ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приводит к полезным результатам

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.15. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наблюдение отдельных фактов и явлений ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Объяснение изучаемых фактов и явлений ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фиксация обобщений в форме законов ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выдвижение и обоснование гипотез

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.16. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятием ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Представлением ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Восприятием ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выводом

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.17. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания?

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Описание научных фактов ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проведение наблюдений ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Описание экспериментальных данных ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выдвижение гипотезы

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.18. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> И чувственное, и рациональное познание нацелено на

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теоретическое осмысление действительности ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приобретение истинных знаний об окружающем мире ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Опровержение существующих научных теорий ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Восприятие окружающего мира

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.19. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ощущение, восприятие, представление ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие, представление, умозаключение ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие, суждение, умозаключение ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Представление, суждение, ощущение

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.6.20. ;font-family:'Times New Roman';background:#ffff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Рациональное познание в отличие от чувственного

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обновляет знания об окружающем мире ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Формирует наглядный образ предмета ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Использует логические умозаключения

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.11. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Человек от животного отличается тем, что он

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Имеет природные инстинкты ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обладает наиболее совершенным слухом ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Не зависит от природных условий ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обладает членораздельной речью

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.12. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Социальной потребностью является потребность в

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пище ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Воздухе ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Воде ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Семье

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.13. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> И человеку, и животному свойственны потребности в

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Социальной активности ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целенаправленной деятельности ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заботе о потомстве ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Изменении среды обитания

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.14. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> К социальным потребностям человека относится потребность в

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отдыхе ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Общении ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самосохранении ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сохранении потомства

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.15. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> И человеку, и животному свойственна

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">трудовая активность ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Забота о потомстве ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Творческая деятельность ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самореализация

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.16. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> К социальным потребностям человека относится потребность в

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пище и воде ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Общении ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самосохранении ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отдыхе

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.17. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> И человек, и животное способны

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Использовать природные предметы ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Изготавливать орудия груда с помощью других орудий труда ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Передавать трудовые навыки последующим поколениям ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Осознавать собственные потребности

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.18. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психической и социальной. К психической составляющей относятся

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Интересы и убеждения ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Половые особенности ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физиологические признаки ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Типы нервной системы

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.19. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Какой признак характеризует человека как личность?

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Особенности внешности ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Общественная активность ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Свойства темперамента ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Физическое развитие

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.7.20. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ff00" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Индивид ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Деятель ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Творец ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Индивидуальность

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.11. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Мифы о героях ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Мудрость «Тише едешь – дальше будешь» ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Теория относительности

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.12. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Мотивы ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Влечения ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Привычки ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эмоции

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.13. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Экономической ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Духовной ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Социальной ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Политической

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.14. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В познавательной деятельности в отличие от трудовой

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Средства должны соответствовать целям ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Субъектом выступает отдельная личность ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цель состоит в получении достоверного знания ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Результатом является создание нового продукта

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.15. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Общим у таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, является то, что они

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Допускают использование определённых правил или норм ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Предполагают обязательное наличие партнёра ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Носят условный характер ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Предписывают обязательное соблюдение ритуалов

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.16. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Создание идеального образа ожидаемого результата ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Использование предметов, данных природой ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целесообразная активность ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Поиск средств удовлетворения потребностей

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.17. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Игра в отличие от познания

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Носит целесообразный характер ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Доставляет удовольствие ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Является видом деятельности ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Носит условный характер

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.18. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> К существенным признакам, отличающим труд от игры, относится

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Активный характер ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Результативность ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целесообразность ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наличие партнёра

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.19. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Познание в отличие от общения

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Является проявлением человеческой активности ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Допускает использование речи (словесных форм) ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Способствует развитию личности ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Может быть индивидуальным

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.8.20. ;font-family:'Times New Roman';background:#00ffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> К необходимым условиям игры в отличие от труда относится

    ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обязательное использование инструментов ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Наличие воображаемой обстановки ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Осуществление коллективом людей ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Стремление к поставленной цели

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline;color:#000000;background:#ff00ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.9.11. ;font-family:'Times New Roman';color:#000000;background:#ff00ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся 5 и 10 классах. Им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»

;font-family:'Times New Roman';color:#000000;background:#ff00ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ответы учащихся

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu